Автоматизация и организация связи на АЗС | iot.ru Новости Интернета вещей
 /  Автоматизация и организация связи на АЗС
92.13 € 98.71

Автоматизация и организация связи на АЗС

Современные АЗС, помимо заправки автомобиля топливом, предоставляют еще массу дополнительных услуг – на их территории могут быть размещены магазин, кафе, автомойка, шиномонтаж, химчистка или пылесос для чистки салона, насос для шин и многое другое. В этом случае их называют АЗК - автозаправочный комплекс. Но все-таки главная цель, ради которой автомобилисты приезжают на АЗС и АЗК – это покупка бензина или дизельного топлива. Рассмотрим устройство типичной АЗС.

Топливо, как правило, «приезжает» на АЗС в бензовозах. Бензовоз содержит несколько отсеков, в которых находятся разные виды топлива. Цифры на цистерне указывают на объем этих отсеков. Далее происходят проверка привезенного топлива на уровень заполненности и плотность. Топливо не должно быть разбавлено водой. Узнать о наличии посторонней жидкости помогает специальное устройство, похожее на градусник – ареометр. Пробы свежего топлива каждый раз берутся на тот случай, если к АЗС предъявят претензии к качеству продаваемого товара. Далее оператор проверяет уровень заполненности резервуара самой АЗС. После всех проверок трубу от бензовоза присоединяют к резервуару, и начинается слив топлива. 

 1.jpg

Подземный многокамерный резервуар для АЗС. Источник: vmr-dv.ru/production/tanks/two-chamber.

Все сливочные горловины обозначены соответствующим наименованием топлива, так что ошибиться с трубой здесь трудно. Если оператор все-таки ошибся, то автоматика заблокирует подачу топлива. Стальные двухслойные резервуары находятся либо на расстоянии от топливораздаточных колонок (традиционная АЗС), либо непосредственно под колонками (блочная АЗС). Стандартный объем резервуара – 50 кубических метров. Проверка топлива происходит и в самом резервуаре с помощью уровнемера, который также расположен под землей. Плотность и температуру топлива оператор может увидеть на экране прибора со своего рабочего места. Через резервуар топливо поступает в топливораздаточную колонку (ТРК), и, соответственно, в раздаточный пистолет. Пистолет устроен так, что при переполнении бака срабатывает система отсечения подачи топлива. Бензин снова начнет поступать в пистолет только после очередного «взвода» его рычага. 

По результатам исследования, проведенного аналитическим агентством "АВТОСТАТ" совместно с сервисом BLAMPER.RU в 2015 году, 72,5% автомобилистов придают большое значение бренду АЗС, на которой они заправляют свое транспортное средство. На выбор АЗС влияют удобное расположение (близко к дому/работе) – 50,0%, низкая цена на топливо – 28,0%, совет друзей/знакомых – 16,5%. Важность такого фактора, как «Качество топлива» отметили 4,1% опрошенных. Результат опроса также показал рейтинг самых популярных брендов АЗС. В первую тройку вошли «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть».

2.jpg

Источник: autostat.ru/press-releases/22406/

Автоматизация АЗС

Автоматизация АЗС – это комплекс программных и аппаратных средств, который оптимизирует работу сотрудников и позволяет увеличить скорость обслуживания клиентов и всего оборудования станции. Кроме этого, с помощью автоматизации производится контроль работы всех АЗС сети в главном офисе.

Комплексы автоматизации для АЗС обычно имеют модульную структуру, которая позволяет изменить систему в соответствии с потребностями и техническими возможностями определенных станций. Тип АЗС, количество и вид ТРК, тип уровнемеров,  наличие магазина или кафе и количество операторов, система оплаты услуг и товаров – все это учитывается при разработке системы автоматизации.


Технологическое оборудование

Обеспечение надежности и безопасности технологического оборудования – одна из главных задач АЗС. Решается она следующим образом.

В резервуарном колодце, колодце слива и на площадке слива находятся уровнемеры, системы контроля параметров и датчики. Они контролируют уровень топлива, уровень в резервуаре аварийных проливов, герметичность межстенного пространства, заземление автоцистерны, работу дыхательных клапанов и т.д., а исполнительные элементы выполняют операции по предотвращению аварийных ситуаций. К исполнительным элементам могут относиться клапаны слива нефтепродуктов в резервуары, задвижки переключения стоков, погружные насосы ТРК. Все эти данные передаются в коммутатор, который находится в шкафу автоматики. Коммутатор передает информацию на специальный промышленный компьютер оператора или другое оборудование, наглядно показывающее работу системы (контрольно-измерительная консоль, планшетный компьютер). Здесь с помощью программного обеспечения оператор может наблюдать за работой оборудования – различные индикаторы показывают, насколько заполнен резервуар и какого типа топлива, есть ли разгерметизация или вода в резервуаре, то есть предоставляют показания всех датчиков. Причем система работает автоматически, например, если резервуар будет заполнен, программа «предупредит» оператора об опасной ситуации, например, покажет красный индикатор, включит звуковой сигнал, и клапан  в узле слива сразу будет закрыт. Если же уровень топлива достиг минимальной отметки, система оповестит оператора об этом и отключит насос выдачи топлива. Программа сразу предупредит об аварии, так как она совмещена с пожарной и аварийной сигнализацией. Индикатор аварии также обычно размещается в шкафу автоматики. Кроме этого, ПО регистрирует все события в системе и передает данные в диспетчерский пункт, а также позволяет составлять отчеты по работе оборудования с заданными параметрами.

3.jpg

Интерфейс ПО для автоматизации технологического оборудования, компания «Электронные системы». Источник: azs.ru/ato.

 

Обслуживание покупателей

Качество предоставляемых услуг и уровень сервиса играют немаловажную роль для успешной АЗС. Уменьшить скорость обслуживания клиентов помогают автоматизированные рабочие места операторов. Компьютер, на котором установлено специальное ПО, имеет доступ к информации о количестве нефтепродуктов в резервуарах, управляет отпуском топлива из ТРК, осуществляет продажу топлива и сопутствующих товаров, обслуживает кафе, составляет сменные и аналитические отчеты и данные о действиях операторов, которые затем поступают в офис компании. На крупных АЗК, где рабочее место оператора и продавца разделены, могут устанавливаться отдельные модули для продажи топлива и для продажи товаров. Различной может быть система оплаты – до или после заправки автомобиля. Все эти условия регистрируются в ПО. Клиент должен иметь возможность оплатить бензин и наличными, и банковскими картами, а значит, система обязана быть совместима с различными фискальными аппаратами, считывателями банковских карт, терминалами и другим кассовым оборудованием. Компьютер оператора может иметь экран тачскрин или управляться с клавиатуры. Оператор на экране фиксирует, сколько топлива и на какой колонке было заправлено в транспортное средство, здесь же отображается его цена и производится оплата клиентом. Если на АЗС есть магазин или кафе, оплата товаров и продуктов может производиться также с рабочего места оператора в том случае, если в ПО добавлен специальный модуль по его обслуживанию. Это очень удобно как для операторов, так и для клиентов. Программа, как правило, автоматически, по заданному алгоритму, формирует отчеты за смену, а также резервирует все данные. Отчеты поступают в офис для последующего анализа и сбора статистики. Еще одной важной частью обслуживания клиентов является выпуск собственных топливных смарт-карт и карт лояльности. Обычно система скидок и программы лояльности разрабатываются в офисе компании, а затем информация о них поступает на компьютеры операторов. Если АЗС выпускает собственные карты, то для их учета необходимы считыватели, подключаемые к компьютеру кассира.

4.jpg

Интерфейс ПО для обслуживания клиентов, компания «Электронные системы». Источник: azs.ru/ato. 


Связь на АЗС

Связь на АЗС необходима для слаженной работы персонала и для обслуживания покупателей. Связь может быть установлена между сотрудниками в здании, между сотрудниками в здании и у ТРК, а также между клиентами, находящимися у ТРК или у окошка приема денежных средств и оператором. В системе аудио-трансляции, как правило, присутствует громкая связь и интеграция с системой пожарной сигнализации. Самый простой набор оборудования для оповещения по громкой связи может включать пульт управления с микрофоном, усилительный блок и громкоговоритель. Более сложные системы способны осуществлять фоновое озвучивание торговой площади,  воспроизводить файлы с других носителей, поддерживать связь между клиентом и кассиром с помощью переговорных блоков и многое другое.

5.jpg

Переговорное устройство «клиент-кассир» включает пульт  управления, коммутатор и панель абонента. Источник: svyazkom.com/catalog/gromkogovoritelili_azs/S-660%20Stelberry%20AZS.html

 

Автоматизация на АЗС продолжает двигаться вперед. Например, автоматические заправки позволяют вообще обойтись без сотрудника АЗС – клиент самостоятельно оплачивает топливо в терминале самообслуживания, расположенном у ТРК. Такие аппараты можно найти на АЗС «Лукойл», «Газпромнефть», «Neste» и некоторых других.

 6.jpg

Автоматическая заправка «Лукойл». Источник: nag.ru/articles/article/21196/nfc-v-dele-umnaya-avtozapravka-.html.

Заправка через терминал занимает не более 3 минут, так что преимущество терминалов самообслуживания очевидно. И все-таки иногда автомобилистам хочется не просто быстро заправить авто, но и позавтракать или приобрести какую-нибудь мелочь для своего железного коня.

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений