Спасательный круг для телекома - это M2M и IoT
Аналитики уверены, что для телекоммуникационных операторов наступают сложные времена: доходы от голосовых услуг и сервисов передачи сообщений падают, поэтому игроки телекоммуникационного рынка вынуждены искать новые сегменты для заработка. Потенциально драйвером роста их бизнеса может стать Интернет вещей, который вкупе с M2M-сервисами позволит не только держаться на плаву, но и расти довольно уверенными темпами. Учитывая огромный рост промышленности, M2M и Интернет вещей (IoT) оцениваютcя экспертами IDC как одни из лучших драйверов бизнеса для ведущих мировых телекоммуникационных операторов. И Центральная и Восточная Европа не являются исключением.
IDC прогнозирует, что к 2020 году число подключенных к IoT устройств превысит 28,1 млрд, что позволит генерировать доход в размере $1,7 трлн, который будет приходиться в том числе и на сотовые М2М-сервисы. И хотя исторически сотовые операторы развивают именно направление M2M-сервисов, их стратегии меняются в сторону интереса к другим частям цепочки создания ценностей, отличающимся более высоким уровнем маржинальности.
«Параллельно тому, как доходы от телекоммуникационных голосовых услуг и передачи сообщений сокращаются, операторы ищут новые возможности для роста. М2М, безусловно, одна из них, - говорит аналитик IDC Инна Малатинска. - Связь составляет лишь порядка 10-15 % от общего пирога доходов от М2М. Это стало реальным товаром, однако мы ожидаем, что ARPU от подключенных абонентов продолжит резко падать».
В IDC отмечают, что ведущие телекоммуникационные компании понимают, что они должны выйти за рамки продажи SIM-карт и воспользоваться возможностями M2M - они предлагают комплексные end-to-end решения (например, для управления автопарком), в том числе высоко маржинальные сервисы. Все это позволяет развивать М2М-приложения или сервисные платформы и организовать консультационные и интеграционные услуги для проектов М2М.
Некоторые операторы даже приобретают компании, чтобы усилить свою позицию на отдельных рынках. Одним из примеров является приобретение Vodafone компании Cobra, которое должно было помочь оператору стать полноправным поставщиком услуг для автомобильной промышленности. Другие операторы делают акцент на собственном R&D для внедрения инноваций, среди них Deutsche Telekom с Т-Labs и T-Systems и Orange с Orange Labs.
Это, по мнению аналитиков, свидетельствует о том, что телекоммуникационные операторы хотят быть ключевыми игроками в сегменте М2М и IoT. Каждый раз, когда мы видим в автомобилях потоковый медиаконтент или сервис удаленного мониторинга пациента решения, можно быть уверенным, что телекоммуникационный оператор участвует в этом процессе.
Со временем телекоммуникационные компании будут уделять все больше внимания разработке критических возможностей анализа данных. По мере того, как рыночный спрос смещается от простого удаленного мониторинга и управления к оптимизации бизнес-процессов и выявлению новых бизнес-моделей, анализ данных будет играть все более значимую роль. Данные будут представлять важнейший актив предприятия, поэтому бизнесу понадобится инструмент для извлечения соответствующей информации из больших объемов данных. Такой интерес к аналитике позволяет выводить на рынок инновационные сервисы, получая таким образом новые источники дохода.
У телекоммуникационных операторов в регионе Центральной и Восточной Европы есть несколько способов стать конкурентоспособными в области M2M. Локальные телекоммуникационные компании, которые являются частью международной группы (например, Deutsche Telekom, Vodafone и Orange) могут извлечь большую пользу из технологий и ноу-хау в сочетании с широким географическим охватом, что имеет значение особенное для производственных компаний. Тем не менее, местные особенности рынка, включая доступ к корпоративным клиентам, маркетинг и стратегии развития продуктовых линеек, партнерство с местными поставщиками и системными интеграторами, по-прежнему имеют ключевое значение.
IDC считает, что операторы связи будут по-прежнему играть главную роль в создании рынка М2М и IoT. Однако для укрепления своих позиций им необходимо создать четкий бизнес-кейс, охватывающий все М2М/IoT-вертикали, развивать прочные партнерские отношения, которые обеспечат разработку приложений, новых услуг и развитие аналитических возможностей. Кроме того, телекоммуникационным компаниям следует действовать в качестве центров инноваций и самостоятельно продвигать знания о преимуществах M2M. Это самое существенное на рынках, находящихся на ранних стадиях зрелости, каким и является регион ЦВЕ.
Назад