Обзор новостей IoT: в России растут сети IoT, умный город станет сервисом | iot.ru Новости Интернета вещей
 /  Обзор новостей IoT: в России растут сети IoT, умный город станет сервисом
92.59 € 100.2

Обзор новостей IoT: в России растут сети IoT, умный город станет сервисом

Главной новостью в сфере IoT в России на прошлой неделе стало заявление МТС о планах развернуть сети NB-IoT в ряде крупных городов и, скорей всего, их будет больше двадцати. Сам оператор называет свою будущую сеть «федеральной». Покрытие активно расширяет и пермский «ЭР-Телеком»: по последним данным, он уже охватил сетями LoRaWAN уже 52 города.

Почему важно?
 
Российские сети IoT строятся не сами по себе – а связке с сервисами от МТС и «ЭР-Телеком». Согласно последним подсчетам GSMA, в ближайшие семь лет обеспечение подключения к Интернету вещей принесет только около 5% прибыли от всего доходного потенциала IoT в глобальных масштабах. Две трети всей прибыли в сфере IoT принесут платформы, приложения и услуги. 

Что мне с этого?

Вслед за сегодняшними лидерами подтянутся и остальные провайдеры и операторы, что приближает фазу активной конкуренции между поставщиками IoT-связи и IoT-услуг.



Концепция умной городской платформы обретает все более ясные очертания. В Navigant Research подсчитали объем мирового рынка платформ для умного города и заявили, что в результате платформенного подхода произойдет становление модели «город как услуга».

Почему это важно?

Жизнь большинства людей на планете привязана к городам. Изменится город – и вслед за городом придется меняться и людям. И тем, кому интересны гаджеты и технические новинки, и тем, кому совсем не до них, придется иметь дело с «городом как сервисом» - на его условиях. В этом многоэтапном процессе важна и техническая составляющая, и госрегулирование, и успешное внедрение. Вендоры сделают все, чтобы озолотиться на умных городах, и для этого им нужно решить множество задач. 

Интерфейс умного города должен быть доступным, понятным, эффективным, полезным и безопасным для всех. Создание универсального интерфейса – это нетривильная задача, над которой бьются разработчики практически любых приложений и платформ, не обязательно касающихся умного города, отмечает архитектор Orange Business Services Антон Козлов. Помимо традиционных методов пользовательской оценки UI/UX, сейчас используются технологии машинного обучения и нейровизуализация. Сами по себе интерфейсы многих электронных услуг, которые используются в умном городе (транспортные сервисы, приложения госуслуг) постоянно дорабатываются – в конечном итоге такая эволюция сама оставит в деле наиболее понятные образцы. 

Все системы умного города в себе, скорей всего, объединит универсальное мобильное приложение, в которое может быть интегрирован голосовой помощник, но оно будет дополняться веб-версией и, к примеру, терминалами в пунктах оказания госуслуг, полагает эксперт. Таким образом перекрываются различные сценарии использования системы для разных возрастных групп.

Чтобы нивелировать условное расслоение общества на тех, кто быстро интегрирует технологии в свою жизнь и с удовольствием ими пользуется, и тех, для кого переход к электронным помощникам – большой стресс, нужна адаптация пользователей, считает генеральный директор агентства «Траектория будущего» Юлиана Науменко. В цифровом обществе могут стать востребованными специалисты-наставники, которые будут учить людей пользоваться новыми технологиями. Такие тьюторы могут оказаться полезными как для госструктур, так и для бизнеса. По словам эксперта, в российских университетах уже появляются первые программы дополнительного обучения на позицию «IT-тьютор», в которой совмещены технологии, социология и психология.  

Становление умного города в очередной раз ставит под вопрос конфиденциальность граждан, которую теснят не только абсолютно все направления развития «Индустрии 4.0», но и те технологии, которые уже прочно вошли в повседневную жизнь – например, мобильная связь и смартфоны. Полная цифровизация общества предполагает полную прозрачность всех ее участников, уверен директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш. Мы привыкли требовать, чтобы водители автобусов, няни с нашими детьми, доставка еды на дом и многое другое было абсолютно прозрачным для нас, однако сами делиться информацией мы не хотим. Многочисленные умные сервисы делают нашу жизнь лучше, легче, комфортнее, безопаснее. Но за возможность жить в комфортных условиях людям придется поменять отношение к «сакральности» своих персональных данных и принять давно уже не новые условия.

Что мне с этого?

Если пропустить ближайшие этапы трансформации городской среды, на которых будут решаться задачи оцифровки физических объектов, и попробовать заглянуть в будущее лет на 10-20, то мы увидим переход к модели «города как услуги», считает руководитель IoT-лаборатории компании «Первый БИТ» Иван Аверьянов. Районы, а может быть и целые города, будут сильно отличаться между собой, так как будут ориентированы на различные социальные группы. Студенческие городки, районы для пожилых людей или семей с детьми – эти и другие городские образования будут напоминать огромные отели, в которых все направлено на комфорт гостей. 

Проблемы интерфейсов практически не будет существовать, так как технологии распознавания голоса и образов позволят вывести коммуникации человека и окружающей городской среды на уровень общения людей между собой. Если сейчас использование технологических новинок - удел фанатов, то в будущем это станет возможным для простых пенсионеров.  Чем более совершенными будет технологии, тем меньше они будут заметны для пользователей. Наши дети не будут знать, что такое деньги, что такое походы в магазин за продуктами. 

Комфорт и безопасность - вот, что мы получим в обмен на полное отсутствие конфиденциальности и серьезное ограничение потребительского выбора. Сперва мы будем покупать подписку на «умный город», арендуя жилье в подходящем для нас районе или городе, но со временем модель монетизации будет трансформироваться и люди получат возможность не платить аренду. Подписка жителей на «город» станет для владельцев инфраструктуры сбытовым каналом, ширину которого определяет их количество. От того, как договорятся между собой продавцы и владельцы инфраструктуры будет зависеть, какие именно товары и услуги мы будем потреблять.

Есть ли возможность создать подобную платформу в России? Определенно. Угрозы, которые заключены в подобных платформах вынудят государство вкладываться в разработку отечественных систем.

Москва уже определена PwC как один из самых подготовленных городов к внедрению систем умного города. Есть и другие площадки для развития решений smart city, например, Иннополис, который служит полигоном для пилотного внедрения многих амбициозных проектов. Умный город в каком-то виде будет реализован везде, но всех проблем он не решит: умному автомобилю с низкой подвеской нечего делать на ухабинах в глубинке, а комбайнеру с зарплатой в три тысячи об умном автомобиле не приходится и мечтать.
Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений