Решат ли самоуправляемые автомобили проблемы городов | iot.ru Новости Интернета вещей
92.13 € 98.71

Решат ли самоуправляемые автомобили проблемы городов

Самоуправляемые автомобили только появляются на рынке. Эксперты, ввиду дороговизны машин с автопилотом, ожидают совместного использования такого транспорта. Только затем самоуправляемые автомобили станут доступны по цене для приобретения. Чем больше на дорогах будет самоуправляемых машин, тем быстрее будут решены некоторые экологические и транспортные проблемы больших городов.

Мировой рынок самоуправляемого транспорта будет прирастать высокими темпами

Ожидается, что глобальный объем рынка легковых и грузовых автомобилей с самостоятельным вождением в 2020 году достигнет около 6,7 тыс. единиц. Среднегодовые темпы прироста рынка с 2021 по 2030 гг. составят 63,1%, отмечали аналитики Grand View Research.

Объем рынка самоуправляемого транспорта в денежном выражении достигнет к 2025 году $84 млрд, а в штучном – 36 млн,  сообщалось в исследовании РВК и Frost&Sullivan. По прогнозам Mordor Intelligence, CAGR в 2019-2024гг. составит 36,2%. Азиатско-Тихоокеанский регион, постепенно обогнав США, будет доминировать на рынке автономных автомобилей к 2035 году с долей 35%.

Развитие отрасли простимулирует внедрение автономных такси и бизнес-модели городской мобильности. Нерешенные вопросы ответственности в случае ДТП, отсутствие законодательной базы и риски кибератак играют против рынка. Если отрасли удастся решить эти вопросы, то к 2030 году рынок самоуправляемых транспортных средств достигнет $60 млрд.

Полностью готовую к самоуправляемому транспорту инфраструктуру в мегаполисах аналитики PricewaterhouseCoopers рассчитывают видеть к 2040 году.

Стремление к новому уровню автономности

Пока прирост заметен на рынке автомобилей со вторым и третьим уровнями автономности, то есть полуавтономных машин. Среди интеллектуальных систем можно выделить: парковку в автоматическом режиме, экстренное торможение, помощь в движении по полосам, антисон и фары с изменяемой конфигурацией светового потока. Самоуправляемые автомобили четвертого и пятого уровня, по данным SAE, получат распространение только к 2025 году.

Ключевыми игроками на рынке самоуправляемого транспорта эксперты назвали: Audi, BMW, Daimler (Mercedes Benz), Ford, General Motors, Google, Honda, Nissan, Tesla, Toyota, Uber, Volvo и Volkswagen.

У России 22 место в рейтинге готовности к транспорту без водителей

Отдельных данных по России нет, однако известно, что страна заняла в рейтинге готовности к беспилотному транспорту,  составленном KPMG в 2019 году, 22 место из 25.

«В России предпринимаются шаги как на законодательном уровне, так и на уровне отдельных компаний (например, «Яндекса»). Но для перевода пилотной технологии в коммерческую эксплуатацию необходимы гораздо более масштабные инвестиции, изменения законодательства, активная международная кооперация», —  сообщал ТАСС Алексей Романенко, руководитель практики по работе с инфраструктурными и транспортными предприятиями KPMG в России и СНГ.

Массовое появление в России беспилотных автомобилей – это перспектива ближайших 5-7 лет, считает Вячеслав Тимонин, ИТ-советник генерального директора транспортной компании «ПЭК. «Беспилотное вождение – технология достаточно дорогая в реализации. Сроки окупаемости такого внедрения малыми не будут. Массовое распространение беспилотных легковых автомобилей в России, мне кажется, можно ожидать через 8-10 лет», – отмечает Федор Глазырин.

«На улицах города в ближайшем будущем беспилотники массово не появятся. При отсутствии каких-либо революционных прорывов массовое производство – это даже не вопрос десятилетия. Ведь самоуправляемый автомобиль с полной автоматизацией, так называемый пятый уровень, должен сам понимать свои задачи, оптимизировать маршруты и принимать решения. Наверняка технология вырвется вперед с приходом компактных квантовых компьютеров и можно будет говорить об аналогии параллельных процессов», – полагает  Андрей Вавилин, основатель BaseTracK.

Крупнейшими игроками на российском рынке эксперты назвали «Яндекс», «КамАЗ» Volgabus и Cognitive Technology. Некоторые из этих компаний объединяют усилия. В России уже есть реальные проекты в продвижении автономного транспорта. В прошлом году в рамках МУФа Правительство Москвы с Яндексом, НАМИ, КамАЗом и Группой ГАЗ подписало соглашение о сотрудничестве в области развития и внедрения беспилотного транспорта в Москве. «Идет работа в рамках НТИ Автонет, которая направлена на создание отрасли беспилотных автомобилей», — рассказал Дмитрий Карандин, руководитель проектов Smart City Lab Департамента информационных технологий города Москвы.

Как самоуправляемый транспорт повлияет на городскую среду

Самоуправляемые автомобили минимизируют заторы на дорогах и опустошат парковки

По прогнозам ООН к 2050 году доля городского населения в мире составит 70%. Поэтому:

  • заторы на дороге приведут к увеличению времени на перемещения по городу в три раза;

  • затраты на транспортировку товаров вырастут в четыре раза;

  • объемы выбросов автомобилями вредных веществ в атмосферу вырастут в пять раз.

Разумным ответом на такие вызовы станет переход от концепции традиционного города к «умному» городу, в котором центральное место занимают вопросы connectivity и мобильности.

Эксперты видят множество положительных изменений для городов, в которых активно используются машины без водителей.

Самоуправляемые автомобили в городах позволят сократить время в пути на 33%, а выбросы парниковых газов на 67%. К 2050 году количество машин на дорогах мегаполисов снизится на 30%, а потребность в парковочных местах упадет на 40%. Количество аварий за счет использования беспилотных автомобилей будет снижено на 87%. Автомобили без водителей еще и намного безопаснее для окружающей среды, так как создаются преимущественно на электрической тяге. 

С появлением беспилотного транспорта изменится общественный транспорт — появятся беспилотные поды - аналоги такси. «Это все приведет к тому, что повысится утилизация транспорта, снизится время, затрачиваемое на управление собственными автомобилями, снизится количество ДТП, понизится стоимость перевозок. Пропускная способность дорог значительно увеличиться, а сами транспортные потоки станут более эффективными», – рассказал Дмитрий Карандин.  

Сначала – агрегаторы такси, затем – самоуправляемые автомобили

Самый яркий пример изменения городской мобильности на примере Москвы и России – это появление и распространение агрегаторов услуг такси. Яндекс.Такси, Gett, Uber формально не представили качественно новых технологических решений, однако их работа привела к существенным количественным изменениям.

«Гораздо больше людей стало пользоваться услугами такси, как одним из вариантов on-demand транспорта – более гибкого и адресного, чем общественный транспорт. Развитию этого же сектора способствует распространение каршеринга, но его влияние пока гораздо менее значительно», – добавляет Федор Глазырин, представитель ВИСТ Групп.

Сначала автоматизации подвергнутся сервисы совместной и городской мобильности, а затем автопилот придет в личные авто. «Раньше всего мы увидим автопилот в такси: американская Waymo после многих лет испытаний уже запустила для широкой аудитории сервис беспилотных такси. А к 2021 году крупные автопроизводители обещают начать продажи машин с полноценным автопилотом, почти не требующим вмешательства человека», – рассказал Владимир Максимов.

Об изменениях для городской среды говорить преждевременно

По мнению Федора Глазырина, нигде в мире самоуправляемые автомобили ещё не привели к существенным изменениям в мобильности или инфраструктуре. Даже Сингапур, где был запущен и работает сервис беспилотного такси от nuTonomy, практически не изменился. «Действительно беспилотных машин в коммерческих приложениях сейчас слишком мало, чтобы обеспечить глобальный эффект», – полагает эксперт.

Стоп-факторами для развития рынка являются масштабы дорожной сети и, как следствие, колоссальные затраты на ее цифровизацию — до 1 млрд рублей на 100 км дороги. «Кроме того развитие тормозит отсутствие отечественных продуктов для V2X и ограниченный доступ к зарубежным технологиям», – добавил Владимир Максимов.

Для России характерна еще одна проблема: торможение развитие 5G. Так, Минобороны отказалось передавать в коммерческую эксплуатацию частоты для связи 5G. Без 5G невозможно построить инфраструктуру V2X для самоуправляемых автомобилей. «Замена традиционных автомобилей на самоуправляемые в паре с технологией V2X позволяет значительно уменьшить пробки и организовать движение, на порядки снизить число ДТП, повысить эффективность использования дорожной сети. Но самые интересные результаты ждут рынок грузоперевозок: автопилот снизит логистические затраты  практически вдвое», – отметил Владимир Максимов, руководитель департамента развития новых направлений бизнеса «Тошиба Рус».

Мнение эксперта:

Фундаментальные российские проблемы

Михаил Якимов, доктор технических наук, профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта:

«Существует две концепции развития беспилотного транспорта. Первая связана с совершенствованием автономной системы беспилотного авто, а вторая – с непрерывным взаимодействием беспилотных автомобилей с инфраструктурой города.

Первая концепция заключается в том, что автомобиль работает автономно, пытается принимать решения каждую секунду в каждой конкретной ситуации, заменяя водителя-человека.

Вторая концепция идет по пути совершенствования инфраструктуры, и беспилотный транспорт существует неотделимо от нее – автомобиль считывает дорожные знаки, разметку и т.д. Однако российская транспортная система на данный момент не готова к подобной реализации беспилотного транспорта.

Именно неразвитость инфраструктуры мешает полномасштабному развитию беспилотного транспорта. Если в отдельных городах вопрос транспортных издержек пытаются решить, то в нашей стране в целом существуют нерешенные базовые задачи в области транспорта, в том числе проблема обеспечения транспортной доступности.

В России много участков дороги, на которых тяжело понять дорожные знаки, и много мест, которые водители проезжают по сути, не ориентируясь на дорожные знаки, а принимая решения по ситуации и «договариваясь» с другими участниками движения. Это недопустимо для организации беспилотного транспортного движения.

Кроме того, в силу определенного менталитета, российские водители не всегда обязательно и ответственно относятся к правилам дорожного движения. Это может стать проблемой, когда на дорогах страны появится беспилотный транспорт, и одновременно будут ездить обычные автомобили, управляемые людьми.

Так как беспилотный транспорт прежде всего появится в российской столице, в Москве необходимо максимально проработать все знаки и разметки, чтобы они были однозначны и понятны.

В первую очередь это нужно сделать в местах пересечения транспортных потоков, где также возможны конфликтные пересечения потоков различных направлений, включая пешеходные потоки. Движение на таких сложных участках должно быть максимально канализовано, чтобы снизить нагрузку на человека и компьютер по принятию решений по траектории и приоритету движения. Также по возможности следует развести автотранспортные, пешеходные, велосипедные и иные потоки разнородных транспортных средств во времени и пространстве, чтобы исключить возможность появления конфликтных ситуаций.


Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений