Алексей Шипулин: «Драйверами рынка телематики в России станут системы «ЭРА-ГЛОНАСС», «Платон» и «Европротокол» | iot.ru Новости Интернета вещей
 /  Алексей Шипулин: «Драйверами рынка телематики в России станут системы «ЭРА-ГЛОНАСС», «Платон» и «Европротокол»
92.01 € 98.72

Алексей Шипулин: «Драйверами рынка телематики в России станут системы «ЭРА-ГЛОНАСС», «Платон» и «Европротокол»

Рынок умного страхования в России в настоящее время развивается не столь стремительно. Однако драйвером роста может стать реализация «Европротокола», благодаря которому телематика станет неотъемлемой частью ОСАГО. В целом развитие российского рынка телематики в среднесрочной перспективе смогут ускорить три ключевых проекта: ЭРА-ГЛОНАСС, Платон и «Европротокол», а в долгосрочной – реализация комплексной концепции connected car. Об этом в интервью iot.ru рассказал Алексей Шипулин, старший вице-президент по развитию телематики компании Meta System.


- Охарактеризуйте, пожалуйста, развитие рынка транспортной телематики в России в 2016-2017 гг?

- 2016 год для поставщиков решений в сфере мониторинга транспорта выдался сложным, я бы сказал кризисным. Из-за непростой экономической ситуации крупные проекты с государственным финансированием были заморожены. Автопарки крупных и средних масштабов стали уделять ещё больше внимания экономической эффективности внедрения подобных решений. Из-за того, что заказчики стремились экономить, обострилась и ценовая конкуренция. 

Если сравнивать рынок умного страхования с рынком спутникового мониторинга и охраны транспорта – то последний уже устоявшийся ввиду более раннего появления. Сегмент телематики достиг потолка роста, в нем уже сформировалась группа лидирующих игроков. Сейчас здесь нет качественных изменений в худшую или лучшую сторону.

Телематика активно развивается за счет нескольких проектов, инициированных государством: ЭРА-ГЛОНАСС, «Платон» и «Европротокол». Последний предусматривает использование страховой телематики в ОСАГО. Оформление ДТП по «Европротоколу» происходит в том случае, если участниками аварии стали два автомобиля, не нанесен ущерб чьим-либо жизни, здоровью, имуществу третьих лиц. Также стороны должны иметь единое мнение относительно причин аварии.


- Как вы оцениваете развитие сегмента страховой телематики в России в 2016 – 2017 гг?

- Сегмент страховой телематики в России в 2016 году показал тенденции к росту. Сейчас услуги страхования с телематикой представляют около 15 страховых компаний. Общее количество умных полисов в России составляет порядка 80 тыс. единиц. И все же рынок скорее развивается в качественном выражении, нежели в количественном.

Схожие тенденции на этапе становления наблюдались во многих развитых странах. Сначала услуга выходила на рынок, но постепенно она обрастала все новым функционалом, продвигались другие сопутствующие услуги и сервисы.

На российском рынке уже представлены две ключевые модели страховой телематики: первая связана с установкой устройств на автомобиль и полисы привязаны в основном к КАСКО, а вторая –заключается в использовании мобильного приложения без инсталляции оборудования. Несмотря на то, что скачать мобильные приложения намного проще, чем установить оборудование, эти модели дополняют друг друга.

Но программы, работающие на основе данных, полученных с оборудования в автомобиле являются гораздо более эффективными. Такие данные являются абсолютно надежным источником информации о качестве вождения, на основе которых страховые компании могут предоставлять скидки своим клиентам.

Что касается технологии использования мобильного приложения как источника сбора и анализа данных о манере вождения общепризнано в мировой практике является исключительно маркетинговым инструментом привлечения клиентов. С очень большой вероятностью страховая телематика в скором времени станет доступной не только в сегменте КАСКО, но и ОСАГО. Тогда развитие перейдет на совершенно другой уровень: количество умных страховых полисов будет исчисляться сотнями тысяч.


- Какие события последнего времени повлияли на развитие рынка транспортной телематики в России?

- Произошел качественный пересмотр стратегии развития проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», что связано с появлением в 2015 году нового оператора для услуги - АО «ГЛОНАСС». Само АО «ГЛОНАСС» перешло в курирование вице-премьеру Дмитрию Рогозину. В развитие проекта также привлечены ресурсы «Ростелекома», «Ростеха» и т.д.

Уже построена наземная инфраструктура, поэтому активно обсуждаются вопросы коммерциализации проекта. ЭРА-ГЛОНАСС как сервис еще не «выстрелил», однако с новой командой управленцев у проекта есть хорошее будущее.


- Какие тенденции будут преобладать на рынке транспортной телематики в 2018-2020 гг?

- Реализация connected car – главный драйвер роста рынка не только в России, но и во всем мире. Эта концепция перестала быть прерогативой дорогих автомобилей и авто с престижной комплектацией, она доступна даже в машинах среднего класса.

Ведущие автопроизводители и технологические стартапы намерены взаимодействовать в повседневном режиме со своим потребителем. На эту идею ложится несколько слоев: мультимедиа, техподдержка, сервисные пакеты, коммуникация с клиентом, страховая телематика и т.д.

В рамках connected car существуют разные сервисы, которые собирают данные о поведении водителей за рулем. В недалеком будущем появятся самоуправляемые автомобили. Чтобы разработать безопасный транспорт с автопилотом, необходимо проанализировать статистику использования автомобилей миллионами водителей. Искусственный интеллект должен обрабатывать, обобщать и формировать алгоритмы вождения и взаимодействия с дорожной инфраструктурой. Однако говорить о наступлении эры V2X и V2V пока рано.


- Каковы драйверы роста рынка транспортной телематики в России в 2018-2020 гг?

- Рынок телематики подтолкнет дальнейшее развитие системы «Платон». Сервис взимания платы может распространиться и на автомобили вместимости меньше 12 тонн. Это означает, что вместо обычного транспортного налога водители получат персонифицированный сбор из расчета того, насколько активно они используют автомобили.

Также драйвером роста рынка можно назвать внедрение «Европотокола», работу над которым курирует Российский союз автостраховщиков (РСА). Важным моментом для реализации проекта станет взаимодействие РСА с оператором «ЭРА-ГЛОНАСС» как главным поставщиком телематических данных. Благодаря ЭРА-ГЛОНАСС можно будет получать точную информацию не только о серьезных авариях, но и о небольших ДТП, которые подпадают под действие «Европротокола». Тогда не придётся иметь несколько разных устройств в одном автомобиле. Однако для реализации проекта потребуется проработка законодательной базы.

Еще один фактор развития отрасли в России – внедрение интеллектуальных транспортных систем. Автомобиль интегрируется в более комплексную модель управления дорожным движением. Это тоже подтолкнет развитие рынка. Однако для России ключевыми драйверами в течение нескольких следующих лет будут уже названные мной системы «Платон», «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Европротокол».

В среднесрочной перспективе трех лет выстрелит рынок страховой телематики и полисов нового поколения. Сохранится рынок противоугонных систем. Качественно изменится рынок мониторинга корпоративных парков – от узких решений до smart fleet. Сейчас российским заказчикам и крупным представительствам международных компаний в России уже неинтересно просто видеть точку на карте маршрута, они хотят получить целый спектр разнородных данных в режиме реального времени.

Реализация концепции connected car и последующее появление транспортных средств с полностью автономным вождением – это факторы, которые повлияют на развитие рынка в долгосрочной перспективе во всем мире. Без телематики невозможно представить самоуправляемые автомобили.

Получат развития решения, связанные с предиктивной аналитикой. Такие технологии позволяют минимизировать стоимость первоначальных инвестиций. В страховую телематику в виде коробочных решений будут проникать технологии анализа Big Data, машинного обучения, ИИ, строятся модели прогнозирования рисков и соответственно потерь от использования парков. Это позволит бизнесу сформировать систему ключевых параметров для сокращения возможных потерь. 


Подготовил Виталий Мосеев

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений