61.66 € 75.21

Развитие отрасли транспортной телематики. Взгляд экспертов

Развитие отрасли транспортной телематики. Взгляд экспертов

В 2017 году в отрасли транспортной телематики России произошло несколько значимых событий. Так, количество подключенных машин к системам «Платон» и «ЭРА-ГЛОНАСС» достигло миллиона. По мнению экспертов, эти две системы станут одним из главных драйверов роста рынка подключенного транспорта. В 2018 году, возможно, будет реализована система «Европротокола». В последствии транспортная телематика выйдет за границы транспорта. Этому способствует трансформация автомобилей в гаджеты, а транспорта – в услугу.

Как развивался рынок транспортной телематики в 2017 году

В системе «Платон», которая была запущена в ноябре 2015 года, к декабрю 2017 года зарегистрировалось 930 тыс. автомобилей. За это время было выдано 700 тыс. бесплатных бортовых устройств. В Правительстве России отмечают, что реализация системы «Платон» позволила сделать масштабный шаг к цифровизации отрасли коммерческих грузоперевозок.

В сентябре 2017 года в другой государственной системе — ЭРА-ГЛОНАСС, зарегистрировали миллион транспортных средств. Заметным событием прошлого года стали также испытания «Яндексом» автомобилей с системами самоуправления.

Эксперты iot.ru рассказали о наиболее заметных событиях в 2017 году и дали прогнозы по развитию отрасли

Алексей Шипулин.jpegАлексей Шипулин, старший вице-президент по развитию телематики Meta System: «Ключевыми драйверами для развития транспортной телематики станут «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Европротокол».

— Развитие транспортной телематики в 2017 году было вполне предсказуемым. Рынки систем мониторинга транспорта, спутниковых противоугонных систем, страховой телематики росли достаточно сдержано. В проекте «ЭРА-ГЛОНАСС» прорывного развития не наблюдалось, введение требований по обязательному использованию телематических устройств в проекте «Европротокол» было перенесено на 2018 год, и только проект «Платон» показал устойчивый запланированный рост.

Прирост абонентской базы пользователей в сегменте транспортной телематики в 2017 году в целом по рынку составил порядка 20%. При этом но надо учитывать, что рынок транспортной телематики в России непрозрачен, и отсутствуют открытые достоверные данные о результатах деятельности как минимум ведущих игроков.

В 2018 году я прогнозирую сдержанный рост рынка по всем направлениям. Говорить о том, что будут представлены новые прорывные решения или бизнес-модели, я бы не стал.

Развитие российского рынка транспортной телематики в 2018 году может ускорить реализация концепции Connected Car – главный драйвер роста рынка во всем мире. Эта концепция перестала быть прерогативой дорогих автомобилей и машин с престижной комплектацией, она доступна даже в транспортных средствах среднего класса. В России были анонсированы несколько проектов в области Connected Car для ряда моделей ВАЗ и китайских производителей. Будет интересно посмотреть, насколько ожидания совпадут с реалиями.

Для России ключевыми драйверами в течение нескольких следующих лет будут уже названные мной системы «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Европротокол». Особенно заслуживающим внимание является анонсирование сотрудничества между «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператор системы «Платон») и АО «ГЛОНАСС» по развитию коммерческой составляющей проекта «ЭРА-ГЛОНАСС». С моей точки зрения, это сотрудничество качественно повлияет на рост рынка транспортной телематики в России. Также многое будет зависеть от того, будут ли окончательно введены обязательные требования использования телематических устройств для фиксации факта и обстоятельств ДТП для проекта «Европротокол». Если подобные требования будут введены, то это станет одним из важных драйверов роста рынка.

Игорь Хереш.jpgИгорь Хереш, директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1»: «Главной валютой станут данные, собранные с помощью телематики».

— Рынок транспортной телематики, несмотря на кризис, продолжает свое развитие. Одной из главных тенденций 2017 года, безусловно, стало начало большого количества дискуссий на тему беспилотного транспорта. Компании-разработчики проводят пилотные проекты на полигонах, а также работают над решением проблем кибербезопасности.

Государственные структуры, в свою очередь, обсуждают возможные изменения законодательства в области беспилотного транспорта. Кроме того, утверждена программа новой цифровой экономики России, а многочисленные проекты в рамках нее должны будут являться большим шагом к решению насущных проблем в сфере транспорта.

Прирост абонентской базы пользователей в сегменте транспортной телематики в в 2014-2016 г. составил примерно 11%. По мнению аналитиков нашей компании, с учетом постепенного насыщения рынка темпы роста новых подключений в 2017-2018 г. составят от семи до 14%.

Я бы выделил два основных направления развития рынка в 2018 году. Это страховая телематика и модернизация региональных навигационно-информационных систем (РНИС).

В связи с большим количеством пилотов, проведенных в сфере страховой телематики в последние годы в России, есть большая вероятность, что в новом году будут запущены крупные проекты.

Ускорить развитие российского рынка транспортной телематики в 2018 году может внесение изменений в закон об ОСАГО, при которых использование телематики может повлиять на тариф существенно ускорит развитие рынка.

Ключевой тенденцией на 2018 год я бы назвал вовлечение автопроизводителей в большие телематические проекты на территории России. Это может означать, что конкуренция на рынке возрастет, а главной валютой станут данные, собранные с помощью телематики.

Денис Гребенников, Gurtam.jpgДенис Гребенников, директор по продажам Gurtam в СНГ: транспортная телематика перестанет концентрироваться на транспорте

— Для нас 2017 год был весьма удачен: в конце 2016 года в компании насчитывался 1 млн подключенных объектов, в конце 2017 – 1.35 млн. Прирост за год составил 35%. По нашим оценкам, на решения Gurtam приходится порядка 40% российского рынка мониторинга транспорта.

На рынке транспортной телематики можно отметить четыре заметные тенденции, преобладающие последнее время.  Первая тенденция: рынок становится все более насыщенным стандартными решениями в области мониторинга транспорта. Сервисы контроля местоположения и расхода топлива предлагает огромное количество интеграторов. Конкурировать на этом рынке, предлагая только стандартный функционал, становится все труднее, поэтому наблюдается определенная тенденция к укрупнению интеграторов.

В то же время системы мониторинга предлагают гораздо более широкие возможности в области контроля и повышения эффективности процессов, и эти возможности начинают находить свое применение. Это приводит ко второй тенденции: интеграторы в сфере телематики становятся интеграторами в полном смысле этого слова. Разобравшись в бизнес-процессах и задачах клиента, они предлагают комплексные решения, спроектированные под задачи конкретного предприятия. Такие проекты, как правило, уникальны и позволяют добиться значительных результатов для клиента.

Получив такой опыт и наработав экспертизу, интеграторы получают выход в новый бизнес-сегмент. Таким образом появляется третий тренд: глубокое проникновение телематических решений в различные сферы. Вследствие чего происходит переход от мониторинга транспорта к технологиям Интернета вещей. Это уже четвертый тренд.

На рынке в 2018 году, как это не парадоксально звучит, главным трендом станет выход транспортной телематики за область транспорта. Рынок уверенно движется в сторону Интернета вещей в широком смысле этого слова. Принято считать, что это быстро растущая сеть взаимосвязанных между собой устройств, которые с помощью программного обеспечения и сенсоров собирают информацию. 

спейс тим.JPGСмятских Алексей, генеральный директор навигационного холдинга СпейсТим: ЭРА-ГЛОНАСС – одна из основ цифровизации транспортной отрасли:

Ситуация на рынке транспортной телематики в России в 2017 году полностью отражала общую экономическую ситуацию в стране. Иными словами, произошел выход из кризиса и произошел определенный рост.

Развивался рынок не только за счет продаж и установок навигационно-связного оборудования классических систем мониторинга транспорта, но и за счет устройств экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС (УВЭОС), причем как на новые, так и на подержанные транспортные средства (ТС). За годы работы системы на российском рынке появилось около 1,3 млн единиц новых автомобилей, оснащенных на конвейере УВЭОС, а также около 50 тыс. находящихся в эксплуатации ТС, также оснащенных оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС.

ЭРА-ГЛОНАСС – одна из важнейших основ цифровизации на транспорте. Из других тенденций следует выделить развитие комплекса услуг для владельцев коммерческих автомобилей за счет роста количества информации, собираемой на борту ТС, развития аналитики в ПО и т.д. Продолжается миграция абонентов от одних сервис-провайдеров к другим, предлагающим более полный и качественный набор услуг.

Прирост абонентской базы пользователей в сегменте транспортной телематики в 2017 году составил примерно 300 тыс. пользователей. Экономика стабилизировалась, компании готовы тратить большие средства в оптимизацию бизнес-процессов, максимизировать прибыль и снижать издержки, в том числе на топливо, эксплуатацию автомобиля до 30%. Автомобилисты готовы обеспечивать безопасность за счет установки тревожных кнопок ЭРА-ГЛОНАСС. Автопроизводители готовы обеспечивать своих покупателей новыми удобными телематическими сервисами на борту на базе навигационно-информационных технологий, например, таких, как удаленная диагностика автомобиля, видеонаблюдение на борту, информационно-развлекательные сервисы с привязкой к местоположению и множество других полезных функций.

В 2018 году на рынке появятся новые крупные игроки – автозаводы со своей сервисной телематической платформой и набором услуг для конечных пользователей – владельцев ТС, которые приобрели автомобили с предустановленным оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС. Это тенденция будет развиваться и окажет существенное влияние на весь рынок транспортной телематики в России. Поэтому стоит ожидать более существенного (по сравнению с 2017 годом) прироста абонентской базы.

Развитие рынка может ускорить дальнейший рост российской экономики в целом и 100% оснащение новых автомобилей оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС, на базе которого будет оказываться целый комплекс телематических, навигационного-информационных сервисов и услуг, о которых я уже сказал ранее.

спайс тимJPG.jpgХадонова Светлана, директор по маркетингу навигационного холдинга СпейсТим: автомобиль превращается в гаджет, а транспорт – в услугу:

2017 год был годом выхода из кризиса, поэтому рынок транспортной телематики и спутниковой навигации в России не претерпел существенных изменений в плане технологического развития.

Мы считаем, что в 2018-2020 году нас все-таки ждут технологические прорывы. Автомобиль становится online-гаджетом, транспорт – услугой. Телематика становится гарантом снижения аварийности «умных» машин.

И далее будут преобладать тенденции комплексирования навигационных и коммуникационных технологий, интеграция, объединение разрозненных систем в крупные централизованные ситуационные центры, развитие коммерческих сервисов на базе ЭРА-ГЛОНАСС, умные подключенные автомобили со встроенными транспортными телематическими системами, технологии V2x, Интернет вещей, развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в рамках общей тенденции цифровой трансформации городов, в концепции умных городов и транспортной мобильности, системы автоматического контроля и регулирования маршрутного движения беспилотных транспортных средств с элементами искусственного интеллекта и др.

Ну и, конечно, наступило время профессионалов. Заказчик взвешенно относится к каждому вложенному рублю, и значительно повышает требования к поставщикам продуктов услуг. Много небольших компаний уходят и будут уходить с рынка, но при на рынок заходят компании из смежных отраслей, например, станции техобслуживания автомобилей, которые предлагают в своих кейсах профессиональную установку устройств ЭРА-ГЛОНАСС.

В.Тимонин.JPGВячеслав Тимонин, советник по ИТ генерального директора транспортной компании «ПЭК»: запуск 5G и LPWAN сетей ускорит развитие рынка транспортной телематики в России:

В 2016 году наблюдалась некоторая стагнация рынка транспортной телематики, связанная с политическими и финансовыми факторами. Многие автопроизводители были вынуждены сократить продажи – проходили сертификацию, корректировали сборочный процесс. В 2017 году мы увидели положительную динамику рынка. В том числе это связано с обязательной установкой систем ЭРА-ГЛОНАС на новые автомобили, продажи которых увеличились. Также хотелось бы отметить развитие каршеринговых сервисов и городских служб такси.

В 2018 году ускорить развитие российского рынка транспортной телематики позволит строительство инфраструктуры. В частности, запуск высокоскоростных беспроводных каналов передачи данных, таких как сети 5G, и внедрение стандартов NB-IoT. Кроме того, для развития российского рынка транспортной телематики необходимы высокое качество предоставляемых сервисов, централизация продаж услуг, поддержка ПО и здоровая конкуренция.

По мнению специалистов «ПЭК», уже в 2018 году будут реализованы ряд важных государственных проектов. В частности, будут активно развиваться системы «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС» и другие региональные навигационно-информационные системы РНИС.

Переход на электронные ПТС даст толчок к развитию страховой телематики. Это приведет к снижению мошенничества, появлению гибких тарифов и смарт-сервисов, например, по принципу Pay-as-you-Drive (плати, как водишь). Также ожидается качественный прорыв в сегменте мобильной связи. Запуск 5G явно будет способствовать широкому распространению высокотехнологичных сервисов, служб, интернета вещей.

Наиболее перспективными направлениями на рынке транспортной телематики являются различные логистические сервисы, fleet-менеджмент, мониторинг и контроль техники и персонала.

Сегодня инновациями занимаются те логистические операторы, у которых есть возможность инвестировать в создание программно-аппаратного комплекса и разветвлённой сети под свои нужды. Например, мы в транспортной компании «ПЭК» («Первой экспедиционной компании») направляем значительные ресурсы на разработку и поддержку собственных сервисов, востребованных клиентами, а также на интеграцию сторонних решений в информационную систему компании.

Как самоуправляемые автомобили «Яндекса» находили дорогу

Сейчас транспортные средства российского поискового гиганта способны поддерживать передвижение по заданному маршруту. Навигацию и обнаружение препятствий и других участников дорожного движения обеспечивают приемные терминалы GPS и ГЛОНАСС, камеры, радары и лидары и другое оборудование. В ноябре представители «Яндекса» сообщили, что автомобиль в условиях зимы и на заснеженных дорогах смог отличить разметку на асфальте. Разметка — один из основных маркеров для любого самоуправляемого транспортного средства в мире.

Уже в декабре стало известно о тестировании сервисом «Яндекс.Такси» самоуправляемых автомобилей, за рулем которых находятся профессиональные водители. В 2018 году сервис намерен протестировать самоуправляемые автомобили на дорогах общего пользования.   


Прогнозы по развитию самоуправляемых автомобилей в России

Пока российские эксперты не дают оптимистичных прогнозов по развитию отечественного рынка самоуправляемого транспорта. Так, министр транспорта в марте 2017 года сообщил, что не ранее 2030-х годов в Центральной России беспилотные автомобили станут массовым явлением. По мнению министра, «умные» машины будут широко использоваться в Москве и Подмосковье через 20 лет – в 2030-х годах. Соколов считает, что развитию беспилотного транспорта в России мешают две вещи – отсутствие законодательной базы и обеспечивающей телекоммуникационной инфраструктуры.

Если в мире к 2030 году доля самоуправляемых автомобилей достигнет 15%, то в РФ она окажется «минимальной», спрогнозировали в марте эксперты, обсуждавшие развитие отрасли на форуме AutoInvest. 

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений