Для самоуправляемых автомобилей потребуется меньше дорожной инфраструктуры | iot.ru Новости Интернета вещей
 /  Для самоуправляемых автомобилей потребуется меньше дорожной инфраструктуры
92.13 € 98.71

Для самоуправляемых автомобилей потребуется меньше дорожной инфраструктуры

Исключение человеческого фактора позволит повысить эффективность транспортных систем. Самоуправляемые автомобили преобразуют общественные пространства. Пешеходных улиц станет больше, а количество полос для транспорта снизится при оптимизации движения. Об этом в интервью iot.ru рассказала Татьяна Михеева, заведующая научно-исследовательским сектором организационно-методического обеспечения транспортного планирования Научно-исследовательского института автомобильного транспорта.

– Как вы оцениваете общий объем российского и мирового рынка автомобилей с различными уровнями автономного вождения?

– В настоящее время есть несколько прогнозов относительно рынка автономных автомобилей. Так, согласно отчету, подготовленному РВК и компанией Frost & Sullivan, к 2025 году на продажи автономных автомобилей будет превышать 40% мирового рынка легковых автомобилей. Это означает рост объема рынка с текущих на 2018 г. 1,3 млрд до 84 млрд долларов США (около 36 млн автомобилей).

Татьяна МихееваСогласно прогнозу Json & Partners, основанному на оценках JP Морган, Статиста, PWC, HIS, BCG, BI Intelligence, GSMA и др., к 2035 году объем продаж беспилотных автомобилей достигнет 30,4 млн единиц или 364,8 млрд долларов США.

Согласно оценке Boston Consulting Group (BCG), к 2027 году объем рынка беспилотных автомобилей составит около 42 млрд долларов США: это 14 млн беспилотных автомобилей, из которых 500 тыс. будут полностью беспилотными. Доля автомобилей с автопилотом разного уровня будет составлять 12-13% от всех продаж. McKinsey Global Institute прогнозирует, что к 2025 г. доля таких автомобилей уже достигнет 15-20% от продаваемых.

– Изменилась ли городская мобильность благодаря самоуправляемому транспорту?

– Говорить о серьезных изменениях в городской мобильности за счет использования беспилотных автомобилей преждевременно. Большинство самоуправляемого транспорта еще тестируется. Разработчикам предстоит решить множество серьезных задач, прежде чем автомобили станут полностью самоуправляемыми. Распознавание объектов как статичных, так и динамичных, в том числе полос движения – это главная ключевая задача для автомобильного транспорта без водителей. Но серьезных историй успеха пока нет.

– Когда, на ваш взгляд, в России массово появятся самоуправляемые автомобили? Какие первостепенные проблемы решат?

– Автомобили с элементами автоматизации уже представлены на рынке и достаточно распространены. На мой взгляд, высшего, пятого уровня автоматизации, при котором транспорт свободно передвигается по общественным пространствам с использованием специализированной инфраструктуры и оборудования, отрасль вполне может достигнуть в течении десяти лет.

Преобразование городской среды из-за распространения беспилотных автомобилей часто освещается энтузиастами. Однако, насколько мне известно, непосредственных расчетов эффектов, то есть транспортного моделирования и иных способов оценки, не проводилось. Есть мнение, что благодаря самоуправляемым автомобилям удастся решить проблему заторов за счет эффективного использования общественного пространства. В целом, эта позиция выглядит разумной: исключение человеческого фактора позволит повысить эффективность транспортных систем. Также ожидается экстремальное снижение количества ДТП и улучшение экологической ситуации в городах за счет более бережного вождения и уменьшения выбросов парниковых газов.

В связи с этим будет возможным преобразование общественных пространств. Пешеходные улицы станут более распространенным явлением: для автомобилей потребуется меньше дорожной инфраструктуры за счет ее более рационального использования, оптимального перераспределения транспортных потоков и оптимизации спроса на поездки.

Однако решение одних проблем может вызвать новые проблемы. В частности, это касается безопасности пассажиров и пешеходов (ввиду несовершенства некоторых обязательных элементов самоуправляемого транспорта), а также возможности перехвата управления транспортным средством извне. Также беспокойство вызывает доступ производителей автомобилей к данным о передвижениях каждого человека, которые, в свою очередь, могут быть использованы не только в благих целях.

– Какие тенденции будут распространены на рынке в ближайшие два года?

– В ближайшие годы отрасль самоуправляемого транспорта в России останется на уровне тестирования и апробации решений. Для этих целей выделены пилотные зоны в Иннополисе и Сколково, а также на части трассы М11 «Москва - Санкт-Петербург».

На ближайшую перспективу глобальным ключевым направлением станет развитие сегмента connected car. Реализация этой технологии означает, что каждый беспилотный автомобиль не только самостоятельно анализирует окружающую дорожную обстановку, но и обменивается данными с другими автомобилями (vehicle-to-vehicle - V2V), а также с дорожной инфраструктурой (vehicle-to-infrastructure - V2I).

Обмен данными позволит сообщать об опасностях на дороге, передавать информацию о заторах в реальном времени. Кроме того, взаимная согласованность движения беспилотных автомобилей даст по-новому организовывать дорожное движение, в том числе:

  • снизить загрузку на улично-дорожную сеть;

  • увеличить вместимость и пропускную способность автомобильных дорог;

  • снизить спрос на парковочные места вместе с ликвидацией блуждающего трафика по их поиску;

  • повысить скоростной режим на магистралях благодаря организации упорядоченного потока автономных автомобилей, движущихся с заданным согласованным интервалом и дистанцией.

В результате станет необходимостью ограничение движения автомобилей с водителями на дорогах или полосах движения, используемых организованными группами беспилотных автомобилей (V2V).

Дороги для беспилотных автомобилей возможно проектировать для максимизации пропускной способности с нуля: могут быть снижены нормативы по ширине полос движения для увеличения количества полос, отменено светофорное регулирование, увеличен скоростной режим.

Чтобы беспилотный транспорт заранее получал информацию о текущей ситуации, помимо различимости дорожных знаков и разметки в V2I, целесообразно внедрять соответствующие функции в светофорные объекты и на парковочных пространствах.

Оснащение дорожных знаков электронными передатчиками для оповещения о скоростном режиме и других ограничениях позволит повысить качество организации движения беспилотных автомобилей.

– Какие драйверы роста рынка самоуправляемого транспорта будут ключевыми в ближайшие два года?

– Растущее недовольство водителей заторами, а также усугубление экологической ситуации в мире станут ключевыми драйверами роста рынка самоуправляемого транспорта. Еще одним драйвером становится подход Mobility as a Service (мобильность как услуга). Он подразумевает повышение качества и комфортности любого передвижения за счет повышения скорости и снижения количества усилий пассажира (в том числе и отказ от вождения как стрессовой практики).

Технологический фактор я бы назвала ключевым барьером для развития отрасли. Примечательно, что его важность постоянно снижается. Также косвенное негативное влияние оказывают общественные обсуждения безопасности тестирования беспилотных автомобилей. Это – рациональный страх. Общественный компромисс по безопасности систем автопилота пока не найден.

Сфера самоуправляемого транспорта развивается динамично, поэтому о более серьезных препятствиях говорить пока не приходится.

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений