Интернет вещей на взлете
Согласно данным компании SITA, аэропорты по всему миру по итогам 2015 года вложили в информационные технологии почти $8,7 млрд. Это почти 6,25% от прогнозируемой выручки аэропортов в 2015 году. Опрошенные SITA и Международным советом аэропортов (ACI) ИТ-специалисты из 223 воздушных гавань мира, сообщили, что размер инвестиций в ИТ в 2016 году может вырасти на 64%. Воздушные гавани намерены инвестировать в Интернет вещей, автоматизацию и биометрические технологии.
Интернет вещей сделает аэропорты умными
Большинство опрошенных SITA респондентов - операторов аэропортов, сообщили, что будут стремиться развивать концепцию умных аэропортов в перспективе ближайших трех лет. Для этого они намерены использовать датчики, связывающие людей и физические объекты, и возможности баз данных.
Мэтью Серфонтейн (Matthys Serfontein), вице-президент SITA по решениям для аэропортов, тогда отмечал, что аэропорты все чаще внедряют технологии радиомаяков (beacons) для навигации и системы самообслуживания.
«Уже очень скоро может стать обыденным явлением получение данных о прогнозируемом времени ожидания в очередях на пунктах контроля или о длительности пешей прогулки до выхода на посадку. Будущее аэропортов, безусловно, за Интернетом вещей, преимуществами которого хотят пользоваться все большее количество пассажиров, путешествующих с мобильными устройствами», - рассказал Серфонтейн.
К 2018 году 80% аэропортов будут использовать радиомаяки для предоставления услуг навигации и 74% — для информирования пассажиров. Так, 91% аэропортов планируют разработать мобильные приложения для навигации по терминалам и 83% — приложения для онлайн-информирования пассажиров в день вылета, например, о дорожной обстановке или об очередях в терминале. Кроме того, в 2014 году киоски для самостоятельной регистрации располагались в 75% аэропортов, а сейчас – повсеместно. 42% аэропортов уже сегодня внедрили киоски для самостоятельной печати багажных бирок.
К 2018 году 16% авиаперевозчиков планируют реализацию обширных программ в сфере Интернета вещей и еще 41% собирается заняться исследованиями и разработками в этом направлении. Это следует из опубликованного SITA в июне 2015 года «Обзора тенденций внедрения ИТ-технологий в авиакомпаниях». Большинство авиакомпаний (86%) ожидают, что в ближайшие три года Интернет вещей создаст очевидные преимущества для авиаиндустрии. Более трети авиакомпаний (37%) уже имеют бюджеты на разработку решений для Интернета вещей. Основные усилия планируется сконцентрировать на совершенствовании процедур регистрации на рейс, сдачи и получения багажа.
Интернет вещей для пассажиров, персонала и техники
Все большее количество элементов физической инфраструктуры аэропортов имеет выход в Интернет. Это – здания, тележки, буксиры, различное оборудование, зарегистрированный багаж путешественников: иными словами, все то, что может менять свой статус. Частью Интернета вещей могут стать также сотрудники аэропортов, обслуживающих организаций и пассажиры. Как поясняют в SITA, это стало возможным благодаря тому, что 83% пассажиров путешествуют со смартфонами и до вылета постоянно используют Интернет.
Радиомаяки
Согласно опросам SITA, к 2018 году 57% авиакомпаний уже будут использовать радиомаяки для обеспечения работы навигационных приложений, помогающих пассажирам легко ориентироваться в незнакомом аэропорту.
Радиомаяки позволяют людям, находящихся в больших зданиях, легко ориентироваться в пространстве. Спутниковая навигация в зданиях не всегда точна ввиду затруднительного приема, к тому же не может показать конкретных объектов (стойки регистрации, фуд-зоны и т.д.). Для организации системы навигации с помощью маячков, как правило, используется Bluetooth. Каждый такой подключенный датчик устанавливается в определенном месте. В основном расстояние от одного радиомаяка до другого не превышает 25 метров. Пользователь скачивает специальное приложение для этого здания на свой смартфон или планшет. Приложение синхронизируется с датчиками, то есть соотносит положение человека с ближайшим к нему радиомаяком. В результате на экране мобильного устройства пользователь видит, где он находится.
Только 9% авиакомпаний используют или тестируют радиомаяки, но уже к 2018 году их доля может вырасти до 44%, прогнозирует SITA. По мнению экспертов организации, радиомаяки станут первыми устройствами, которые будут широко применяться в рамках IoT-концепции аэропортов. В SITA отмечают, что наибольшее применение эти устройства получат в сфере предоставления багажных услуг. Планируется, что маячки будут задействованы на стойках регистрации, сдачи багажа и в зоне багажной карусели.
Геопространственная информация
Исследование SITA, проведенное в 2015 году, показало, что благодаря радиомаякам, сигналам сотовой связи и т.д. аэропорты планируют развивать
использование геопространственной информации. Это необходимо для управления багажом, своевременном оповещении пассажиров об изменении номеров выходов к самолету и иных оповещений. Для этого достаточно мобильного приложения, которое будет анализировать местонахождение пассажира по радиомаякам. Так, в 2015 году порядка 60% авиакомпаний имели собственные приложения для смартфонов, которые оповещали пассажиров о текущих статусах рейсов. К 2018 году доля перевозчиков, предлагающих мобильные приложения, превысит 96%.
Аэропорты сейчас применяют не просто IoT и технологии транспортной телематики для мониторинга транспорта и спецтехники, а решают с помощью Интернета вещей несколько задач, поясняет Светлана Хадонова, директор по маркетингу навигационного холдинга СпейсТим. Система дистанционного мониторинга и управления инженерной инфраструктурой аэропорта обеспечивает круглосуточный онлайн мониторинг и контроль параметров работы инженерных систем аэропорта (водоснабжение, канализация, электроснабжение, теплоснабжение, вентиляция и т.д.). С ее помощью можно определить места аварий с высокой точностью на цифровой карте диспетчера, оперативно управлять в режиме ЧС и ЧП.
Мониторинг багажных тележек с помощью беспроводных меток обеспечивает непрерывный автоматизированный онлайн мониторинг нахождения тележек в аэропорту и вне аэропорта, равномерное распределение тележек по необходимым зонам выгрузки/ погрузки багажа с целью сокращения очередей и освобождения мест прохода.
Система мониторинга исполнителей в аэропорту автоматизирует процесс контроля выполнения задач, поставленных исполнителям, с помощью специальных носимых устройств с ГЛОНАСС отображает в системе мониторинга задачи и статус выполнения задач каждым исполнителем.
Система навигации вне и внутри помещений на основе беспроводных меток, технологий LBS и INDOOR обеспечивает навигацию пассажиров и посетителей аэропорта с помощью удобного мобильного приложения, с виртуальной картой аэропорта с полезными ссылками, позволяет оказывать услуги, основанные на местоположении и т.д. |
Российский опыт
Программы по оснащению аэропортов телематическим оборудованием и датчиками Интернета вещей реализуются и в России. В основном они направлены для отслеживания местонахождения транспорта.
Системы мониторинга транспорта интегрируются с другими системами аэропортов
С 2013 года во аэропорту Внуково, чья пропускная способность составляет 8 млн пассажиров в год, применяются технологии автоматизированного спутникового мониторинга транспорта на основе ГЛОНАСС. Для этого Во Внуково внедрена система контроля и мониторинга перемещения воздушных судов и обслуживающей спецтехники на перроне. Технологии мониторинга спецтехники на основе ГЛОНАСС позволяют существенно сократить время наземного обслуживания воздушных судов и минимизировать риск возникновения внештатных ситуаций.
«Как правило, предпосылки применения таких технологий заключаются в необходимости сокращения операционных расходов аэропортов, обеспечения безопасности транспортного комплекса 24x7, оптимизации использования транспорта. Вопросы оптимизации стоят особенно остро в аэропортах, чья пропускная способность составляет несколько миллионов пассажиров в год», - отмечает Светлана Хадонова. – «Кроме того, в федеральном законодательстве закреплена обязанность юридических лиц и обязательные лицензионные требования по оснащению транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».
СпейсТим совместно с Внуково в рамках проекта выполнили интеграцию системы мониторинга и управления транспортом на основе ГЛОНАСС с ключевыми системами управления аэропортом: INFORM GroundStar (планирование и оперативное управление суточным планом полетов и наземным обслуживанием воздушных судов), подсистемой оценки времени посадки самолетов и их положения на перроне и геоинформационной системой (ГИС).
В комплекс SmartRamp поступает информация из базы данных аэропорта AODB GroundStar (суточный план полетов, данные о расчетном, фактическом времени посадки самолетов), системы RMS GroundStar (планирование и управление наземным обслуживанием рейсов), подсистемы оценки времени посадки и положения воздушных судов на перроне VKOAir и геоинформационной системы. На основании полученных данных SmartRamp позволяет проводить оперативную оценку обстановки на перроне и минимизировать возникновение нештатных ситуаций.
«С помощью специального программного обеспечения диспетчер видит на карте борт самолета, как только он достигает уровня 70 метров от/до земли, в режиме реального времени получает информацию о состоянии самолета, отслеживает спецтранспорт, обслуживающий каждый борт – трап, пассажирские шаттлы, грузовой транспорт и прочее», - комментирует Светлана Хадонова.
Аэропорты автоматизируют процессы управления критически важными системами
Другим направлением использования умных решений в авиационной сфере является автоматизация процессов управления критически важными системами аэропортов. Дмитрий Трофимов, заместитель руководителя коммерческой дирекции группы «Астерос», приводит в пример ситуационный центр. Этот объект позволяет осуществлять оперативное управление всеми службами аэропорта: собирает информацию с огромного числа источников, аккумулируя ее в «едином окне».
«В 2015 году был модернизирован оперативный центр аэропорта «Толмачево», в результате в единую точку стекаются данные обо всех происходящих на территории транспортного узла инцидентах и параметрах работы технологических систем. Такой автоматизированный режим работы позволяет повысить безопасность и отказоустойчивость систем и сервисов аэропорта. Компания дополнительно к этим проектам интегрировала в единый комплекс систему контроля и управления доступом, систему оповещения, охранную сигнализации и т.д. на территории «Толмачево», - рассказал Дмитрий Трофимов.
В Шереметьево с помощью телематики снизили расход топлива спецтехники на 30%
Еще один проект был реализован специалистами компании «Аэрофлот» и Omnicomm в аэропорту «Шереметьево». Так, в 2011 году компанией «Аэрофлот» были проведены исследования современных методов и средств по оптимизации затрат на перевозки. В результате исследований приоритетным направлением было выбрано снижение расходов на ГСМ в международном аэропорту. К началу 2013 года системой мониторинга транспорта и контроля расхода топлива Omnicomm было оснащено более 300 транспортных средств автопарка «Аэрофлота», включая установку диспетчерских программ и обучение персонала. Это позволило заказчику сократить расходы на топливо на 30% при сроке окупаемости 3-4 месяца и сэкономить объем вложенных средств более чем в 2 раза за столь короткий промежуток времени.
В Домодедово используют биометрические системы и видеоаналитику
В Домодедово уже используют биометрические данные при проходе сотрудников в контролируемую зону аэропорта. Эта система выступает как дополнительная защита, т.е., например, к месту стоянки воздушных судов может пройти только сотрудник, обладающий соответствующим уровнем доступа, сообщили Iot.ru в пресс-службе аэропорта.
«В стадии проектирования находится проект по использованию биометрических данных при идентификации пассажира на пути до борта самолета. В перспективе пассажир должен будет использовать паспорт только при получении посадочного талона у агента регистрации или киоске самообслуживания. На остальных контрольных точках будет действовать система распознавания лиц», - отметили в пресс-службе «Домодедово».
Аэропорт реализует один из наиболее амбициозных проектов «Киборг». Это формирование системы мониторинга, контроля и анализа потокового видео с камер наблюдения, которые установлены в терминале, и мобильных камер у сотрудников безопасности или сотрудников, работающих на строительных объектах.
«Среди ключевых IT-проектов, планируемых к вводу в 2016-2017 гг., масштабная модернизация системы видеонаблюдения, использующей возможности видеоаналитики для повышения эффективности работы служб безопасности и производственных служб. В рамках реализации проекта будет установлено до 2,5 тыс. цифровых видеокамер высокого разрешения, и система радиолокационных станций с поворотными видеокамерами и тепловизорами, определяющими объекты в любых погодных условиях и в любое время суток», - сообщили в пресс-службе «Домодедово».
IoT ускорит процессы оптимизации работы аэропортов
Оптимизация различных расходов в отрасли авиаперевозок станет драйвером роста рынка в ближайшие два-три года, уверены эксперты. Станислав Емельянов, к примеру, отмечает, что внедрение систем мониторинга транспорта в аэропортах Шереметьево (Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Курумча (Самара), Плеханово (Тюмень), Ханты-Мансийска, Сургута, позволило увеличить эффективность работы аэродромных служб и сократить затраты от 20% до 60%.
Еще одним драйвером эксперты называют ужесточение конкуренции.
«Путешествуя, пассажиры так или иначе сравнивают международные транспортные узлы. И если аэропорт действительно комфортный и безопасный, то пассажиры будут предпочитать пользоваться именно им. Сюда добавляется еще и фактор внутренней конкуренции: только в Москве целых три крупных аэропорта, не считая новый «Жуковский». Применение «умных» решений способствует развитию как технологической, так и сервисной базы аэропортов, что позволяет наращивать пассажиропоток и нивелирует риск финансовых потерь», - говорит Дмитрий Трофимов.
По его словам, развитию рынка также способствует проведение крупных событий федерального и международного уровней. Зарубежные туристы могут оценить качество обслуживания в аэропортах и затем примут решение, стоит ли возвращаться в эту воздушную гавань или выбрать более комфортную.
Аэропорты в ближайшие два-три года обратят внимание на создание единой комплексной системы мониторинга и управления аэропортом, прогнозирует Светлана Хадонова. По словам эксперта, все активы будут доступны в одном ГИС сервисе.
«Применение новейших технологий 2D/3D indoor & outdoor карт, геокодирование, удобная и наглядная оцифровка объектов также обеспечит большую степень комфорта для пассажиров и персонала. Стоит также ожидать реализации проектов дополнительных геоинформационных сервисов: Utilities management, Luggage management, Personnel management, Indoor Navigation, Location Based Services (LBS) and Location Based Advertising (LBA)», - полагает она.
Кроме того, потенциал сохраняется и у биометрических систем ввиду регулярно усиливающихся требований государства к безопасности и организации пассажирских перевозок. Дмитрий Трофимов отмечает, что новейшие технологии сейчас только начинают применяться на стратегических объектах, в т.ч. аэропортах. Его компания сейчас совместно с крупнейшим воздушным хабом страны прорабатывают проект внедрения системы распознавания лиц.
Назад