73.14 € 86.99

Производители дронов выступили против обязательной сертификации

Участники рынка беспилотников резко раскритиковали законопроект Минтранса об обязательной сертификации производителей устройств и их компонентов. Документ, опубликованный на портале правовой информации, предполагает, в частности, сертификацию дронов с взлетной массой 0,25–25 кг. Кроме того, инициатива обязывает пилотов сверхлегких судов до 115 кг получать свидетельства и проходить подготовку в авиационных учебных центрах. Об этом сообщает «Коммерсантъ». 

Летательные аппараты придется оснащать транспондерами и бортовыми «ответчиками» для мониторинга за полетом. Предполагается также постановка таких судов на учет с обязательным предъявлением на осмотр. Саму сертификацию предстоит оплачивать производителям. Минтранс уже пытался ввести такие требования в 2020 году, но проект отложили.

Предложения Минтранса противоречат международной практике, утверждают в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

В письме президента АЭВТ Владимира Тасуна на имя замминистра Игоря Чалика говорится, что стандарты ICAO не требуют обязательной сертификации судов данного типа. Отмечается также, что критерии оценки разработчиков лишены конкретики, что создает «условия для злоупотреблений», а неопределенность сроков, условий и оснований принятия решения со стороны госорганов является коррупциогенным фактором. В АЭВТ сообщили, что ответа Минтранса пока не последовало.

9 июля заместитель главы департамента авиапромышленности Минпромторга Михаил Богатырев попросил участников отрасли представить позицию по отмене обязательной сертификации. «Минпромторг консолидирует мнения промышленности и отправит предложения в Минтранс»,— сообщили в министерстве. Большинство респондентов настаивают на доработке идей Минтранса.

«Полагаем, что в настоящее время органы, занимающиеся контролем и надзором в области гражданской авиации, фактически не справляются со своими задачами даже для более тяжелого сегмента сверхлегких ВС. Большое количество судов тяжелее 115 кг фактически летают без регистрации и свидетельств»,— говорится в отзыве президента «АОПА-Россия» Владимира Тюрина. Он предположил, что новые избыточные требования также не будут соблюдаться сообществом.

По мнению участников ассоциации «Аэронекст», законопроект заблокирует рынок разработки и производства отечественных беспилотников.

«Мы не выступаем против любой сертификации, но сложность процедуры должна соотноситься со степенью риска различной техники»,— подчеркивает глава объединения Глеб Бабинцев. Процесс сертификации займет около пяти лет и потребует от бизнеса многомиллионных затрат, соглашается директор Ассоциации малых авиационных предприятий Дмитрий Куликов. Он подчеркнул, что в ЕС за контроль аппаратов до 600 кг отвечают не госструктуры, а общественная ассоциация сверхлегких судов.

За 2020 год объем госконтрактов с использованием беспилотников составил 1,5 млрд руб., говорит гендиректор «Птеро» Амир Валиев. «Этот рынок упадет, как только норма вступит в силу, поскольку сертификация потребует непосильных для бизнеса затрат на укрупнение штата и закупку дополнительного оборудования»,— говорит он. Примерную стоимость сертификации для каждого предприятия господин Валиев оценивает в 90–100 млн руб., что приведет к росту себестоимости продукции вдвое.

В Zala Aero Group (входит в ГК «Калашников») сообщили, что принятие законопроекта «напрямую повлияет на уровень национальной безопасности». «Тысячи БВС (беспилотное воздушное судно) выполняют регулярный мониторинг объектов трубопроводного транспорта, картографо-геодезические работы, решают экологические задачи и выполняют поисково-спасательные операции,— подчеркивают в компании.— Платная сертификация, новые требования по поддержанию летной годности напрямую повлияют на стоимость продукции, на сроки введения в эксплуатацию, а также на стоимость самой эксплуатации, что сделает применение БВС экономически нецелесообразным для многих заказчиков».

В Федерации планерного спорта, также направившей свои возражения в Минтранс, отмечают, что в случае принятия поправок российский производитель планеров «Авиастроитель» прекратит существование из-за роста себестоимости техники. «Закроются все юношеские планерные школы страны, а дисциплина планерного спорта "класс — начальный" перестанет существовать»,— отмечают там.

В Росавиации на вопросы не ответили. В Минтрансе привели те же формулировки, которыми год назад объясняли замороженную впоследствии инициативу: «Законопроект направлен на повышение безопасности использования БВС, предотвращение травмирования и гибели людей, а также порчи имущества при коммерческом использовании БВС для доставки грузов и выполнения авиационных работ».

Фото: David Henrichs/Unsplash
Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений