67.68 € 76.07

Почему водители США выступают против самоуправляемых автомобилей

Идея иметь в собственности самоуправляемый автомобиль не нова. В 1956 году GM выпустила 8-минутный рекламный ролик, посвященный концептуальному продукту Firebird II.  сюжете, напоминающем телешоу «Предоставьте это Биверу» (Leave it to Beaver), семья напевает песню о том, как они устали от дорожных заторов и необходимости держать руль в руках. Затем младший сын нажимает кнопку на приборной панели, которая переносит их 1976 год. 

Позже Firebird II берет управление на себя. Пока автомобиль контролирует движение, глава семьи прикуривает сигару (при этом он не открывает окно, потому что семья наслаждается еще одной новинкой – кондиционером), в то время как автомобиль уже везет их по просторному шоссе. Прошло почти пятьдесят лет, как идеи 1956 года стали претворяться в реальность.

Эволюция беспилотного транспорта началась в 2003 году, когда Toyota установила систему помощи при парковке на седан-гибрид Prius, говорится в исследовании компании Cox. Уже в 2009 году компания Google запустила свой проект самоуправляемого автомобиля. Четыре года спустя ведущие автопроизводители – GM, Ford, BMW, Mercedes-Benz и Nissan начали работать над этой технологией. В 2015 году Tesla представила технологию автопилота на своих электрокарах.

Преимущества самоуправляемых автомобилей

Самоуправляемые автомобили позволят обеспечить мобильность для тех, кто не может управлять самостоятельно, а именно – людям с ограниченными возможностями или пожилым гражданам, уверены сторонники «автопилота».

«Для молодых людей, чей возраст не позволяет получить водительские права, идея самоуправляемого автомобиля будет интересной», – прокомментировала Ребекка Линдлэнд (Rebecca Lindland), исполнительный аналитик Kelley Blue Book.

Еще одним преимуществом является благоприятное влияние беспилотных электромобилей на окружающую среду. И наконец, если компьютеры возьмут на себя управление, дороги станут безопаснее.

В 2017 году в США было зарегистрировано около 40 тыс. смертей в авариях, причины 90% из которых были связаны с человеческим фактором. Об этом сообщалось в исследовании Cox.

Обозреватели согласны с тем, что технологии беспилотных транспортных средств будет эволюционировать в течение десятилетий. «В ближайшие 20 или 30 лет поездки на самоуправляемых автомобилях станут реальностью. Сегодня у нас есть один миллиард обычных автомобилей по всему миру. 230 млн машин приходится на США. Они не будут замещены автономными транспортными средствами в одночасье. Им придется сосуществовать до тех пор, пока мы не объявим, что каждый должен отказаться от традиционных автомобилей и использовать беспилотные транспортные средства», – полагает Сэм Эбьюэлсамид (Sam Abuelsamid), старший аналитик Navigant Research.

Пока же автопроизводители только говорят о важности беспилотного вождения, активно тестируют самоуправляемые автомобили на выделенных полигонах или же в потоке обычного транспорта. За рулем таких машин, как правило, находятся инженеры, которые лишь фиксируют «поведение» автопилота.

К примеру, GM Cruise, подразделение самоуправляемых решений компании General Motors, конкурирует с компанией Waymo (дочерней компанией Google) за первенство в развертывании технологий полностью беспилотных автомобилей для общественного использования, и, скорее всего, для предоставления услуг райд-шеринга. Представитель GM сообщил, что автопроизводитель намерен обеспечить поставку решения уже в следующем году. Сан-Франциско - это полигон для совершенствования технологии.

«Люди должны осознать, что автономное вождение уже укоренилось в традиционном автомобилестроении. Эта концепция находит все большее одобрение у автопроизводителей и продолжает развиваться», – добавила Линдлэнд.

Сопротивление новым технологиям

Гонка технологий встречает сопротивление со стороны некоторых людей, которые боятся потерять свободу личного права владения автомобилями. Они не доверяют автономным технологиям, которые постоянно требуют передачи разного рода данных. Скептики переживают о возможном вторжении в частную жизнь. «Если вы совершаете поездку на беспилотном автомобиле, то ваши передвижения могут отслеживать», – добавил Сэм Эбьюэлсамид.

Мак-Кил Хагерти (McKeel Hagerty) уже полвека работает генеральным директором страховой компании Hagerty Insurance Agency в городе Траверс, штат Мичиган. Ее партнерская программа Driver's Club насчитывает 1,5 млн автолюбителей. Компания стала крупнейшим поставщиком услуг классического автострахования в США. По его мнению, автомобили под управлением человека должны делить дороги с машинами-роботами, а не уступать им.

«Вождение и автомобильная культура значимы для многих людей. Мы полагаем, что таким людям нужен представитель их законных интересов», – добавил Хагерти. Кстати, он владеет Porsche 911S 1967 года выпуска, который он приобрел за $500 и восстановил 37 лет назад.

Противоборство

Хагерти не верит, что беспилотные транспортные средства когда-нибудь полностью вытеснят традиционные. Он возобновил работу автомобильного клуба Hagerty Plus Car. Клуб существует уже 12 лет и насчитывает 1,5 млн человек. Он проводит встречи с автолюбителями, уроки вождения, чтобы научить молодых людей работать с механической коробкой переключения передач, формирует фонды и присуждает стипендии колледжам, а также демонстрирует старинные автомобили и помогает в их ремонте и т.д.

По словам Хагерти, чтобы данная позиция была услышана и воспринята в обществе, а также позволила сохранить возможность управлять автомобилем в будущем, понадобится 6 млн членов.

«Есть много людей, которые думают об автомобиле как о собственности, а не комплексе программного и аппаратного обеспечения с автопилотом. У таких водителей остались приятные воспоминания о поездках, совершенных совместно с семьей. Для людей, увлеченных вождением и автомобилями, это означает быть человеком», – сказал Хагерти.

Он не одинок в поисках единомышленников. В январе была создана Ассоциация человеческого вождения (The Human Driving Association), которая уже насчитывает 4 тыс. членов. Так как многие водители не доверяют автопилоту, то оба движения прирастают участниками.

Согласно исследованию, Cox Automotive Evolution of Mobility, почти половина из 1250 опрошенных потребителей заявили, что они в ближайшее время «никогда» не приобретут полностью беспилотный автомобиль. Даже если все автомобили заменят на самоуправляемые, дороги не станут более безопасными, уверено большинство респондентов.

В марте Хагерти, чтобы выяснить отношение людей в возрасте от 22 до 37 лет к автомобилям, поручил провести опрос 1 тыс. миллениалов. Результаты показали, что 81% опрошенных «любят» и «испытывают страсть» в отношении владения автомобилями. По его словам, для тех, имеет водительские права или приобрел транспортное средство, основной проблемой являлось финансовое положение, а не отсутствие интереса к автомобилям.

Хагерти также провел два общих собрания с общественностью в мэрии, чтобы обсудить с потребителями их отношение к сохранению автомобилей под управлением человека для будущих поколений. Одна из таких встреч состоялась в Скоттсдейле, штат Аризона в январе, а вторая – в музее автомобильной промышленности Петерсена в Лос-Анджелесе в июне.

Результаты исследования Cox Automotive Evolution of Mobility показали, что 68% респондентов почувствовали бы себя «неудобно» в машине, полностью управляемой компьютером. 84% указали на необходимость иметь возможность контроля даже находясь на борту автономного транспортного средства.

Восприятие людьми уверенности в безопасности самоуправляемых автомобилей уменьшается. На вопрос, станут ли дороги безопаснее, если все транспортные средства будут полностью автономными, 45% ответили «да», по сравнению с 63% респондентов, ответивших утвердительно на аналогичный вопрос исследования в 2016 году.

«Больший скепсис испытывают люди в возрасте от 40 лет и старше», – прокомментировала Ребекка Линдлэнд. По ее словам, потребители должны понимать механизм возникновения большинства аварий с участием самоуправляемых транспортных средств: во всех случаях во всех испытаниях за рулем находились инженеры, которые фиксировали работу «сырых» технологий автопилота.

Громкие аварии с участием беспилотного транспорта

В мае 2016 года в штате Флорида в ДТП с трейлером попал беспилотный автомобиль Tesla Model S, на переднем сидении которого находился водитель - 40-летний Джошуа Браун, контролировавший работу автопилота. Джошуа Браун скончался на месте. Виной всему стали редкие обстоятельства: автопилот посчитал, что препятствий для движения нет.

28 марта 2017 года, тестируемый автомобиль Uber Technologies разбился в городе Темпе (Аризона, США). Авария не повлекла за собой серьезных травм водителей, отметили в Uber. Водитель обычной машины во время выполнения разворота не уступил дорогу беспилотнику Uber. Транспортные средства столкнулись, в результате чего самоуправляемый автомобиль, на переднем сидении которого находились двое сотрудников Uber, контролирующих работу автопилота, перевернулся на бок.

В марте 2018 года в смертельную аварию с автомобилем Uber, оснащенным технологиями автопилота, попала 49-летняя Элиан Херзберг. Женщина на велосипеде пересекала дорогу в неположенном месте. Пострадавшая скончалась в госпитале. Расследование показало, что автомобиль Uber передвигался со скоростью около 60 км/час. Компания Uber Technologies приостановила тестирование автопилота в Финиксе, Питтсбурге, Сан-Франциско и Торонто до выяснения всех обстоятельств трагедии.

Согласно данным Департамента транспортных средств штата Калифорния, с 2014 по 2018 гг. в штате было зарегистрировано 38 дорожных происшествий с участием беспилотных автомобилей, в большинстве аварий виновным стал человеческий фактор.

Дорожно-транспортные происшествия в Калифорнии с участием самоуправляемого транспорта, 2014-2018

аварии с автопилотом.jpg

Только в одном случае авария в дороге произошла по вине автопилота. Во время остановки машины в автономном режиме произошло 24 аварии. Во всех случаях остановка была санкционирована контролирующим инженером. Из 19 случаев движения автомобиля, при котором контроль осуществлялся со стороны инженера, только шесть произошли по вине технологии.

Компромиссный вариант

Алекс Рой (Alex Roy), редактор новостного ресурса thedrive.com, рассказал об основании Ассоциации человеческого вождения (The Human Driving Association). По его словам, реакция против развития концепции беспилотных автомобилей была настолько же ошибочной, как и идея об универсальности технологии.

Например, в северных климатических зонах США самоуправляемые автомобили не будут работать должным из-за снега или сильного дождя. В западных районах пересеченная местность может поставить роботов в тупик, добавил он. Традиционный способ вождения стоит сохранить, указал Рой.

«Люди хотят сами выбирать маршруты и иметь полную конфиденциальность. Самоуправление должно быть опцией для автомобилей под управлением человека», – считает Рой. В качестве компромиссного варианта он предлагает «альтернативный подход», который получил название дополненного вождения. Такой подход позволит людям самим управлять автомобилем, а также позволит сделать поездки эффективнее.

Хагерти полагает, что самоуправляемые автомобили позволяют эффективно передвигаться по городам. «Удовольствие ехать по Шоссе SR 1 вдоль побережья Калифорнии и сидеть на заднем сиденье автомобиля для меня не то же самое, что держать в руках руль», – рассказал он. По его словам, люди с водительскими правами и обычными машинами при переходе к самоуправляемому транспорту лишатся такой привилегии.

Автор текста: Джейми Л. Ларо (Jamie L. LaReau), репортер Detroit Free Press

Подписаться на новости Обсудить Заказать исследование на тему

Назад

Комментарии

Текст сообщения*