Неприкосновенные технологии | iot.ru Новости Интернета вещей
93.44 € 99.58

Неприкосновенные технологии

Объем рынка бесконтактных платежей в России к 2017 году может превысить 20 млрд руб. Сейчас большинство NFC-транзакций происходит в Москве. NFC-инфраструктура активно развивается благодаря предприятиям городского транспорта и федеральным ритейлерам. Эксперты отмечают, что миграция банковских карт в смартфоны стала одной из мировых тенденций на рынке NFC. Подобные проекты сейчас реализуют в России.


Платежные системы ИТ-гигантов ускоряют мировой рынок NFC

Общий объем бесконтактных платежей в мире, проводимых с использованием носимой электроники и смартфонов, к 2018 году достигнет $95 млрд, сообщается в исследовании Juniper Research. По итогам 2015 года объем таких платежей составил $35 млрд. Аналитики отмечают, что распространение платежных систем Apple Pay и Samsung Pay станет главным драйвером развития рынка.

В Strategy Analytics ожидают, что конкуренция между Apple Pay и Samsung Pay только усилится, а объем мобильных платежей через NFC-телефоны к 2021 году приблизится к $240 млрд.

На прошлогоднем форуме NFC Live-2015 Андрей Макаров, директор департамента маркетинга финансовых услуг компании МТС, отметил, что к 2017 г. объем рынка бесконтактных платежей в России превысит 20 млрд руб.

По статистике Бинбанка, большинство операций с использованием NFC и бесконтактных карт происходит в Москве.

«Это связано с широким распространением NFC-терминалов и большим, чем в регионах, количеством современных смартфонов у клиентов столичного региона», – рассказал Павел Михалев, начальник управления развития мобильных сервисов группы Бинбанка.

Он отмечает, что NFC-инфраструктура в России развивается очень быстро. К тому же с 2017 года все POS-терминалы должны быть оборудованы NFC-ридерами. Популяризации NFC и бесконтактных банковских карт способствуют крупнейшие отечественные рителейры и транспортные предприятия российских мегаполисов.

Успех внедрения NFC как способа оплачивать услуги зависит от трех факторов: наличия смартфонов с поддержкой этой технологии, наличия платежной инфраструктуры и от привычки к оплате именно таким образом, считают в «МегаФоне».

«Что касается инфраструктуры, то она появляется в торгово-розничной сети товаров и услуг, особенно в крупных городах. Что касается изменения привычек людей, то при наличии гаджетов, инфраструктуры и соответствующих предложений по NFC-сервисам, привычка платить через смартфон очень быстро сформируется, потому что NFC-платежи, для микротранзакций и не только, с помощью телефона - очень удобный формат», – пояснила Юлия Дорохина, руководитель пресс-службы «МегаФона».

^0B23C13C17A254BA19A2C7514ED0977B63CE255B022EECCA88^pimgpsh_fullsize_distr.jpgСергей Тихонов, менеджер по коммуникациям ГК «Связной»:

Смартфон постепенно становится для человека «первым экраном», без которого сложно представить повседневную жизнь. Внедрение NFC в современные гаджеты как инструмента для совершения платежей в магазинах, в транспорте и других сферах повседневной жизни, оправданно.

NFC является удобной, безопасной, простой в использовании, понятной для пользователя технологией, что делает ее перспективной.

В России уровень проникновения смартфонов далек от показателей, например, США, хотя и постоянно растет. Смартфонами пользуется около половины населения России. Выше этот показатель только в Москве. При этом проникновение гаджетов с поддержкой NFC в России еще ниже. Например, по итогам 1 полугодия 2016 года в нашей стране только при помощи 19% проданных смартфонов можно совершать бесконтактные платежи. Доля по сути не изменилась по сравнению с январем-июнем 2015 года.

Всего за шесть месяцев 2016 года в России реализовано порядка 2,2 млн смартфонов с поддержкой NFC на сумму почти 66 млрд рублей. Рынок в этом сегменте за год вырос на 20% в штуках и на 37% в рублях. 

Что касается уровня популярности безналичных платежей, то в России процент транзакций, совершенных с использованием банковской карты, не настолько высок, как в развитых странах, и находится по разным оценкам на уровне 12% до 20%. Большинство покупателей предпочитают оплачивать покупки наличными.


России с NFC по пути

Одни из первых NFC-проектов в России реализовали операторы мобильной связи совместно с транспортными предприятиями. Так, в октябре 2011 года в метрополитене Санкт-Петербурга проект оплаты с помощью NFC запустил «МегаФон». С мая 2012 года аналогичной услугой могли воспользоваться пассажиры Казанского метрополитена, проект здесь запустил «Вымпелком». В октябре 2012 года «МегаФон» позволил абонентам оплачивать проезд в городском транспорте Екатеринбурга возможностью оплачивать проезд с помощью смартфонов.

В марте 2013 года пассажиры всех видов общественного транспорта в Новосибирске также смогли воспользоваться сервисом «Мобильный билет» и NFC-смартфонами для оплаты проезда. В сентябре 2015 года проект NFC-оплаты стартовал в общественном транспорте Москвы. За полгода с момента запуска проекта количество пассажиров, оплачивающих проезд в метро с помощью услуги «Мобильный билет», выросло в три раза.

«Сервис «Мобильный билет» позволяет оплачивать проезд с мобильного счета, просто поднеся телефон к турникету в транспорте. Таким образом, абонентам «МегаФона» больше не нужно стоять в очередях в кассы или покупать проездные для оплаты проезда в транспорте Москвы: карта «Тройка» теперь встроена прямо в SIM-карту мобильного телефона. Сейчас у сервиса несколько десятков тысяч пользователей», - рассказала Юлия Дорохина.

Оплата проезда с помощью бесконтактных банковских карт, с поддержкой технологий PayPass/PayWave, в России появилась позднее. В январе 2015 года в одно касание стало возможным рассчитаться с метрополитеном Санкт-Петербурга. В марте и апреле 2016 года аналогичный сервис стал доступен в метрополитенах Казани и Новосибирска. Пилотный проект по оплате проезда бесконтактными картами стартовал в Московском метрополитене в октябре 2015 года.

Банковские карты мигрируют в смартфоны

Технологии NFC активно внедряют ИТ-компании, такие как Google и Apple. Apple Pay позволяет хранить на смартфоне все данные о банковской карте клиента. Для приобретения товара или услуги достаточно выбрать привязанную к сервису банковскую карту и просто приложить смартфон к POS-терминалу, поддерживающему NFC. Android Pay имеет схожий функционал.

«Миграция банковских карт в смартфоны является одной из мировых тенденций. Все чаще разрабатываются решения, позволяющие оставлять карту дома, если под рукой есть смартфон. К примеру, технология HCE, генерирующая карты и записывающая их «по воздуху», и платежные приложения производителей смартфонов или разработчиков ОС (Samsung Pay, Google Wallet). Все это повышает, как и общее количество карт с поддержкой NFC, так и общий объем покупок по этим картам», - комментирует Андрей Гордиенко, руководитель направления управления развития дебетовых продуктов банка «Открытие».

Подобный сервис, реализованный на основе технологии HCE, реализовали в «МДМ Банке» (входит в группу «Бинбанка») около двух месяцев назад. «Технология HCE доступна для смартфонов на базе ОС Android. Она позволяет в одно касание смартфона к терминалу производить платежи, при этом карта может быть даже виртуальной, то есть не выпущена физически», - пояснил Павел Михалев.

 

Развитие инфраструктуры – главный драйвер развития NFC

Драйверами роста рассматриваемого рынка станут регионы, в которых доля вырастет за счет распространения банковских карт с NFC и проникновению смартфонов на базе Android с NFC, считает Андрей Гордиенко. Он добавил, что банке «Открытие» почти все новые карты для розничного рынка выпускаются с поддержкой NFC. Кроме того, международные платежные системы делают все возможное, чтобы все новые терминалы поддерживали бесконтактную оплату.

«Среди драйверов роста бесконтактных платежей в первую очередь можно выделить улучшение инфраструктуры, в частности, распространение терминалов с поддержкой NFC. Кроме того, клиенты начинают понимать, что подобный способ оплаты также безопасен, как и обычная оплата картой», - пояснил Андрей Гордиенко.

По мнению эксперта, появление «зон безналичной оплаты», где принимают только банковские карты (например, стадион «Открытие Арена»), развитие инфраструктуры как POS-терминалов в целом, так и с поддержкой NFC в частности, станет драйвером роста рынка в среднесрочной перспективе.

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений