63.39 € 68.25

Разведка дроном

Разведка дроном

СССР, наряду с США, был одной из главных стран, разрабатывающих и изготавливающих дроны военного назначения. Первыми советскими дронами стали «Строй-П» и «Пчела-1Т». Эти беспилотники использовались даже в ходе двух чеченских войн и грузино-южноосетинском конфликте в 2008 году. Такой шаг был скорее вынужденным: до прихода нового министра обороны Сергея Шойгу отрасль практически не развивалась. Военные эксперты отмечают, что новое военное руководство всерьез взялось за развитие отрасли беспилотной авиации.
  

Советские беспилотные комплексы на службе России

Советский Союз, наряду со своим главным противником, США, приступил к разработке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в 1950-х гг. Крупнейшим производителем БПЛА в СССР стало конструкторское бюро Туполева. В 1957-1958 гг. здесь начали разрабатывать дроны разведывательного и ударного назначения. Первыми «ласточками» программы по созданию беспилотников стали ТУ-121 и ТУ-130ДП. Они разрабатывались для нанесения ядерного удара по объектам врага. Испытания прототипов прошли успешно, однако с появлением межконтинентальных баллистических ракет нового класса необходимость в таких БПЛА отпала. В 1960-х проекты ТУ-121 и ТУ-130ДП были закрыты.
  
В начале 1960-х гг. конструкторское бюро Туполева разработало первый советский разведывательный беспилотник ТУ-123 «Ястреб», а 23 мая 1964 года этот БПЛА стал использоваться в Советской Армии. В СССР изготовили 52 беспилотников. Эти БПЛА использовали до начала 1980-х годов.
  
Совокупные объемы выпуска советских беспилотных комплексов в 70 - 80-хх были одними из самых высоких в мире. После распада СССР многие из беспилотников не использовались по назначению и были отправлены на хранение.
   
Беспилотники и беспилотные комплексы, выпускаемые в СССР
Беспилотник

Конструкторское бюро

Время создания Принят на вооружение Выпущено Назначение Тактико-технические характеристики
Коршун (ТУ-300) КБ Туполева 1980-е гг. на вооружение не принят при Ельцине из-за нехватки средств в России н/д разведчик Целевая нагрузка (радиоэлектронная аппаратура или ракетно-бомбовое вооружение) размещается в фюзеляжном отсеке и на внешних точках подвески.

При взлётном весе в 4 тонны аппарат может брать на борт до тонны целевой нагрузки.

Старт производится из транспортно-пускового контейнера с автомобильного шасси, с использованием 2-х твёрдотопливных ускорителей. Посадка осуществляется с помощью парашютной системы, размещённой в хвостовом отсеке.

В 2007 году агентство «Интерфакс» сообщило, что ОКБ Туполева возобновляет работы над проектом Ту-300, замороженные в середине 90-х из-за недостатка финансирования.
Пчела-1 КБ им. Яковлева н/д н/д н/д разведчик Вес: 138 кг. Максимальная скорость: 160 км/ч. Радиус действия: 60 км. Высота полета: от 100 до 2000 м. Продолжительность разведки: до 2 часов.

Составляла основу разведывательного комплекса «Строй-П», который был создан в 1990 году. Впоследствии, кроме базовой модели были созданы различные варианты, в том числе для совместного использования с артиллерией, РСЗА и авиацией.
Рейс (ТУ-143) КБ Туполева Разработки началась в середине 1960 гг. 1976 год 950 единиц (до 1989 г.) разведчик Максимальная скорость: 950 км/ч. Практическая дальность: 180 км. Высота полета: от 10 до 1000 м. Возможность разведки в нескольких сотнях километрах от места запуска.

Съемка с высоты 500 м позволяла распознавать на земле объекты размером от 20 см.
Старт (ТУ-243) КБ Туполева 1987 года 1994 год н/д разведчик Максимальная скорость: 950 км/ч. Практическая дальность: 360 км.Высота полета: от 50 до 5000 м.

Стал модернизацией своего предшественника – ТУ-143. Эффективность возросла в 2,5–3 раза. Мог использоваться для обнаружения лесных пожаров, аварий нефтепроводов и газопроводов и т.п. Благодаря новой инфракрасной системе «Зима-М» разведка могла вестись в любое время суток.
Стриж (ТУ-141) КБ Туполева Разработки началась в середине 1960 гг. В 1979 году началось серийное производство н/д 152 (до 1989г.) разведчик Максимальная скорость: 1100 км/ч. Практическая дальность: 1000 км. Высота полета: от 50 до 6000 м

«Стриж» прошел государственные испытания в 1980 году и предназначался для воздушной разведки с помощью фотоаппарата и инфракрасной камеры. Аппарат поднимался на высоту до 6 км и разгонялся до 1 тыс. км/ч, преодолевая расстояние в 900 км за один вылет.
Ястреб КБ им. Туполева разработки начались в 1960 23 мая 1964 года 52 единицы разведчик Дальность полета аппаратов позволяла им выполнять разведывательные полеты над большей частью Европы (порядка 3600 км). Максимальная скорость 2700 км/ч позволяла уйти от ПВО вероятного противника.

  Источники: Взгляд, Известия, Topwar.ru, Оружие России, открытые источники


В современной истории России советские БПЛА широко применялись в ходе первой и второй чеченских войн, а также в грузино-южноосетинском конфликте 2008 года. Так как нового вооружения, способного производить воздушную разведку в режиме реального времени на тот момент не существовало, пришлось задействовать устаревшие образцы техники. Использовать реактивные самолеты в целях разведки в Минобороны России посчитали нецелесообразным, так как они представляют легкую мишень для сил противовоздушной обороны врага.
  
«Строй-П» и «Пчела-1Т» применялись в ходе первой чеченской войны в 1995 году. В состав беспилотного комплекса «Строй-П» входили два наземных мобильных пункта дистанционного управления с пусковыми установками и 10 БПЛА «Пчела-1Т» с разведывательной телеаппаратурой на борту. Спустя два года устаревшая техника была принята на вооружение российской армии. В ходе второй чеченской войны, в 1999 году, эти БПЛА Минобороны использовано вновь. Беспилотники были задействованы и в Южной Осетии в 2008 году.
  
Минобороны России в скором времени начало закупать беспилотники за рубежом, и, наряду с этим, государственные конструкторские бюро приступили к разработке современных беспилотников.
В январе 2014 года стало известно, что до 2017 года оборонное ведомство некоторые из советских беспилотных комплексов утилизирует из-за неэффективности использования и нецелесообразности хранения. Речь в частности шла о БПЛА «Стриж», «Рейс», «Пчела-1» и «Крыло». Тогда Владимир Михайлов, бывший главком ВВС, отмечал, что это будет первым в России уничтожением устаревших беспилотников. На утилизацию будет потрачено 20,8 млн рублей.

Возрождение дроностроения

Вплоть до начала 2010-х, когда советские беспилотники не использовались, а отечественные практически не разрабатывали, Министерство обороны России предпочитало закупать дроны за рубежом. Так, после конфликта с Грузией в 2008 году оборонное ведомство заинтересовалось израильскими беспилотниками. Контракт на приобретение 15 БПЛА компании IAI был подписан в 2010 году.

В то же время между «Оборонпромом» и IAI был заключен контракт на на крупноузловую сборку израильских беспилотников, исполнять который начал Уральский завод гражданской авиации. Сумма контракта составила $400 млн.

В российской армии в начале 2000-х гг. использовался только один отечественный БПЛА, а именно комплекс артиллерийской разведки для целеуказания «Типчак». Функционал этого беспилотника был существенно ограничен и не позволял его задействовать для разведки в режиме реального времени.
 
Беспилотники и беспилотные комплексы, разрабатываемые в России
Беспилотник Конструкторское бюро Время создания Принят на вооружение Назначение Тактико-технические характеристики
RHV-35 Вертолеты России н/д н/д разведчик Предназначен для охраны окружающей среды, проведением мероприятий по контролю над экологической обстановкой и ведением аэрофотосъёмки. Кроме того, беспилотник может применяться для доставки небольших грузов, например, медикаментов в труднодоступные районы.

Взлётный вес аппарата составляет 35 кг, он способен подниматься на высоту до двух километров и нести до 6 кг полезной нагрузки. Дальность полёта беспилотника в автоматическом режиме составляет около 450 км. В движении дрон приводит гибридная силовая установка, позволяя разгоняться до 140 км/ч.
Альтаир ОКБ «Сокол» 2014г. Испытания проходили в 2014-2015 гг разведчик Взлетный вес - 5 т. «Альтаир» может проходить до 10 тыс. км в автономном режиме. Автономность полета: двое суток без дозаправки. Предназначен для патрулирования Арктики. сообщалось о заключении контракта с Министерством обороны на 1 млрд рублей.
Альтиус Разрабатывается н/д разведчик Дальность полета беспилотника достигает 10 тыс. километров, продолжительно полета – двое суток. Масса аппарата – до 5 тыс. кг. На стабилизированной платформе БПЛА будет располагаться станция оптической видовой разведки с оптико-электронной системой.
Ворон-333 н/д Проходит испытания разведчик Автономность работы в воздухе достигает двух часов, полезная нагрузка - 12 кг. Дрон действует в радиусе 10 км от базы. На БПЛА может быть установлен автомат, гранатомет, гидроразрушитель, газоанализатор, тепловизор и другая спецтехника. Оснащен ГЛОНАСС и GPS. Дополнительно имеется режим ручной коррекции траектории полета, автоматический возврат в точку старта в случае отказа радиоканала и режим самоликвидации.
Груша ООО «Ижмаш»–Беспилотные системы» н/д 2014 г. разведчик Вес - 2 кг. С расстояния до 500 метров способен определить людей. Благодаря светлой окраске и пластмассовому корпусу остается невидим для радаров. Беспилотник может передавать фото- и видеоинформацию в режиме реального времени с высоты от 300 до 500 м. Позволяет различить замаскированные объекты и фиксирует результативность огня.
Дозор «Транзас» н/д В 2009 г. проходили испытания разведчик Оснащен радиолокационной станцией, видео- и фотокамерами, тепловизором и т.д. «Дозор-600» может стать универсальной платформой для отработки технологий производства более мощных беспилотников.
Зеница КБ Сокол Идет разработка н/д разведчик Разрабатывается на базе ТУ-143. Запуск с летательного аппарата. Масса более тонны.
Иноходец «Транзас» н/д Проходили испытания н/д Взлетный вес - 1000 кг. Аппарат может нести оборудование для разведки в дневное и ночное время, производить аэрофотосъемку. Предполагалось производство ударной, разведывательной и гражданской модификации
Инспектор-1 специальная лаборатория Института проблем химической физики РАН н/д Проходят испытания разведчик Ожидаемое время автономного полета - 40-45 ч. Основная особенность нового БПЛА – водородно-воздушный топливный элемент (это разновидность электродвигателя) нового поколения российского производства. Прошел испытания в Сирии
Корсар ОПК Проектирование завершено в 2015 году. Планируются испытания разведчик Эксперты, увидевшее фотографии БПЛА, полагают, что он будет способен выполнять разведку на дальностях до 100 километров, оставаясь в воздухе в течение 8-12 часов.
Леер н/д н/д 2012 г. разведчик БПАК «Леер» и «Леер-3» с БПЛА «Орлан-10» московского Специального технологического центра предназначен для видео- фото- и инфракрасной разведки («Леер»), а также мониторинга сетей связи стандарта GSM, определения системных идентификаторов мобильных станций, уточнения их местоположения и передачи данных («Леер-3»).
Наводчик-2 Ижмаш н/д Принят на вооружение разведчик БПАК «Наводчик-2» с БПЛА «Гранат» ВА-1000 предназначен для сбора данных, координирования, информационного обмена, инспектирования и наблюдения. БПЛА может летать с дистанционным управлением или автономно на основе GPS-ГЛОНАСС.
Орлан-10 ООО «Специальный технологический центр» н/д 2013г. разведчик Может работать в воздухе до 10 часов без дозаправки. Испытанная дальность полета «Орлана» — 1 тыс. км. Может производить контролируемую съемку на расстоянии до 125 км. от командного пункта, при большем удалении производит съемку в автономном режиме. Комплекс предназначен для тактической разведки территории противника и может управлять одновременно четырьмя беспилотниками весом 12 кг, на каждом из которых установлено до пяти электронных устройств — фотокамера, видеокамера, тепловизор, радиопередатчик и ретранслятор сигнала с других самолетов на базовую станцию. В процессе полета можно переключать сигналы с этих устройств. Данные от «Орлана» могут быть переработаны в трехмерную карту.
Охотник «Сухой» н/д н/д разведчик Опытный образец, выпуск которого ожидается к 2018 году, будет весить до 20 т. Другие параметры не известны.
Первый российский ударный беспилотник Сухой н/д Разрабатывается ударный Ожидается, что пятитонный ударный беспилотный летательный аппарат, разрабатываемый компанией «Сокол», будет создан на рубеже 2015–2016 годов, а в 2018 году появится первый образец ударного БПЛА массой 20 тонн, разработкой которого занимается компания «Сухой». Как сообщают СМИ, на финансирование этих программ планируется выделить около 3 млрд руб.
Птеро E5 н/д н/д н/д разведчик Дроны на водородном топливе. Прошли испытания в Сирии.
ТБ-29В Тайбер н/д н/д разведчик Имеет строение вертолётного типа, может совершать вертикальные взлёт и посадку и развивать скорость до 150 км/ч. Максимальная взлётная масса аппарата – 19,6 кг, длина корпуса – 1,6 м, длина главного ротора – 1,8 м. Дрон оснащён двухтактным бензиновым двигателем мощностью 7,2 л. с. и способен поддерживать связь с операторским пультом на расстоянии до 100 км.

Дрон ТБ-29В способен преодолевать до 540 км на одной заправке, находясь в воздухе до шести часов, а также подниматься на высоту до 5000 м и «зависать» в воздухе даже при сильном ветре. Аппарат оснащён видеоплатформой с термальной, дневной и ультрафиолетовой камерами, а также спутниковым передатчиком.
Типчак Концерн Вега н/д н/д разведчик Комплекс Типчак с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) предназначен для полного цикла мониторинга заданных районов земной и морской поверхностей в любое время суток. На борту ДПЛА может устанавливаться любое специальное оборудование массой до 14,5 кг. На вооружение планируется принять улучшенную версию этого БПЛА, который сейчас разрабатывается.
ЦИАМ 80 2010г. н/д разведчик Взлетная масса - 2,6 кг. Скорость полета до 60 км/ч. Продолжительность автономного полета - 5 часов. Управляется дистанционно по радиоканалу. Дроны на водородном топливе. Прошли испытания в Сирии.
Элерон-3 Эникс н/д Приняты на вооружение разведчик Специальное разведывательное средство ближнего радиуса действия. Разработка адаптирована для установки сменной модульной полезной нагрузки: фотокамеры, тепловизора в гидростабилизированном механизме, видеокамеры с 10-кратным увеличением в гидростабилизированном механизме, тепловизора с низкоуровневой камерой и другой полезной нагрузки. Максимальный взлетный вес аппарата — 5,3 килограмма, масса полезной нагрузки — до одного килограмма, этот беспилотник развивает скорость до 130 километров в час и способен подниматься на высоту до 4 тысяч метров.

Источники: arms-expo.ru, Взгляд, РИА-Новости, topwar.ru, телеканал «Звезда», открытые источники

Военные эксперты отмечали, что отрасль БПЛА военного назначения начала активно развиваться после ухода Анатолия Сердюкова, который проходил фигурантом по делу «Оборонсервиса». Новый министр обороны Сергей Шойгу неоднократно устраивал смотры перспективных образцов военной техники. Так, в июле 2013 года Шойгу представили порядка 30 моделей БПЛА. В сентябре того же года министр потребовал ускорить разработку и выпуск российских беспилотников военного назначения. Такими темпами Россия в течение ближайших лет сможет существенно сократить отставание в сфере военных дронов, заключают эксперты.
  
Хронология развития отрасли российских военных БПЛА

2011
  
В декабре 2011 года стало известно о том, что сборы с участием береговых войск Балтийского флота проходят с использованием БПЛА «Груша». Этот беспилотник предназначен для ведения дистанционной разведки. Целью сборов стало обучение управлению «Грушей» и работе с фото и видеоинформацией, которую может передавать БПЛА. Как отмечалось, такие беспилотники поступят в первую очередь в разведывательные подразделения морской пехоты и мотострелкового соединения береговых войск, а затем во все соединения и воинские части Балтийского флота.

2012

Испытания нового российского беспилотника «Орлан-10» проходили в январе 2012 года, а уже в апреле военные на полигоне Алабино провели первые учения с этим БПЛА. «Орлан-10» в то время по тактико-техническим характеристикам обладал одними из лучших показателей по дальности и продолжительности полета. Однако Минобороны планировало приобрести БПЛА у Израиля, параметры которых схожи с «Орланом-10». Аппарат должен был поступить в распоряжении Сухопутных войск. 

2013 

Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу в ходе международного авиасалона в Ле Бурже летом 2013 года посетил стенд израильской компании IAI. Представитель IAI посетовал, что некоторую продукцию, в частности БПЛА «Херон», запрещено поставлять в Россию.
  
«Но мы добьемся такого разрешения», - сказал представитель компании. «Пока вы у себя его добьетесь, мы сами будем делать такие беспилотники», - цитирует ответ министра ИТАР-ТАСС. По его словам, выпуск отечественных БПЛА это важное направление, которому Министерство обороны сейчас уделяет особое внимание.
  
В августе 2013 года Сергей Шойгу открыл День инноваций Минобороны России. Московский авиационный институт продемонстрировал ударный беспилотник «Ворон-333». Представители Минобороны предложили провести испытания техники и, в случае успеха, взять новых БПЛА на вооружение. В сентябре 2013 года Воронежский Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил ВУНЦ ВВС ВВА впервые набрал 60 курсантов, которые за пять лет обучат по четырем специальностям, связанным с управлением различными беспилотниками и их обслуживанием. На базу академии поступили БПЛА «Орлан-10», а в начале 2014 года планировалось поставить разведывательный беспилотник «Форпост». 

2014
  
Первый отряд беспилотных летательных аппаратов в России был сформирован на Тихоокеанском флоте в январе 2014 года. В отряд вошли шесть российских беспилотников и наземная станция управления. 
В феврале 2014 года стало известно, что к 2017 году будут разработаны автономные беспилотные подводные аппараты (глайдеры). Автономность работы глайдеров может достигать нескольких месяцев. Планируется, что подводные беспилотники будут передавать разведывательную информацию во всем структуры флота. Минобороны пожелало закупать подводные БПЛА, которые от одной подзарядки аккумулятора на глубине 300 метров могут работать около трех месяцев. Полезная нагрузка глайдера должна составить около семи килограмм.

Ночные тестовые запуски БПЛА в июне 2014 года проходили в Армении на российской военной базе. В учениях были задействованы комплексы БПЛА «Наводчик-2», «Форпост», «Орлан-10» и «Застава».

2015

В январе 2015 года сообщалось, что войска Центрального военного округа России получат автономные беспилотники «Элерон-3», которые можно запустить с руки. До конца 2015 года десять дронов «Элерон-3» планируется поставить в соединения Восточного военного округа на Сахалин и Курилы.

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», прошедшем в июне, на экспозиционных стендах Минобороны России в Подмосковье года были представлены современные и перспективные образцы БПЛА военного назначения. Среди образцов можно было увидеть разведывательный дрон малой дальности «Корсар», беспилотник средней дальности «Иноходец», а также экспериментальные модели «Альтиус» и «Зеница».

11 декабря Сергей Шойгу в ходе коллегии Министерства обороны России заявил, что вооруженные силы располагают 1720 беспилотниками, которые показали свою незаменимость в ходе вооруженного конфликта в Сирии.

12 декабря стало известно, что разработка ударного БПЛА с максимальной скоростью полета в 800 км/ч почти завершена. Высокая скорость полета сделает беспилотник трудной мишенью. Вес аппарата составит 250 кг. В скором времени планируются испытания этого беспилотника. 

2016
  
В мае 2016 года Министерство обороны опубликовало отчет, в котором сообщалось, что применение беспилотников на мероприятиях боевой подготовки в войсках Южного военного округа возросло за последнее время существенно возросло.
  
«БПЛА общевойсковой армии ЮВО, дислоцированные на Северном Кавказе, в текущем году налетали около 6 тыс. часов, преодолев общее расстояние в 28 тыс. км. Это в полтора раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года», - говорится в сообщении Минобороны.
  
В конце мая стало известно, что один из существующих российских военных беспилотников может быть существенно модернизирован, чтобы использоваться в качестве боеприпаса. Об этом рассказал источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе. БПЛА будет работать по принципу брандера, а именно – взрываться при достижении цели.
  
В июне 2016 года холдинг «Вертолеты России» представил в рамках промышленной выставки «Иннопром-2016», беспилотный конвертоплан RHV-35.
  
В это же время Россия в Сирии провела испытания беспилотников на водородном топливе. Об этом РИА Новости сообщил представитель оборонной промышленности. Ранее о создании подобного типа дронов на авиасалоне МАКС-2015 сообщала Объединенная авиастроительная корпорация. Летом 2015 года были испытаны образцы дронов на водородном топливе «Птеро E5», «ЦИАМ 80» и «Инспектор-1».
  
25 июля секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что Россия использует АТО для испытания беспилотника «Инспектор-601». Об этом сообщило агентство «Интерфакс-Украина». Однако конкретными доказательствами украинская сторона на тот момент не располагала.
  
В этот же день стало известно о том, что в составе Военно-морского флота России было создано два отряда специального назначения. Эти отряды оснащены беспилотниками «Тахион».

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений