Григорий Сизов: IoT сейчас – это небольшая, но растущая часть рынка, которая становится все более «осязаемой» | iot.ru Новости Интернета вещей
92.26 € 99.71

Григорий Сизов: IoT сейчас – это небольшая, но растущая часть рынка, которая становится все более «осязаемой»

Объем рынка телематических решений в России ежегодно растет от 19% до 25%. Такая динамика может сохраниться до 2020 года, считает Григорий Сизов, руководитель направления М2М компании «ВымпелКом». Основными сферами применения IoT и M2M в России, по словам эксперта, являются автомобильная отрасль, охранные системы и Smart Metering. Драйверами роста рынка станут удешевление M2M-оборудования, появление новых технологий, законодательные инициативы и текущая экономическая ситуация.


Как бы вы оценили рост объемов рынка телематики за последнее время?

Григорий Сизов: По разным аналитическим отчетам и по данным нашей компании, объем рынка телематических решений растет ежегодно от 19% до 25%. Мы прогнозируем, что такая динамика сохранится до 2020 года. Среднегодовой темп роста объема рынка по абонентам и подключаемым устройствам в рассматриваемый период мы прогнозируем на уровне 22%. Это связано с тем, что доходы от основного бизнеса операторов уже не растут прежними темпами. IoT сейчас – это небольшая, но растущая часть рынка, которая год от года становится все более «осязаемой». Поэтому будут созданы «правила игры», определены стандартизированные методики подсчета абонентской базы M2M.

Как бы вы оценили долю «ВымпелКом» среди других операторов связи на рынке телематики?

Григорий Сизов: Мы общались со многими мировыми провайдерами мобильной связи. У каждого из участников рынка, из-за отсутствия стандартной модели по подсчету абонентов телематических сервисов, своя методология подсчета. Такая ситуация характерна и для России.

Кроме того, не на всех M2M тарифах в b2b и в b2c живут реальные M2M-абоненты: погрешность составляет около 10%, в их число входят устройства, которые могут использоваться в технологических процессах, например, как противоугонное средство в автомобиле. Если же делать оценку абонентской базы по IMEI в b2b и b2c, то выяснится, что большое количество абонентов M2M живет на «человеческих» тарифах, а часть оборудования имеет либо некорректные IMEI, либо же они вовсе отсутствуют. У разных компаний могут быть разные данные по оценке доли на рынке, поскольку они могут использовать разные методики. По нашим данным, «ВымпелКом» занимает около 30% рынка в выручке M2M-направления. По итогам 2015 года рост выручки от M2M на базе платформы Jasper составил 49%, а рост количества SIM-карт – 47%.

Какие основные драйверы роста рынка вы можете назвать?

Григорий Сизов: Драйвером роста рынка стали удешевление M2M-оборудования, появление новых технологий и возможность применения всего этого массово и понятно. Например, еще пять лет назад оборудование стоило значительно дороже, технологий было значительно меньше и в то время не существовало стандартизированных решений.

До 2014 года основным драйвером роста объемов рынка был пассажирский, муниципальный и коммерческий транспорт, оснащаемый системами мониторинга ГЛОНАСС по нормативам Минтранса. После этого периода инициативы в сфере транспортной телематики «притормозили». Объемы рынка росли, но не такими высокими темпами, как до 2014 года.

Также драйвером роста стали предприятия, которые предоставляют сервисы по охране помещений. Этому способствовал переход от фиксированных каналов коммуникаций на беспроводные мобильные сети с использованием SIM-карт. Аналогичный переход наблюдался и в сфере платежных и POS-терминалов. Появились и новые проекты в сфере промышленной телеметрии, которые помогли предприятиям максимально эффективно использовать свой бизнес.

Что касается частных клиентов, то первыми решениями для этого сегмента были SMS-розетки. Сейчас к ним добавились системы удаленного управления газовыми котлами, электрообогревателями, контроля влажности и температуры в помещениях. Эти решения нельзя назвать массовыми, но ими пользуются продвинутые абоненты и «технофрики».

За счет удешевления оборудования сегмент b2c-телематики год от года растет. Взрывного роста пока нет, но через год-два технологии станут более массовыми, и тогда этот рынок можно будет оценивать. 

Сейчас оценка затруднена из-за того, что производитель оторван от потребителя. Например, поставщик изготавливает аппаратуру и говорит клиенту: «Вот, пользуйся». «А какую SIM-карту использовать?», - спрашивает клиент. «Да какая работает. SMS-будешь отправлять», - отвечают представители производителя.

Мировые тенденции говорят о том, что выигрывает совсем другая система взаимодействия. Например, человек приобретает газовый котел для коттеджа. Вместе с техникой он получает полный сервис, включая мобильное приложение для смартфона или планшета, с помощью которого может контролировать удаленное оборудование. Это решение несет в себе сервисные платежи, но в то же время доступно для управления любому человеку, а не только специалисту. Цена решения и потребности потребителя должны сойтись в одной точке, и тогда рынок станет массовым.

В каких отраслях и регионах телематика пользуется наибольшим спросом?

Григорий Сизов: Это регионы, в которых есть промышленное производство и платежеспособный спрос. Как правило, динамика совпадает с экономической активностью регионов. Чем больше активность, тем больше абонентов. При этом Москва занимает существенную долю в мобильном бизнесе у всех операторов связи. В плане IoT и M2M доля Москвы меньше, так как российские операторы связи предлагают единые телематические тарифы для всей страны.

Что касается отраслевого распределения, то M2M-решения «ВымпелКом» активно применяются в автомобильной сфере (аutomotive: мониторинг транспорта, страховая телематика и т.д.) – 37%, в сервисах для обеспечения безопасности – 15%, smart metering – 15%. На остальные сферы приходится 33% (терминалы оплаты, банкоматы, рекламные конструкции и т.д.).

Расскажите, пожалуйста, о первом телематическом проекте вашей компании?

Григорий Сизов: Первый полноценный проект использования SIM-карты «ВымпелКом» в телематическом решении, о котором нам доподлинно известно, относится к 2003 году. Тогда наша SIM-карта использовалась в банкомате «Ситибанка». С помощью нее передавались команды для управления терминалом и данные для процессингового центра.

До этого момента никто не акцентировал внимание на таких решениях, и, скорее всего первые проекты с использованием телематических SIM-карт «ВымпелКом» был реализованы еще раньше, в конце 90-х. Тогда в Москве компании «Цезарь Сателлит» и «Гольфстрим» в противоугонных системах и охранных комплексах для защиты квартир и офисов использовали SIM-карты различных операторов. Управление системами осуществлялось с помощью SMS-сообщений. «ВымпелКом» был одним из поставщиков SIM-карт. Кроме того, крупным потребителем телематики в начале 2000-х годов была компания ОСМП (сейчас бренд QIWI).

Телематика как отдельное направление бизнеса начало формироваться в «ВымпелКом» примерно в 2007 году. В это время стали появляться специальные технические решения для корпоративных клиентов. С 2010 года M2M стало выделенным направлением и одним из основных в сегменте b2b.

Какие интересные M2M-проекты ваша компания реализовала в прошлом году?

Григорий Сизов: Один из крупнейших производителей и поставщиков автоматизированного кассового оборудования в России, компания «АТОЛ», реализовала проект «Отличный безналичный» на базе продуктов «ВымпелКом». Решение заключается в том, что любой предприниматель может приобрести решение для торгового эквайринга, включающее в себя терминал оплаты. «АТОЛ» гарантирует фиксированную стоимость эквайринга и обслуживания. «АТОЛ» базирует свое решение на SIM-картах «ВымпелКом», а для конечного пользователя берет на себя управление и мониторинг SIM-карт, их дистанционную диагностику с тем, чтобы клиент получил полный сервис.

Как вы считаете, нынешняя экономическая ситуация будет способствовать росту спроса на M2M-сервисы?

Григорий Сизов: На мой взгляд, это станет некоторым драйвером роста рынка. В России в лучшие годы реализовывались 2,4 млн новых автомобилей. Продажи сейчас значительно упали, и все-таки продается порядка 1 млн машин. Этому миллиону будет нужна сигнализация с удаленным запуском двигателя, особенно в условиях Севера и за Уралом. Кроме того, вряд ли вы найдете человека, который в нынешней ситуации откажется от страхования собственного автомобиля. Сейчас активно развивается «умное страхование», которое предусматривает установку телематического оборудования в машину.

Страховые компании очищают свой пакет от мошенников, могут выстраивать новый рынок, когда компания может оценивать стиль езды водителя не по косвенным показателям. Так, например, в зависимости от стиля вождения страховая компания поймет, нужен ей конкретный клиент или лучше не продлевать с ним отношения, так как стиль поведения водителя рано или поздно приведет к серьезной аварии. «ВымпелКом» также участвует в таких проектах.

Многие автопроизводители делают ставку на решения «Сonnected car». Это означает, что владелец «подключенной» машины сможет получить услуги удаленной диагностики, сэкономит время и деньги. Телематика также позволяет эффективно управлять коммерческим автопарком.

Инвестиции большинства коммерческих заказчиков в ИТ-проекты в России значительно упали. Сокращаются расходы на корпоративную связь, например, с помощью снижения лимита минут на сотрудника. В то же время растут затраты некоторых компаний на телематику. В целом, с точки зрения Интернета вещей ситуация не самая плохая. Рост M2M-рынка, возможно, будет меньше, но в сокращение его объемов мы не верим.

Что препятствует проникновению телематики и IoT в России?

Григорий Сизов: Мировые тенденции говорят, что через мобильные сети некоторые проекты делать удобнее и проще. Фиксированная связь, особенно в России, в определенной степени ограничивает развитие технологий. В стране есть 400 тыс. терминалов оплаты. Они изначально работали на SIM-картах, так как продукт должен быть простым, массовым, легко инсталлируемым и не зависеть ни от чего. Если бы терминалы подключались по проводу, тогда бы владельцу приходилось бы заключать договор с владельцем помещений, проходить согласования и только затем начинать стройку. Это бы значительно затормозило рынок. При таких условиях количество терминалов было бы порядка 40 тыс.

От медного провода там, где не нужны высокие скорости передачи данных и необходима большая степень безопасности, пора отказываться. Если владелец проводного решения хочет что-либо изменить, то сначала разумнее взглянуть на SIM, а затем – на все остальные продукты.

Если у вас есть кафе, оснащенное терминалами для приема банковских карт, то они могут работать через Wi-Fi или с помощью SIM-карт. Опыт показывает, что последний вариант позволяет контролировать банкам весь транзакционный трафик. Продажи беспроводных терминалов с SIM-картами уже ведут счет на тысячи, и мы думаем, что такие проекты продолжат свое развитие.

Вопрос должен стоять не в оборудовании, а в сервисе. Это и есть концепция IoT. Производителям все сложнее конкурировать в части техники: внешний вид и функционал у оборудования практически одинаковый, а стоимость превышает себестоимость на копейки. Когда речь идет об Интернете вещей, мы должны забыть об оборудовании и начать говорить про сервис и стоимость владения и конечную стоимость самого решения для бизнеса.

Пользователю важно получить качественный сервис, а не задумываться о приобретении SIM-карт, о ремонте аппаратуры в случае неисправности и т.д. К сожалению, в России и некоторых других странах не очень привыкли платить за сервис. Мы привыкли что-нибудь купить и потом как-нибудь очень дешево это использовать.

Да и производители больше нацелены на продажу оборудования и меньше на то, чтобы предоставлять клиентам сервис. Мы ведем переговоры с поставщиками, которые прекрасно понимают, что сервисная модель позволяет повысить маржинальность своих продуктов за счет сервисов, а с другой стороны – обезопасить свой бизнес от валютных и экономических скачков.

Так, в прошлом году мы также запустили проект с EasyFrame, который можно назвать «инстаграмом для бабушек». Это фоторамки с предустановленной SIM-картой. Тот, кто хочет подарить рамку близким скачивает на свой смартфон приложение. Затем, находясь вдалеке от близких, он может отправлять фотографии на онлайн-рамку. Это сервисная модель, завязанная на оборудовании.

Как вы считаете, произойдут ли на рынке IoT и M2M коренные изменения? Например, изменятся основные отрасли, в которых применяются такие решения?

Григорий Сизов: Во многих странах Европы серьезные перемены были связаны с теми или иными государственными инициативами. Так, в некоторых странах ЕС в обязательном порядке ведут онлайн-учет потребленной электроэнергии. Инициативы в сфере Smart Metering привели здесь в свое время к взрывному росту рынка. В России более 55 млн домохозяйств. Это «ящик Пандоры», открыть который смог бы закон об обязательной передаче данных о потреблении коммунальных ресурсов в режиме онлайн.

У нас есть «ЭРА-ГЛОНАСС», и автомобили, выпущенные с 2017 года, должны быть оснащены бортовыми системами на базе ГЛОНАСС. Телематический блок будет в каждой новой машине, поэтому производители заинтересованы в предоставлении новых сервисов для пользователей. Скорее всего, с 2017 года на рынке появится множество новых проектов.

Российский рынок от западных отстает в отельных отраслях от трех до десяти лет. Поэтому стоит ожидать, что у нас будут наблюдаться те же процессы, что произошли в свое время в некоторых странах.

Мы предчувствуем два основных вектора развития.

Во-первых, появится все больше и больше платформ для Интернета вещей от серьезных вендоров, таких, как Oracle, SAP, Microsoft. Это будут промышленные надежные решения. Во-вторых, подешевеют решения для IoT и M2M, которые будут работать в сетях LTE. Сейчас из-за дороговизны они не являются массовыми. Именно массовость приведет к росту решений для конечного потребителя.

В настоящее время около 90% устройств, работающих в IoT и M2M в России, используют сети 2G. Этот стандарт связи можно назвать морально устаревшим, но для многих решений его ресурса вполне хватает. Если в месяц необходимо передавать менее 100 МБ данных, то многие компании не готовы вкладываться и в телематическое 3G оборудование. Так, многие автомобильные решения используют 2G.

Смущает то, что в России нет производства телематического оборудования полного цикла. Зарубежные компании, которые этим серьезно занимаются, в Россию еще не пришли, так как заняты развитием «родных» рынков. Сейчас очень хороший момент, чтобы развивались наши решения, иначе отечественный рынок займут иностранные компании. Для развития IoT и M2M в России препятствий нет. Телематика для нашей страны может быть «соломинкой» в будущее.

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений