Что надо знать об Умных автобусах? | iot.ru Новости Интернета вещей
91.98 € 100.2

Что надо знать об Умных автобусах?

Наличие в распоряжении горожан комфортного и безопасного общественного транспорта является показателем, по которому можно судить об уровне благосостояния каждого города. С развитием технологий Интернета вещей (IoT) у городских властей появилась возможность запустить по улицам города так называемые Умные автобусы. Портал iot.ru рассказывает, что представляют из себя Умные автобусы и каковы перспективы их развития на отечественном рынке. 

Комплектация Умных автобусов

Умные автобусы отличаются от обычных наличием специализированных IT-решений, позволяющих обеспечить дополнительный комфорт и безопасность пассажиров. Среди решений, которыми оснащаются Умные автобусы, можно выделить следующие:

  • Система видеонаблюдения. Видеонаблюдение осуществляется в режиме реального времени. Позволяет следить за поведением пассажиров в салоне автобуса и отслеживать случаи нарушения правил дорожного движения со стороны других транспортных средств.

  • Датчики ГЛОНАСС/GPS. Дают возможность в режиме онлайн отслеживать все передвижения автобусов и контролировать время их прибытия на остановку.

  • Оборудование Wi-Fi. Обеспечивает беспроводной доступ в сеть Интернет.

  • Дисплеи и мониторы. Предоставляют пассажирам полезную информацию, транслируют рекламный и развлекательный контент.

  • Речевой информатор. Оповещает пассажиров по громкой связи.

  • Кондиционеры. Управляют климатом в салоне автобуса.

  • Тревожная кнопка. Позволяет проинформировать диспетчера о возникновении экстренной ситуации с мгновенной передачей координат автобуса по ГЛОНАСС/GPS.

  • Модули контроля топлива и давления в шинах. Позволяют уменьшить вероятность сбоя в работе автобуса.

  • Тахографы. Следят, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения и регламент перевозок.

  • и др.

1.png

Умный автобус. Источник: s-avt.ru

Оборудование, используемое в Умных автобусах, должно быть виброустойчивым, иметь низкое энергопотребление и надежную защиту от вандалов. Контроль за автобусами ведется из единого центра управления, данные в который поступают в режиме реального времени по защищенным каналам связи. В результате диспетчер может в любой момент посмотреть, что происходит в салоне каждого автобуса, и немедленно предпринять необходимые меры в случае возникновения внештатных ситуаций.

Внедрение Умных автобусов дает городам следующие преимущества:

  • Повышается качество обслуживания пассажиров;

  • Поездки становятся более безопасными;

  • Управляющим организациям становится легче контролировать автобусный парк;

  • Уменьшается количество сбоев в работе автобусов;

  • Оптимизируются все автобусные маршруты. 

Отечественные Умные автобусы

В России о создании Умного автобуса всерьез заговорили пару лет назад. В 2014 году компания Cisco совместно со специалистами Казанского федерального университета представила экспериментальный автобус «Автодория». Прототип автобуса был оборудован 3G/4G приемниками, на основе которых пассажирам предполагалось предоставлять высокоскоростной доступ в сеть Интернет. Особый интерес представляли видеокамеры, которые, как уверяли разработчики, способны были самостоятельно фиксировать различные случаи нарушений правил дорожного движения и машины, находящиеся в розыске. Информация с видеокамер в режиме реального времени должна была отправляться на серверы ГИБДД.

Сейчас на отечественном рынке можно найти ряд компаний, занимающихся производством и установкой комплектующих для Умного автобуса. Одной из таких компаний является «ЕвроМобайл». Особый интерес в продукции «ЕвроМобайл» представляет специализированная мультимедийная система.

2.png

Мультимедийная информационная система от компании ЕвроМобайл

Еще одна разработка отечественной компании - «Автокондуктор» представляет собой автоматизированную систему учета пассажиропотока. Система «Автокондуктор» позволяет повысить доходы автобусного парка. С помощью установленных видеокамер она контролирует количество входящих и выходящих пассажиров, передавая данную информацию на центральный пульт управления. По словам представителей компании, сравнивая полученные платежи с показаниями системы «Автокондуктор», автобусный парк может увеличить прибыль с одного автобуса почти на 1000 рублей за смену.

3.png

Принцип работы системы «Автокондуктор»

Темпы развития

Как показывает практика, российские городские власти пока не спешат внедрять Умные автобусы повсеместно. Однако движение в этом направлении есть. Так, в конце 2016 года МаксимаТелеком и NetByNet объявили о создании в Москве единой «бесшовной» сети Wi-Fi на городском общественном транспорте. В результате, сеть Wi-Fi охватила не только Метрополитен, но и автобусы, трамваи, троллейбусы. Компания Яндекс в 2015 году запустила свой проект Яндекс. Транспорт, позволяющий отслеживать передвижения наземного общественного транспорта в режиме реального времени. Данные о местоположении поступают от городских и частных компаний, которым принадлежат установленные на транспорте датчики ГЛОНАСС/GPS.

Учитывая невысокие темпы развития, эксперты отмечают существенное отставание отечественного Умного общественного транспорта от Западных стран.

«Безусловно, общественный транспорт Европейских стран, особенно скандинавских, развит лучше, чем в России. К 2018 году мы планируем выпустить на дороги Санкт-Петербурга 225 автобусов с мультимедийной системой, и это составит лишь несколько процентов от всего автобусного парка. В Германии, Турции и странах Скандинавии этот показатель равен 100%». –рассказал iot.ru коммерческий директор компании «ЕвроМобайл» Александр Ярошевич.

Собеседник iot.ru отметил, что российские города постепенно перенимают опыт Западных стран. Существенным драйвером для этого является грядущий чемпионат мира по футболу. При этом Умными технологиями оснащаются не только новые автобусы, но и «с пробегом».

«Странно, но есть мнение, что стать Умным может только новый автобус, это не так – оснастить можно даже старый «пазик», и если у регионов нет денег на закупку новых машин, это не значит, что нельзя улучшить комфорт и безопасность общественного транспорта» — отметил Александр Ярошевич. 

Умный беспилотный автобус

Ожидается, что в перспективе Умные автобусы будут передвигаться в полностью автономном режиме, и предпосылки для этого уже имеются. Так, прошлым летом в Голландии прошли успешные испытания беспилотного автобуса Future Bus, разработанного компанией Mercedes-Benz. Умный автобус Future Bus смог проехать без водителя около 20 километров от амстердамского аэропорта Схипхол до города Харлем. При этом автобус самостоятельно тормозил на перекрестках и пропускал пешеходов.

4.jpg

Умный автобус Future Bus. Источник: HybridCars.com

Примерно в это же время свой прототип беспилотного умного автобуса Olli представила американская компания IBM. Интеллектуальный автобус Olli, вмещающий 12 пассажиров, был протестирован IBM на улицах Вашингтона. Производители говорят, что, находясь под управлением суперкомпьютера Watson, Olli может общаться с пассажирами и делать остановки по требованию. При возникновении аварийной ситуации суперкомпьютер самостоятельно оповещает службу 112.

5.jpg

Умный автобус Olli. Источник: solnca-net.com

Буквально пару недель назад в СМИ появилась информация, что российская компания «Волгобас» также разрабатывается беспилотный автобус, который получил весьма оригинальное название – "Матрешка". Автобус находится полностью под управлением искусственного интеллекта и вмещает от 8 до 12 человек. Работает от батареи и способен развивать скорость до 30 км/ч. По словам представителей компании, первый экземпляр автобуса будет выпущен до конца этого года. Стоимость опытного образца составляет около 8,5 млн рублей, однако в компании планируют снизить цену до 3,5 млн руб., когда начнется серийное производство.

Тестирование «Матрешки» проходит на закрытой территории Сколково. Однако в конце мая автобус проехал по Невскому проспекту в рамках парада ретротехники. Правда стоит отметить, что в целях безопасности при проезде по Невскому проспекту "Матрешка" двигалась под присмотром водителя.

6.jpg

Беспилотный автобус «Матрешка». Источник: Фонтанка.ру

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений