В Московском авиационном институте придумали систему поиска дефектов самолетов с помощью робота и дрона
В Московском авиационном институте (МАИ) рассказали о разработанном в вузе роботизированном комплексе на нейросетевых алгоритмах, позволяющем выявлять такие дефекты обшивки самолетов, как трещины и деформации. Заказчиком нового решения выступила компания «Статус Консалт», планирующая внедрить комплекс в аэропорту города Жуковского.
Для уменьшения количества персонала и экономии необходимого для осмотра времени система включает наземного колесного робота и беспилотный летательный аппарат, которые во время нахождения воздушного судна на аэродромной стоянке совместно осматривают самолет, распознавая различные виды повреждений и отмечая их местоположение на трехмерной модели.
По словам участника проекта, старшего преподавателя кафедры 305 «Пилотажно-навигационные и информационно-измерительные комплексы» МАИ Тимофея Хорева, объединение в одном комплексе наземного и летающего аппаратов позволяет сканировать наружную поверхность воздушных судов с разных точек – как снизу, так и сверху, что повышает эффективность и надежность диагностики. «Работы в этом направлении ведут многие зарубежные авиакомпании, но самым распространенным подходом является использование одного дрона под управлением оператора. Наш комплекс позволяет проводить осмотр быстрее и точнее. Кроме того, он функционирует в полностью автоматическом режиме», – следует из комментария ученого.
Как отметили в МАИ, наземный робот оснащен разработанной в вузе комплексной системой навигации, позволяющей обоим аппаратам автоматически перемещаться по заданным траекториям. В процессе движения машины непрерывно информируют друг друга об осмотре точек и готовности к дальнейшему движению. Обнаружить же дефекты помогают нейросетевые алгоритмы на основе открытой архитектуры ResNet-101, а также разработанное в университете программное обеспечение, определяющее с помощью искусственного интеллекта количество дефектов и их координаты.
В перспективе в вузе собираются продолжить обучение нейросети, навыки которой ученые развивали на сформированной в МАИ выборке макетов различных дефектов воздушных судов. Так исследователи надеются достичь еще более высокого уровня диагностики, исключив ложные срабатывания.
Ранее iot.ru писал об успешных испытаниях в Китае грузового беспилотного самолета, способного летать на расстояние до 1,8 тыс. км, неся на борту 500 кг груза.
Чтобы оперативно получать наши новости в удобном формате, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник изображения: МАИ
Назад