63.62 € 73.61

Илья Черкасов: «Россия - в пятерке мировых лидеров в сфере WiFi на транспорте»

Илья Черкасов: «Россия - в пятерке мировых лидеров в сфере WiFi на транспорте»

Количество подключений к сетям МаксимаТелеком, крупнейшего оператора публичного Wi-Fi, по итогам 2017 года выросло на 32%, а объем трафика увеличился на 54%. В планах компании — внедрение новых технологических сервисов для перевозчиков, основанных на телеметрии, анализе данных, а также сервисов для пассажиров. По прогнозам Ильи Черкасова, директора инфраструктурного бизнеса МаксимаТелеком, до 2020 года в российских городах-миллионниках Wi-Fi будет доступен в 80% транспортных средств. Развитие технологий и сервисов будет идти в трех направлениях: безопасность,  повышение комфорта и информирование пассажиров.

— Как в 2017 году развивался сегмент интернета для пассажиров в России?

— В 2017 году сохранился активный рост пользования Wi-Fi на транспорте. В сетях МаксимаТелеком по итогам 2017 года количество подключений выросло на 32%, а объем трафика — на 54%.

Появляются новые локации с публичным Wi-Fi в больших городах, активно растет количество точек доступа в регионах России. В прошлом году МаксимаТелеком построила самую быструю в мире сеть в подвижном составе метро — в Петербургском метрополитене. Мы подписали соглашение с Правительством Петербурга о формировании Единого Wi-Fi-пространства города. По нашим оценкам, в Петербурге, с учетом пилотных проектов, точками доступа Wi-Fi уже оснащено около 1,5 тысяч транспортных средств из 4 тысяч единиц наземного транспорта.

Рост проникновения интернета на транспорте — мировая тенденция. Россия один из мировых лидеров в вопросе connectivity на транспорте. По данным исследования EY, Wi-Fi является основным способом выхода в глобальную сеть во время поездок на транспорте для 46% москвичей. Это почти каждый второй пассажир, по этому показателю Москва впереди мировых столиц. Для сравнения, этот же показатель в Лондоне — 28%, в Нью-Йорке — 29%.

В Москве, где уже два года реализуется проект по созданию Единого Wi-Fi-пространства, доля проникновения интернета на наземном транспорте близится к 80% с учетом частных перевозчиков.

Расширяются технические возможности создания Wi-Fi на транспорте. В частности, развитие технологии агрегации каналов сотовой связи и удешевление устройств, — LTE роутеров, — позволило реализовать более качественный сервис для железнодорожного транспорта. Базовой услугой для новых пригородных электропоездов становится доступ в интернет для пассажиров на борту. По мере обновления парка электричек растет проникновение сервиса.

Активным драйвером роста количества точек доступа в 2017-2018 гг., конечно, была подготовка к ЧМ-2018. Города-миллионники продолжают развивать городской Wi-Fi, который вышел за пределы транспортной инфраструктуры. Пользоваться сервисом становится проще и удобнее, благодаря созданию бесшовных городских Wi-Fi-пространств, которые объединяют сети всех городских операторов единой системой идентификации и авторизации, логикой работы. В том числе это создает комфорт для туристов.

— Какие тенденции преобладали в развитии интернет-сервисов для пассажиров в 2017 году?

Транспортные интернет-сервисы становятся все более персонифицированными. Например, в прошлом году совместно с Московским метрополитеном МаксимаТелеком на базе собственной коммуникационной платформы внедрила персонифицированное оповещение пассажиров через СМС и информационные баннеры при подключении к Wi-Fi. Оповещение показывается только пассажирам конкретных веток и станций, которых касается изменение режима работы метрополитена.

Вторая тенденция — перевозчики продолжают повышать комфорт поездок с помощью приложений. Функционал позволяет купить билеты или абонементы, отследить маршрут и оптимизировать его, получить информацию о достопримечательностях. В ближайшее время можно будет узнать загруженность каждого транспортного средства, температуру в салоне и еще больше интегрироваться в среду Умного города.

— Какие первоочередные задачи решает сегодня ваша компания в России?

— Мы считаем, что задачу обеспечения connectivity на московском транспорте компания практически выполнила. В настоящее время МаксимаТелеком переносит этот опыт в регионы, в первую очередь — в города-миллионники. В 2018 году мы продолжим региональную экспансию нашей коммуникационной платформы и платформы авторизации и идентификации. Основное направление развития — предоставление инновационных технологических и пассажирских сервисов.

На опыте Московского и Петербургского метрополитенов мы убедились, что наши технологии позволяют эффективно монетизировать сети Wi-Fi через рекламу и инфраструктурные сервисы, в том числе сервисы для мобильных операторов. Разработанная МаксимаТелеком бизнес-модель универсальна и может быть адаптирована под каждый метрополитен. На прошедшем ПМЭФ-2018 было подписано стратегическое соглашение с компанией TechnoSatComm, строящей Wi-Fi в метро Дели. МаксимаТелеком апробирует в Дели платформы авторизации и монетизации, а также выступит в роли консультанта в области стратегии, технологий и IR для этого проекта и его расширения на всю территорию Индии.

— Как бы вы оценили востребованность интернета для пассажиров в крупнейших городах России и в ведущих мегаполисах мира? Есть ли особенности потребления трафика пассажирами в России и в зарубежных странах?

— Бытует мнение, что при доступном и дешевом мобильном интернете Wi-Fi-сервисы на транспорте являются неактуальными. Этот миф легко рушится, во-первых, данными из отчетов ведущих консалтинговых агентств, например, EY, а также нашей статистикой роста потребления трафика и новых подключений. Во-вторых, не стоит забывать, что покрытие мобильных операторов неоднородно, особенно это касается маршрутов железнодорожного транспорта. Часто специализированное оборудование с внешними антеннами и промышленными радиомодемами позволяет предоставить в сети Wi-Fi скорость выше, чем напрямую через мобильную сеть.

Безусловно, мобильный интернет развивается, однако пока он не может заменить качественный и бесплатный для пассажиров Wi-Fi. Если проанализировать прошлогодние изменения в пакетных тарифах операторов, вы увидите, что на рынке почти не осталось безлимитных тарифов. Внедрение DPI позволяет операторам тарифицировать отдельно самые популярные виды сервисов, что приводит к росту ARPU, а значит — к увеличению стоимости связи для конечного пользователя.

Не будем забывать и о мировом растущем тренде Wi-Fi-роуминга и Wi-Fi Offload, когда Wi-Fi сети используются мобильными операторами для оказания услуг связи абонентам. Этот тренд также увеличивает использование Wi-Fi абонентами мобильных сетей — голос и данные передаются по сетям Wi-Fi, при этом переход от одной технологии к другой проходит для пользователя абсолютно бесшовно.

Что касается потребления трафика, то в России пользователи больше используют соцсети и мессенджеры, в то время как в мире растет потребление тяжелого контента — видео (в том числе обучающих программ) и игрового.

— Как вы развиваете собственные решения? Какие новые технологии планируете задействовать для обеспечения пассажиров интернетом?

— В прошлом году мы запустили сеть в Петербургском метрополитене на новом технологическом решении для опорной сети и канала «поезд-тоннель». Решение позволило увеличить скорость передачи данных на каждый состав до 300 Мб/с. В этом проекте мы также использовали новые точки доступа, поддерживающие стандарт 802.11ac.

МаксимаТелеком работает над тем, чтобы в ближайшие два года обеспечить пропускную способность до 1ГБ/с на состав. Для сравнения, сейчас в сети метро Петербурга этот показатель составляет 300 Мб/с на состав.

Мы работаем над улучшением пользовательского опыта и повышением безопасности публичных Wi-Fi сетей. Например, разрабатываем новый механизм авторизации, который позволит всем желающим пользоваться Wi-Fi по шифрованному каналу.

Это упростит авторизацию — исчезнет необходимость авторизации только через http-сайты.

— Каковы ваши планы по развертыванию интернет-сервисов в ближайшие два-три года в России и мире?

— Мы планируем внедрять новые технологические сервисы для перевозчиков, основанные на телеметрии, анализе данных, а также пассажирские сервисы. Например, показывать загруженность транспортных средств для оптимизации поездки и давать персонифицированные советы по маршруту с учетом загруженности транспорта. Будем работать над дальнейшим улучшением бесшовного доступа к различным сегментам наших сетей Wi-Fi и перехода между ними.

— По вашему мнению, как в 2018-2020 гг. будет развиваться сегмент интернета для пассажиров в России и мире?

— Я полагаю, что в 2018-2020 гг. Wi-Fi будет оснащено порядка 80% всего транспорта во всех городах-миллионниках России. Произойдет окончательная интеграция Wi-Fi на транспорте в единые городские интернет-пространства с единым пользовательским опытом.

Развитие технологий и сервисов будет идти в трех направлениях: безопасность, повышение комфорта и информирование пассажиров.

Наличие качественнной связи с транспортным средством позволит собирать больше данных о состоянии парка, необходимости ремонта. Безопасность повысится за счет масштабного внедрения видеонаблюдения, усиления контроля за водителем или машинистом в режиме реального времени. Наконец, пользователям будет предоставляться все больше информационно-развлекательных сервисов — от телевидения до взаимодействия с диспетчером на базе сети Wi-Fi.

В крупных городах сейчас идет массовое обновление парка. Существует тенденция заводского оснащения транспорта оборудованием Wi-Fi. Перевозчики закладывают в контракты требования обеспечивать транспортные средства оборудованием уже на заводе. По этому направлению МаскимаТелеком активно работает с поставщиками подвижного состава, например, с Тверским и Демиховским вагоностроительными заводами. Мы предлагаем заводам комплексные решения, апробированные в Москве и Санкт-Петербурге.

Подписаться на новости Обсудить Заказать исследование на тему

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений