59.46 € 69.82

Обзор рынка вендинга в России и мире

Обзор рынка вендинга в России и мире

Количество подключенных вендинговых автоматов в мире вырастет к 2021 году, по разным подсчетам аналитиков, от 3,6 млн до 24 млн единиц. В то же время российский рынок вендинга составит порядка 27,6 млрд рублей, превысив докризисные показатели.

Аналитики Transparency Market Research оценили объем мирового рынка киосков самообслуживания в 2015 году $12,2 млрд. Среднегодовые темпы прироста (CAGR) в период с 2016 по 2024 составит 10,9%. К концу прогнозного периода объем рынка составит $30,8 млрд. Аналитики HTF Market Intelligence оценивают CAGR в период с 2017 по 2021 гг. в 38,2%.

Согласно прогнозам Technavio, объем мирового рынка вендинговых автоматов по продаже готовой еды ежегодно будет расти в среднем на 5% в период с 2017 по 2021 гг. Такой рост обусловлен тем, что потребители будут больше знать о возможностях хранения свежих продуктов в вендинг-машинах, а, значит, перестанут опасаться приобретать еду. Но все же подобные автоматы будут установлены преимущественно в заведениях общепита, чтобы обеспечить свежесть продуктов и проконтролировать их хранение. 

В 2016 году только 10% (1,7 млн) из установленной базы вендинговых автоматов в 17 млн единиц подключены к интернету, подсчитали в Berg Insight. В 2015 году количество подключенных автоматов составляло 1,5 млн. Тогда на рынок Северной Америки и Европы приходилось 800 тыс. и 200 тыс. подключенных машин соответственно.

В период с 2016 по 2020 гг. среднегодовые темпы прироста рынка подключенных автоматов составят 18,7%, а объем этого сегмента составит 3,6 млн единиц. К концу прогнозного периода проникновение подключенных вендинговых машин составит 20,3%.

Аналитики ABI Research в декабре оценили количество подключенных вендинговых автоматов в 10 млн. К 2021 году это количество достигнет 24 млн. В течение прогнозного периода среднегодовые темпы прироста рынка составят 17%.

зж.jpg 

Российский рынок вендинга

По данным J’son & Partners Consulting, опубликованным летом 2016 года, в 2015 году объем отечественного рынка вендинговых автоматов в денежном выражении снизился на 23,5 % по сравнению с 2014 годом. В 2016 году, ввиду сложной экономической ситуации, падение продолжалось, особенно это было заметно в сегменте сложных вендинговых автоматов. Прогнозировалось, что в 2020 году составит 27,6 млрд рублей, превысив докризисные показатели.

Барьерами для развития отрасли станут поправки в закон «О применении контрольно-кассовой техники», согласно которому с 1 июля 2018 года вендинговые автоматы в обязательном порядке должны будут оснащаться кассовыми аппаратами.

Основными драйверами роста рынка эксперты называют:

  • переход к западному формату мелкорозничной торговли (изменение ассортимента и внешнего вида торговых точек, выход мелкой розницы из теневого сектора);

  • развитие технологий автоматизированной торговли.

Значимые проекты в России в 2017 году:

  • Вендинговыми автоматами с горячими и холодными напитками, закусками и аптечными нелекарственными препаратами (бинты, маски, пластыри и т.д.) планируется оснастить 22 станции Московского центрального кольца (МЦК). В МКЖД пояснили, что планируют установить 88 машин. Ассортимент реализуемых товаров на МЦК планируют со временем расширить.

  • Вендинговые аппараты с напитками и едой планируется установить и в вагонах пригородных поездов московского региона,  сообщал портал m24.ru.

  • Системы видеобанкинга, позволяющие заменить специалистов в отделениях, появятся в Альфа-Банке в 2017 году. Терминалы уже протестированы внутри банка и готовы к установке в филиалах кредитного учреждения.

  • В 1,35 тыс. отделениях Почты России в течение 2017 года будут установлены системы электронной очереди. Полторы тысячи автоматов были приобретены в лизинг, 150 из них на начало года уже были установлены. Общая потребность организации оценивается в 5 тыс. систем электронной очереди.

  • 500 вендинговых автоматов планируется в течение 2017 года установить в подземных переходах московского метрополитена. Ассортимент товаров, по словам представителей метрополитена, будет широким: от еды до косметики и бытовой химии. Перед установкой специалисты метрополитена учтут загруженность и ширину коридоров, чтобы не затруднять передвижение пассажиров. Однако аппараты появятся не на всех станциях. До реализации этого проекта в столичном метрополитене работало 180 вендинговых аппаратов.   


Комментарий эксперта

Татьяна Шубина, специалист отдела рекламы и PR VendShop:

Вендинговый рынок в большой доле пополнили производители. Появился спрос от крупных компаний и холдингов федерального масштаба на вендинговые машины. Например, один из текущих проектов – изготовление торговых автоматов для продажи моторных масел по индивидуальному заказу компании «Газпром». В этом проекте не менее важна маркетинговая составляющая – узнаваемость бренда и защита от подделок. Появилась потребность в торговых автоматах у РЖД и Московского метрополитена. На данный момент ведется обсуждение деталей совместных проектов.

Основная доля продаж приходится на автоматы для реализации штучного товара. За счет универсальности они востребованы во всех регионах, разница лишь в соотношении количества жителей к количеству автоматов.

Очевидна тенденция стремления к глобальной роботизации и online-технологиям, ведущим к снижению себестоимости товарной единицы. Соответственно, та же тенденция отразится в сфере вендинга - сокращение объема затрат на реализацию товаров. Ожидается смещение акцента в долях между классической розничной торговлей и автоматизированной.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений