Преобразование и автоматизация почтовых отделений
Группа ВТБ, «Почта России» и Минкомсвязи выступили с официальными заявлениями о создании Почтового банка. Организация планирует выйти на прибыльность уже в будущем году. Однако участники рынка считают, что с запланированными инвестициями проект будет проигрывать в конкуренции коммерческим кредитным организациям.
Глава ВТБ Андрей Костин заявил 7 сентября, что объём инвестиций в инфраструктуру Почтового банка составит порядка 16 млрд руб., сообщает портал Банки.ру. Группа ВТБ входит в проект «с минимальными затратами». «Если бы мы сами строили 42 тыс. офисов, это были бы огромные издержки. Но мы используем имеющуюся инфраструктуру, чтобы эти издержки минимизировать. Наши расходы не столь велики»,— считает глава ВТБ. Предполагается, что клиентами банка могут быть около 20 млн человек, половина из которых — пенсионеры, получающие сегодня почтовые услуги «Почты России».
В течение ближайших трёх лет планируется открыть как минимум еще 15 тыс. офисов и 20 тыс. «окошек» в почтовых отделениях. «То есть в каких-то отделениях почты, где это возможно, появятся банковские „окна”,— уточнили в пресс-службе Лето-банка, на базе которого создается проект Почтового банка.
Техническую возможность почтовых отделений работать в режиме банка еще в марте текущего года оценивал первый зампред правления Лето-банка Георгий Горшков в интервью журналу «Банковское обозрение». «Я думаю, что из 44 тыс. отделений почтовой связи, которые есть в сети „Почта России”, коммерческим потенциалом обладают порядка 5 тыс.»,— заявлял тогда он. Георгий Горшков: «Из 44 тыс. отделений почтовой связи, которые есть в сети „Почта России”, коммерческим потенциалом обладают порядка 5 тыс.»
Участники банковского рынка по-разному оценивают количество «перспективных» отделений «Почты России». Так, по оценкам представителя одной крупной кредитной организации, проявлявшей ранее интерес к этому проекту, из более чем 40 тыс. почтовых офисов для запуска в режиме банковских отделений технически готовы только 800.
По словам экспертов, сумма затрат и возможность эффективного использования почтовых отделений зависит от формата, в котором будет создаваться банк. Член совета директоров компании «Протобэйз лабораториз» Олег Скворцов указывает, что площади клиентских зон в почтовых отделениях не очень большие: достаточно много места занимают помещения с посылками, заказной корреспонденцией и т. д. Соответственно, в первую очередь очень важно решить вопрос внутренней логистики и зонирования. «Я не думаю, что в почтовых отделениях поначалу будут проводиться банковские операции с наличными. Скорее всего, будут установлены банкоматы или терминалы, будет находиться один сотрудник банка,— полагает эксперт.— Идти по пути обустройства кассовых узлов долго и экономически невыгодно».
Олег Скворцов считает, что на первом этапе перекрашивать стены отделений и менять вывески не совсем правильно. «Для начала затраты должны быть минимальными: один банкомат с функцией приема наличных, одна информационная стойка, небольшие рекламные материалы, один компьютер и один сейф, один или несколько сотрудников, которые сменяют друг друга — и все,— рассуждает он.— Для первого этапа вполне достаточно. Дальнейшее развитие и универсализация сотрудников — это уже последующие этапы развития».
Директор департамента розничного бизнеса Росгосстрах-банка Андрей Борискин предполагает, что с учетом озвученных планов офисы Почтового банка обойдутся без стандартно организованного кассового узла — темпокассы или «электронные кассиры». «Должно быть также добавлено специализированное банковское оборудование: счетно-сортировальные машины, детекторы валюты и прочая техника,— перечисляет он.— Что касается переобучения персонала, то, вполне вероятно, это будут большие затраты даже не на переобучение, а на формирования нового кадрового состава линейных банковских менеджеров». В целом же, по мнению Андрея Борискина, все будет зависеть от команды и количества задействованных в ней специалистов: «Так, тысячу офисов можно открывать год силами пяти специалистов, а можно за месяц, если в проекте задействовано сто человек».
Впрочем, по поводу востребованности таких офисов у участников рынка возникают сомнения. Вице-президент банка «Открытие» Александр Дарданов считает, что подобный формат может быть востребован в небольших городах, где не так много банков. Там отделения Почтового банка будут интересны определенному клиентскому сегменту, который будет готов обслуживаться в таких офисах. «Я предполагаю, что в почтовых отделениях могут появиться как дополнительные „окошки”, где будут присутствовать сотрудники банка, так и могут быть проведены инвестиции в развитие сотрудников почты с возложением на них дополнительных функций,—рассуждает Дарданов.— Вполне возможно, что операции будут не только безналичными, „Почта России” работает и с наличностью, у нее есть инкассация, возможен общий наличный оборот».
А вот в крупных городах, по мнению вице-президента «Открытия», услуги банка на базе почты вряд ли будут широко востребованы — там присутствует большое количество крупных кредитных организаций с качественным уровнем сервиса и технологий. «Заявленных 16 млрд руб., конечно же, не хватит на то, чтобы сделать из всех почтовых отделений полноценные офисы,— отмечает Александр Дарданов.— Без модернизации самой „Почты России” как структуры сделать на ее базе конкурентную кредитную организацию крайне сложно».
Банковский эксперт на условиях анонимности заявил обозревателю Bankir.Ru, что отделения «Почты России» — это уникальное, единое и универсальное окно для всех финансовых организаций. «При должной постановке тендерной работы „Почта России” могла бы в каждом макрорегионе выбрать основного партнера по каждому продукту, если банки готовы на white label и разделение прибыли, а „Почта России” готова на разделение убытков»,— подчеркнул эксперт.
Назад