Пять решений для умного транспорта
![Пять решений для умного транспорта Пять решений для умного транспорта](/upload/resize_cache/iblock/d57/860_490_1/44dvopmp4leixdczfxe11me0hre4jfuy.jpg)
Контроль автопарка от МегаФона
Пожалуй, эффективный коммерческий автопарк крупной компании невозможно представить без комплексных решений. Например, «Контроль автопарка» от компании «МегаФон». Решение позволяет предприятиям минимизировать затраты на топливо и эксплуатацию машин, оптимизировать операционные расходы, сократить риски аварий, оставаться на связи с водителем и т.д.
В бортовой блок транспортного средства инсталлируется телематический модуль с поддержкой ГЛОНАСС и GPS. Он принимает сигнал от спутника, аккумулирует показания с дополнительных датчиков и по GSM-каналу передает данные на платформу услуги «Контроль автопарка». Так определяется местоположение транспорта и скорость. Клиент получает всю информацию в личном кабинете в виде табличных и графических отчетов.
Дополнительные датчики, подключенные к системе, позволяют, например, следить за сохранностью грузов, требующих поддержания определенного температурного режима.
Также в системе создаются электронные путевые листы, ведется рейтинг водителей. Система рейтинга необходима, чтобы свести к нулю возможность аварии или штрафов за нарушение правил дорожного движения. Также датчики, подключенные к решению, могут самостоятельно контролировать соблюдение температурного режима.
Как подсчитали в компании, срок возвратности инвестиций в решение обычно составляет от двух месяцев до полугода.
«Умный автобус» от «Евромобайла»
Цифровизируется и общественный транспорт. И здесь используется комплексный подход. Так, ИТ-система компании позволяет сделать поездки для пассажиров более безопасными, доступными и комфортными. Для автобуса устанавливается комплексная ИТ-система, состоящая из медиацентра, системы камер видеонаблюдения, модуля ГЛОНАСС/GPS и других датчиков.
Благодаря камерам фиксируется все события в салоне и на дороге. Решение для контроля топлива и уровня давления в шинах оповещает водителя и диспетчера в автопарке о необходимости предпринять конкретные действия. «ЭРА ГЛОНАСС» в случае нештатной ситуации передаст координаты автобуса ответственным и экстренным службам.
Решение «Евромобайла» помогает пассажирам точнее ориентироваться в маршрутной сети и планировать свои поездки. Часть комплексного решения – электронные табло с временем прибытия следующего автобуса.
Для самих перевозчиков решение «Умный автобус» удобен возможностью передачи информации о пиковых нагрузках и рейсах с минимальным количеством пассажиров. Статистика позволяет корректировать расписание и экономить топливо.
«Умные локомотивы» для РЖД
На рельсы цифровизации встает и железнодорожный транспорт. Так, компания Cognitive Pilot в январе 2022 года сообщила предоставить РЖД 500 комплексов систем помощи машинисту маневрового железнодорожного локомотива Cognitive Rail Pilot (CRP). CRP, используя возможности машинного зрения и искусственного интеллекта, сможет детектировать такие и события, как нахождение посторонних объектов на железной дороге, другие составы, стрелки, пути, людей, светофоры.
Комплекс тотчас оповестит о «находке» машиниста, если тот еще не принял меры. В некоторых экспертных случаях CRP примет действия самостоятельно. По расчетам разработчиков, количество инцидентов может быть сокращено на 70%.
В будущем Cognitive Pilot планирует оснастить системой и пассажирские поезда.
«Цифра Роботикс» внедряет автопилот в спецтехнику
Промышленность – еще один сектор экономики, которому нужен «умный транспорт». Например, «БелАЗ» оснащает ИТ-решениями самосвалами, в результате те могут передвигаться по карьерам без помощи водителя. Помогают в этом решения российской компании «Цифра Роботикс».
Так, две модели самосвалов, перевозящих 90 и 130 тонн груза соответственно, оснастили программно-аппаратным комплексом, который превращает обычные машины в самоуправляемые. Инженеры «Цифра Роботикс» самостоятельно разрабатывают и аппаратуру, и софт.
Каждая машина оснащена обычными и лазерными радарами, камерами видеонаблюдения, с помощью которых «БелАЗы» ориентируются на местности и ночью, и в плохую погоду. Помогает построить маршрут система высокоточной спутниковой навигации.
Технику можно использовать в трех режимах: обычном, дистанционного управления (оператор удаленно управляет машиной) и автономном, когда автомобиль выполняет заранее подготовленные задания. Как показали испытания, третий режим – самый эффективный. При его использовании производительность одной машины вырастала примерно на четверть.
Собственный датчик для автопилота от «Яндекса»
Для умного транспорта будущего – роботизированных такси, нужен, как минимум, лидар, он же – лазерный радар. Именно он обеспечивает автомобили «зрением».
Беспилотный флот «Яндекса» в 2021 году перешёл на лидары собственной разработки. Лидар — один из основных сенсоров беспилотного автомобиля. Стоимость такого устройства может достигать несколько тысяч долларов, ведь по сути – именно с его помощью (а также камер и радарам) автомобиль видит дорогу, пешеходов, светофоры.
Как рассказали в «Яндексе», лидар ежесекундно испускает миллионы лазерных лучей, не опасных для человека. Затем лучи, отразившись, возвращаются обратно. Облако точек создает трехмерную картину окружающей обстановки, позволяет автомобилю определить форму объектов, их расстояние с точностью до одного сантиметра даже в темноте, в дождливую и снежную погоду. Примечательно, что автомобиль с лидаром «Яндекса» различает здания на расстоянии до 600 метров.
«Яндекс» проектирует собственные лидары с 2019 года. На создание прототипов ушло девять месяцев. В итоге из двух форм-факторов – вращающегося и неподвижного, выбрали последний: он надежнее при пересечении плохих дорог и лучше выдерживает тридцатиградусные морозы Стоимость лидара «Яндекса» и стороннего производителя, которые он ранее использовал, идентична.
Фото: Unsplash
![](/bitrix/templates/m2m/images/telegram.png)
Назад