63.39 € 68.25

​Навигационные системы в странах БРИКС

​Навигационные системы в странах БРИКС

Ведущей навигационной системой в странах БРИКС, кроме России, была и остается американская GPS. ГЛОНАСС охватил всю Землю только 2 сентября 2010 года, когда число спутников в группировке достигло 26. Именно с этого момента отечественные компании и правительство России задумались об экспансии технологий ГЛОНАСС в другие страны. Так, НИС-ГЛОНАСС зарегистрировала свое подразделение в Индии в 2011 году, а годом позднее в Бразилии начал работать офис компании «Русские навигационные технологии». Однако в РНТ, из-за банкротства, введено конкурсное управление, а «дочка» НИС особых успехов не добилась. Теперь попытать счастья в Бразилии и Индии могут российские предприятия с государственным участием и при поддержке властей двух стран. Этой публикацией начинается цикл материалов о том, какие проекты с использованием технологий ГЛОНАСС или локальных навигационных систем стран БРИКС планировалось реализовать с участием российских и местных компаний.

Часть первая.

В Бразилии провели перепись населения и сократили уровень преступности на треть

Бразилия до 2012 года активно использовала GPS. Самым массовым проектом была перепись населения. В Бразилии уровень бедности крайне высок, охватить всех жителей страны, особенно в неблагополучных районах, не представлялось возможным. Для переписи было выпущено 150 тыс. смартфонов, респонденты с помощью предустановленного мобильного приложения могли отвечать на вопросы из бланков переписи. Обработкой данных занимались 7 тыс. ЦОДов. Преимущества GPS-переписи – это возможность определить местонахождение каждой семьи, так как не все они имеют жилье с адресным обозначением. Такой «цифровой» подход позволяет исследовать изменение улиц и районов, а также трущоб, где изменения происходят более стремительно и не успевают вносится на карты. Выяснилось, что информация о расположении 5% домохозяйств оказалась устаревшей. Бюджет кампании составил $910 млн, а охвачено было 58 млн домохозяйств. Возможности ГЛОНАСС в стране начали изучать в 2010 году. Это произошло после майского визита президента Бразилии Луиса Игнасио Лула да Силвы в Россию. Тогда лидеры двух стран подписали ряд межправительственных и межведомственных соглашений. Эксперты назвали «ключевым» документ, предусматривающий формирование альянса России и Бразилии для развития различных технологий.

В материалах по итогам встречи отмечалось, что вопрос о возможном участии Бразилии в российской системе ГЛОНАСС изучается. Первая наземная станция ГЛОНАСС в стране заработает почти три года спустя, в феврале 2013 года. Еще две станции планировалось запустить в 2014 году.

В 2010 году руководители российской компании НИС-ГЛОНАСС провели рабочую встречу с представителями провайдеров, предоставляющих услуг телематики в Бразилии. В марте 2012 года РНТ открыли свое представительство в этой латиноамериканской стране. Задача офиса РНТ - поставка двусистемных бортовых устройств спутниковой навигации с поддержкой ГЛОНАСС и GPS. У РНТ были планы начать производство терминалов в Бразилии.

Бразилия в 2011 году занимала пятое место по реализации автомобилей в мире. Однако не все из машин регистрировались в полиции. Фактически, жители страны могли приобрести автомобиль и пользоваться ей без постановки на учет. Казна страны недополучала налоги, расследование дорожных аварий затягивалось из-за трудностей с установлением виновника, а украденный и не зарегистрированный автомобиль было крайне сложно вернуть законному покупателю. Согласно данным Berg Insight, в Бразилии в 2011 году происходило в 4 раза больше угонов, чем в США. Поэтому РНТ и приняла решение об экспансии на этот рынок.

В 2012 году в Бразилии вступил в силу закон, регламентирующий в обязательном порядке устанавливать терминалы ГНСС на борту. Инсталляция устройств проходит под надзором госведомств, что позволяет зарегистрировать автомобиль. Водителей, не ставших на учет в полиции, выявляют с помощью специальных рамок, установленных на дороге, а также при досмотре автомобилей. Количество краж и угонов по стране после этого нововведения снизилась на треть.

UNODC International Burglary, Car Theft and Housebreaking Statistics, 2015

В Бразилии на базе спутниковых бортовых устройств предоставляются различные коммерческие сервисы. Так, можно вычислить местонахождение угнанного автомобиля. Однако эта услуга платная и ее стоимость зависит от выбора сервис-провайдера.

Аналитики C.J. Driscoll & Associates прогнозировали, что объем рынка спутникового мониторинга транспорта к 2014 году в стране составит $3 млрд, показав за три года двукратный рост. В 2010 году бортовыми ГНСС-терминалами в Латинской Америке было оборудовано только 1 млн автомобилей, 60% установок приходилось на Бразилию и Мексику. Порядка 3 млн автомобилей были оснащены системами возврата угнанного транспорта. В компании спрогнозировали и увеличение автопарка в Латинской Америке с 77 млн в 2010 году до 120 млн к 2030 году.

Представители РНТ в интервью CNews сообщали, что планировали занять четверть рынка Бразилии в сегменте мониторинга транспорта к 2017 году. Этим планам не суждено было сбыться. В РНТ в 2015 году введена процедура внешнего управления, так как годом ранее компания обратилась в арбитраж с заявлением о собственном банкротстве.

Координатор проекта ГЛОНАСС в Бразилии Джованни Боргес в конце прошлого года заявил, что ГЛОНАСС станет достойной альтернативой GPS. Но о конкретных планах со стороны российских компаний и властей по покорению рынка Латинской Америки с тех пор не сообщалось.

Индия спасается GPS от нашествия обезьян

В Индии существует государственная программа по мониторингу общественного транспорта бортовыми ГНСС-терминалами. Как и в Бразилии, до готовности ГЛОНАСС здесь также активно использовалась GPS, но не в совсем привычных целях.

В 2009 году GPS спасала Дели, от полчищ диких обезьян. Мегаполис с населением 15 млн жителей страдал от нашествия животных. Сначала макак ловили, устанавливали им специальные чипы, увозили их подальше от города, а затем следили за передвижением стай. Коммунальным службам было важно узнать, не возвращаются ли ранее «выдворенные» макаки в Дели. Животных переселяют в заповедники Асола и Бхатти. Так, за последнее время пределы столичного региона покинуло свыше 10 тыс. животных.

Передвижение водного транспорта с помощью GPSначали отслеживать в Индии в конце 2013 года. Администрация штата Ассам тогда запланировала к реализации проект, благодаря которому можно было бы отслеживать в режиме «онлайн» передвижение всех 74 речных паромов. Такая система необходима, чтобы минимизировать риски столкновения судов, оперативно отреагировать на экстренную ситуацию. В этом штате часты оползни и наводнения, что делает строительство автомагистралей и железных дорог нецелесообразным. Паромы являются главным видом транспорта в Ассаме.

С помощью американской системы и RFID в Индии в 2014 году отслеживали передвижение фур с зерном, которое должно было распределятся для бедняков, но попадало на черный рынок.В стране существует и свой проект – IRNSS (Indian Regional Navigation Satellite System — индийская региональная спутниковая система навигации). Решение о развертывании системы было принято правительством страны в мае 2006 года. Система покроет часть поверхности Индии и фрагментарно соседние страны. Первый спутник был запущен в мае 2013 года, через год на орбиту вышел и второй спутник. Проектом предусмотрен запуск еще пяти спутников. Стоимость IRNSS оценивается в $290 млн. Система навигации обеспечит определение координат для гражданских и военных пользователей. Навигационный центр IRNSS начал работу в мае 2013 года.

Первая информация об интересе российской компании НИС реализации технологий ГЛОНАСС в Индии датируется 2011 годом. Тогда НИС открыли в Индии дочернее предприятие, в планах которого было запустить производство терминалов GPS/ГЛОНАСС по контрактной схеме, не инвестируя в строительство промышленной площадки. В НИС прогнозировали спрос на 50 тыс. бортовых терминалов ежегодно. В РНТ в 2012 году заявляли, что не планируют осваивать рынок Индии из-за низкой покупательской способности.

В январе 2012 года представители НИС сообщили о том, что готовы участвовать в тендере на создание интеллектуальной транспортной системы. В Индии планировалось на начальном этапе провести четыре тендера и оснастить системами спутникового мониторинга 11 тыс. единиц автомобильного общественного транспорта.

Уже в конце года представители российской компании подписали соглашения о сотрудничестве с крупнейшими телефонными провайдерами Индии - BSNL и MTNL, а также TCS, которая является сервисной компанией для первых двух. BSNL и MTNL согласились в своих офисах реализовывать оборудование ГЛОНАСС, а TCS рассчитывала создать ИТС на базе российской навигационной системы.

В октябре 2013 года в НИС сообщили о реализации проекта «Безопасный трекер». Проект предусматривал выпуск для индийских потребителей порядка 4 млн носимых девайсов для реагирования на правонарушения.

«Сначала будут созданы диспетчерские и демонстрационные зоны согласно требованиям к проекту. Следующим шагом станет подключение и тестирование первых 100 устройств, которые раздадут женщинам, детям и пожилым людям», - рассказывали в пресс-службе НИС.

Порядка 100 тыс. девайсов планировалось реализовать в течение 2013 года. Заказчиком проекта выступила C-DAC, подразделение министерства, отвечающего за ИТ в Индии. Однако значимых успехов на индийском рынке НИС-ГЛОНАСС с момента основания «дочки» до конца 2013 года так и не добилась.

Попытать счастья в Индии решило и НП (некоммерческое партнерство) ГЛОНАСС. В конце октября прошлого года представители партнерства обсудили с индийскими коллегами вопросы взаимодействия в области навигационных технологий.

В материалах по итогам переговоров отмечалось, что участники встречи рассматривают возможность для выпуска бортовых ГНСС-терминалов с поддержкой ГЛОНАСС. Представители Индии заинтересованы во внедрении навигационных технологий в коммунальном хозяйстве, для реагирования на аварии, в работе общественного транспорта, и для «умного» страхования.

В июне 2015 года в рамках Петербургского экономического форума обсуждались вопросы инвестиционного взаимодействия России и Индии. Тогда речь зашла и ГЛОНАСС. «В нашей стране есть огромный рыночный потенциал для развития технологий спутниковой навигации, которые обсуждались сегодня в рамках круглого стола», - цитировали РИА-Новости Чандраит Банерджи, генерального директора Конфедерации индийской промышленности.

Тогда представители Индии заверили, что интересуются проектом ЭРА-ГЛОНАСС, так как в ДТП в этой стране гибнет 130 тыс. человек ежегодно, а 500 тыс. получают различные травмы.

18 августа 2015 года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин сообщил, что производство бортовых устройств с приемом ГЛОНАСС может быть развернуто при участии России и Индии. Шансы на это увеличатся, если Индия заинтересуется проектом ЭРА-ГЛОНАСС, рассказывал вице-премьер.

Продолжение следует

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений