/  ​Дмитрий Ветров: «В ближайшие десять лет Россия по оснащенности вендинговыми автоматами должна выйти на среднеевропейский уровень»
63.30 € 67.21

​Дмитрий Ветров: «В ближайшие десять лет Россия по оснащенности вендинговыми автоматами должна выйти на среднеевропейский уровень»

​Дмитрий Ветров: «В ближайшие десять лет Россия по оснащенности вендинговыми автоматами должна выйти на среднеевропейский уровень»

В России по итогам 2015 года количество автоматов увеличится до 155-158 тыс. Достичь же среднеевропейского показателя - один автомат на 300-400 человек, отечественный рынок вендинга сможет в течение десяти лет. Об этом в интервью M2MRussiaNews рассказал Дмитрий Ветров, руководитель отдела маркетинга Uvenco. Он отметил, что трендом развития рынка становится предложение нового формата и технологий вендинга.

M2MRussiaNews: Изменились ли за последние год-два тенденции в сфере вендинга в России?

Дмитрий Ветров: Как и во всем мире, в России 80% рынка – это кофе-автоматы и снек-автоматы. Основные направления развития рынка вендинга за последнее время не изменились. Через устройства реализуются продукты питания, прохладительные и горячие напитки. Но небольшие сдвиги в тенденциях есть. Например, сближение с сегментом HoReCa в нише горячих напитков. Предпочтения потребителей сдвигаются в направление coffee-to-go. В области снеков растет сегмент здорового питания.

Тренды сейчас – это, скорее, не предложение нового продукта для продажи через автоматы, а предложение нового формата вендинга, новых, удобных для потребителя технологий.

Безусловно, новинки вызывают интерес потребителей – это и автоматы по продаже фермерских продуктов и натурального молока, и непродуктовый вендинг (контактные линзы, безрецептурные медикаменты и т.д). Однако в большей степени востребованы, как и прежде кофе-автоматы и снек-автоматы.

Модификация услуг в данных сегментах (за счет более удобной и быстрой покупки в востребованном потребителем формате) и является вектором развития рынка в целом. Как следствие, появляются и набирают популярность, например, кофе-автоматы, продающие горячие напитки в больших бумажных стаканах с крышкой, - тот самый формат coffee-to-go, пришедший к нам из американской и европейской масс-культуры и быстро завоевавший популярности в российских городах. Появляются и устройства с сенсорными дисплеями, делающими покупку более простой для покупателя.

M2MRussiaNews: Как бы вы оценили динамику рынка вендинга за последний год?

Дмитрий Ветров: С 2010 по 2013 года среднегодовой рост объема рынка вендинга в России составлял от 10 до 15%. В 2014 году рост рынка существенно замедлился из-за снижения покупательской способности населения и составляет сейчас от 3 до 5%. По нашим оценкам, в 2015 году будет также небольшой (5-8% обороты и 3-5% по количеству автоматов). Если сегодня в России насчитывается около 152 тыс. автоматов, то по итогам 2015 года их число увеличился до 155-158 тыс.

M2MRussiaNews: Как бы вы оценили проникновение вендинговых автоматов в России?

Дмитрий Ветров: Очевидно, что здесь есть большой потенциал роста. Если среднеевропейский показатель – 1 автомат на 300-400 человек, то у нас 1 автомат на 900 человек. Достичь и превзойти среднеевропейские показатели реально. Производители вендинговых автоматов в России – быстрее адаптируются к новым условиям, иногда оперативное внедряют новые технологии и предлагают их массовому сегменту – простым покупателям.

M2MRussiaNews: Планируете ли вы оснастить ваши автоматы «безналичными» технологиями?

Дмитрий Ветров: Уже полным ходом идет внедрение системы оплаты без наличных денежных средств с помощью специального приложения (около 1 тыс. автоматов уже оснащено в Москве. Около 600 в регионах и около 200 в нашей оперирующей компании в Великобритании).

Необходимость предложения потребителям нового способа оплаты – требование современного рынка. С развитием банковской системы мы все меньше носим с собой наличные и все больше отдаем предпочтение банковским картам. Первый опыт внедрения безналичных платежей в UVENCO – это 2010-2011 годы. Мы пробовали оплату покупок в автомате через смс. Технологически задача была решена успешно, однако экономика данного проекта не позволяла развивать его дальше. Стоимость СМС составляла до 30% от стоимости продукта, что весьма критично для вендинга.

Затем с одним из российских сотовых операторов внедряли оплату через NFC-модуль мобильных телефонов. Однако на тот момент доля таких устройств на российском рынке была крайне невысока. Самый крупномасштабный проект – это оснащение всех автоматов, установленных на играх в Сочи, кардридерами, принимающими карты Visa. Мы увидели, какой высокий потенциал у данного направления.

Около 10% всех транзакций – оплата банковскими картами. В целом по России доля безналичных платежей пусть пока не превышает 5-10% от оборота автомата, но она стремительно набирает вес.

К недостаткам данного направления можно отнести высокую стоимость самого оборудования, что весьма критично для вендинга. В итоге сейчас мы успешно развиваем новую технологию – оплата покупки в автомате с помощью специального приложения. По сути, это та же оплата банковскими картами, однако без необходимости устанавливать дорогостоящее оборудование.

По стремительно растущему количеству скачиваний приложения и объему транзакций мы видим, что двигаемся в правильном направлении. Конечно, существенный перекос пока идет в сторону Москвы и Санкт-Петербурга. Я уверен, что скоро регионы обязательно «подтянутся».

M2MRussiaNews: Считаете ли вы школы и другие образовательные учреждения перспективными с точки зрения размещения вендинговых автоматов?

Дмитрий Ветров: Школа – очень рискованный объект для вендинга. Не секрет, что было много попыток покорения этого сектора. Ограничения по ассортименту, а также невысокая рентабельность данных установок заставляет операторов быть очень осторожными при заходах в школы. Но при этом потенциально школы один из важных каналов установки автоматов. Высшие учебные заведения – это один из основных каналов установки автоматов в настоящий момент. Они востребованы, крайне рентабельны, более того – ВУЗы являются отличной площадкой для разного рода инноваций и тестирования новых технологий в вендинге.

M2MRussiaNews: Используете ли вы телеметрию в вендинговых автоматах?

Дмитрий Ветров: 100% наших автоматов подключены к системе онлайн-мониторинга. Ранее Сергей Корниенко генеральный директор UVENCO, сообщал, что сеть автоматов нашей компании с 2010 года начала измеряться тысячами. Такие масштабы привели к тому, что стали наблюдаться проблемы контроля работоспособности автоматов, проверка их загруженности, необходимость инкассации и т.д.

Наемный персонал также испытывал проблемы в логистике, так как без телеметрии трудно было понять: нужно ли инкассировать автомат, не закончились ли товары? Привычное расписание, когда работник проверял автомат раз-два в неделю, ушло в прошлое. Но и системам телеметрии доверится полностью было нельзя: решения представляли собой сырой, малофункциональный продукт.

Собрать воедино нужные данные в одном месте в автоматическом режиме не представлялось возможным. Это приводило к ограничениям по развитию проекта. Эффективно управлять сетью можно было, только разработав необходимую систему самостоятельно, основываясь на личном опыте. Теперь любой из наших автоматов – от Калининграда до Владивостока контролируется удаленно. Появились и инструменты аналитики. Созданная система оказалась полезной нам и еще владельцам более 20 тыс. устройств Uvenco, и нескольким тысячам владельцам автоматов крупнейшего европейского оператора - компании Selecta.

M2MRussiaNews: Какие именно данные позволяет собрать система и как вы их используете?

Дмитрий Ветров: Во-первых, это детальные финансовые показатели работы автомата – причем привязанные к инкассации. Данные по тому, сколько купюр и монет принято с последней инкассации или за определенный промежуток времени, какое количество монет каждого номинала принято, какие именно продукты и когда покупались, оборот по безналичным платежам.

В итоге – мы знаем, какую точно сумму оператор должен сдать в кассу, какое количество сдачи он загрузил. Причем система позволяет импортировать эти данные напрямую в бухгалтерские и складские программы (например, в 1С), что упрощает работу персонала и контроль. Также аналитика продаж позволяет оптимизировать ассортимент автомата и время обслуживания (сократить количество выездов к автомату и время, которое оператор тратит на загрузку)

Во-вторых, это технические параметры работы автомата. Дистанционно можно не только увидеть ошибки работы автомата, но и причину неисправности. Это позволяет почти на треть сократить время простоя устройства.

В-третьих, это возможность «двусторонней» связи с автоматом. То есть мы не только получаем данные с автомата, но и можем отправлять данные на автомат. Это может быть и новая планограмма, программное обеспечение или рецептура напитков, так и возможность дистанционного начисления кредита в случае сбоя устройства, а также в качестве бонуса постоянным клиентам.

M2MRussiaNews: Какие тенденции в сфере вендинга будут преобладать в ближайшие два-три года в России?

Дмитрий Ветров: Одна из интересных тенденций, которую мы развиваем сейчас – это микромаркеты. Магазины самообслуживания «без продавца», имеющие более широкий ассортимент по сравнению с торговым автоматом. Это формат для больших офисов или других «закрытых» территорий. На площади в несколько квадратных метров располагаются стеллажи с продуктами. Сотрудники офиса с помощью персональных смарт-карт могут приобретать продукты и, сканируя их штрих-код, оплачивать в терминале. Несколько микромаркетов уже сегодня успешно работает в Москве.

M2MRussiaNews: Как бы вы оценили потенциал использования венлдинговых автоматов в России?

Дмитрий Ветров: Сегодня тяжело прогнозировать развитие вендинга в России в какой-либо перспективе из-за волатильности макроэкономической ситуации в стране. Мы можем уверенно сказать, что при благоприятном развитии экономики вендинг будет расти – причем опережая по темпам роста средние показатели розницы.

С одной стороны, мы имеем рост курса евро, который повлиял на рост ингредиентов и себестоимость продуктов в автомате, а также ограничения импорта молочных продуктов. Стоимость импортного оборудования удвоилась, доступность кредитов снизилась. Это существенно осложняет развитие рынка.

Однако с другой стороны, российское производство вендингового оборудование получило существенный стимул. Экспортный потенциал российских торговых автоматов вырос. Безусловно, вендинг будет развиваться в регионах, в частности и как альтернатива существующим форматам мелкой розницы.

В ближайшие десять лет, по нашим расчетам, Россия должна выйти на среднеевропейский уровень - один на 300-400 человек. Приблизиться к таким показателям можно за счет налаживания дальнейшего диалога между муниципальными и федеральными властями и вендинговым сообществом, а также большей гибкостью и восприимчивостью самого бизнес-сообщества к тем инновациям, которые предлагает сегодня рынок.

Европейский вендинговый рынок для дальнейшего развития нуждается в серьезной перестройке, которая из-за больших объемов рынка займет много времени. Мы же более маневренны, так как начали развивать вендинг позже и уже успели накопить существенный опыт. И если «на старте» мы немного отставали, то сейчас стремительно догоняем.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений