59.01 € 69.40

Каршеринг в России: обзор рынка

Каршеринг в России: обзор рынка
Сервисы каршеринга в России развивают только частные инвесторы. Совокупные инвестиции двух крупнейших участников рынка превышают 1,2 млрд рублей. И хотя первые операторы по краткосрочной (до 24 часов) аренде автомобилей с поминутной оплатой появились в Москве в 2013 году, действительно массовыми услуги каршеринга стали только с приходом таких крупных игроков, как «Делимобиль» и BelkaСar. 

Статистика использования

В начале января столичный департамент транспорта опубликовал статистику, согласно которой автопарк провайдеров каршеринговых услуг («Делимобиль», Car5, YouDrive, AnyTime, BelkaCar) совокупно составляет 1,5 тыс. единиц. Зона действия системы каршеринга охватывает территорию внутри МКАД и 10 километров за магистралью.

В системе столичного каршеринга уже зарегистрировались более 280 тыс. абонентов. Количество поездок с сентября 2015 года превысило 1,3 млн. Каждым прокатным автомобилем в среднем пользуется восемь человек в сутки. По данным «Делимобиля», средняя продолжительность пути составляет 37 минут.
«Каждую неделю в системе регистрируется в среднем четыре тысячи новых пользователей. 64% пользователей — это москвичи, имеющие личный автомобиль», - отмечал в августе 2016 года Максим Лискутов.
Целевая аудитория каршеринговых сервисов – это жители мегаполисов молодого и среднего возраста, которые предпочитают самостоятельное вождение службам такси. При этом они стремятся сэкономить на поездках.

В основном каршеринговым сервисом пользуются мужчины 25–35 лет, сообщали основатели BelkaCar. В декабре 2016 года представители департамента транспорта Москвы сообщали, что операторы каршеринга планируют увеличивать свой автопарк до 1-1,5 тыс. единиц ежегодно.

Делимобиль - крупнейший сервис каршеринга в России

Делимобиль – крупнейший участник рынка каршеринга в Москве и в России в целом. Этот масштабный проект был запущен в сентябре 2015 года, намного раньше, чем его основные конкуренты. Изначально автопарк сервиса составлял 100 автомобилей Hyundai Solaris отечественной сборки, а к декабрю 2016 года вырос до 1,6 тыс. единиц (100 из них приходится на Санкт-Петербург). 

Инвестиции в проект к концу 2016 года составили 1 млрд рублей. Сервис развивает итальянский бизнесмен Винченцо Трани. На 1 декабря 2016 года количество зарегистрированных клиентов превысило 160 тыс. Представители компании отмечали, что планируют увеличить автопарк вдвое.

Запуск в Санкт-Петербурге

Каршеринг в Санкт-Петербурге развивают несколько компаний, которые вышли на рынок в 2016 году. Это «Технологии автоматизации» (бренд «Колеса») и «Новые транспортные системы» (бренд Youdrive). Локальный каршеринговый оператор StreetCar приостановил деятельность в 2015 году из-за роста стоимости автомобильных страховок.

30 января 2017 года на рынок каршеринговых услуг Санкт-Петербурга вышел «Делимобиль» со 100 прокатными автомобилями Hyundai Solaris отечественной сборки. До весны 2017 года парк сервиса будет увеличен до 300 автомобилей. На момент запуска количество абонентов «Делимобиля» в Северной столице превышало 2,5 тыс. человек. По подсчетам аналитиков «Делимобиль», требуемая ёмкость рынка поминутной аренды транспортных средств в Санкт-Петербурге оценивается в 5 тыс. автомобилей. 
Согласно оценкам экспертов, автопарк каршеринговых компаний в течение 2-3 лет в Санкт-Петербурге достигнет 2 тыс. единиц. 

Делимобиль выходит в регионы

Руководство «Делимобиля» в конце 2016 года объявило о том, что сервис в скором времени будет запущен в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске. В целом, запуск сервиса запланирован во всех городах-миллионниках по программе франчайзинга.

BelkaCar – второй по численности автопарка каршеринговый оператор в России

Сервис BelkaCar начал работу в октябре 2016 года. Пятый оператор каршеринга в Москве изначально располагал 100 автомобилями модели Kia Rio. К 24 января 2017 года парк машин расширился до 350 автомобилей. По словам самих основателей BelkaCar, они вложили в проект 148 млн рублей. На начало 2017 года запланирован выход компании на рынок Санкт-Петербурга. 
«Мы фокусируемся на предоставлении услуг в Москве, но запланировали выход в регионы. В наших планах – развитие каршеринговых услуг для корпоративного сектора. Для корпоративных клиентов такие услуги выгодны», - рассказывали основатели сервиса.

Другие участники рынка

С Департаментом транспорта Москвы, кроме «Делимобиля» и Belkakar, сотрудничают Anytimecar (клиентская база - 66 тыс. человек, автопарк - 195 автомобилей), YouDrive (по данным на июль 2016 года – 120 автомобилей) и CAR5 (к концу 2016 года планировало довести автопарк до 70 автомобилей). В июне 2016 г. в Краснодарском крае, преимущественно для туристов, отдыхающих в Сочи и Туапсе, был запущен сервис «Шеримобиль». Автопарк состоит из десяти автомобилей, однако их можно арендовать также на длительный срок (до месяца). 

 Требования к автомобилям, предъявляемые правительством Москвы:
  • не старше года;
  • уровень экологической безопасности «Евро-4» и выше. 
Льготы для каршеринговых компаний в Москве:
  • льготный тариф на размещение автомобилей каршеринга на платных городских парковках;
  • рассматривается возможность разрешить автомобилям перемещаться по полосам общественного транспорта.

Комментарии участников рынка

Алексей Градов, генеральный директор компании «Делимобиль»:

Налицо активное развитие сервисов каршеринга в мире. Если в Западной Европе и США каршерингом занимаются в основном автопроизводители, то в России - профессиональные инвесторы.

В России после запуска «Делимобиль» о каршеринге в принципе узнали. Сейчас уже на российском рынке работает семь компаний в области каршеринга. Доля «Делимобиль» на рынке – более 70%.

В течение 2017 года парк «делимобилей» в Москве планируется увеличить до 2000 единиц. В 1 квартале 2017 г. автопарк в Санкт-Петербурге планируется увеличить до 300 машин.

Мы планируем запуск сервиса во всех городах-миллионниках по модели франчайзинга. Сейчас мы анализируем заявки по нескольким регионам страны, включая Новосибирск, Екатеринбург и Казань. В данном вопросе мы рассчитываем в большей степени на компетенцию наших потенциальных партнеров. Детальный анализ рынка (количественные опросы, фокус-группы, финмоделирование и бизнесс-планирование) мы производили только по Москве и Санкт-Петербурге – в городах, где Делимобиль запустился самостоятельно.

Екатерина Макарова, управляющий партнер, со-основатель Belkacar.ru:

Каршеринг BelkaCar был запущен в октябре 2016 года с использованием 100 тёмно-синих хэтчбеков Kia Rio с автоматической коробкой передач. В январе 2017 года автопарк расширился до 350 автомобилей, а к концу 2017 года – планируется увеличение до 1000 единиц. 

Глобальная стратегия региональной экспансии нашего сервиса не связана с ЧМ-2018. Каршеринги выбирают города для выхода в регионы принимая во внимание данные по населению, доходам, уровню развития транспортной инфраструктуры. Однако несколько городов из тех, где пройдет ЧМ по футболу, потенциально могут быть привлекательны для каршеринга. ЧМ без сомнения будет стимулировать развитие инфраструктур городов, соответственно, это будет позитивно сказываться на таком сервисе как наш. 

К драйверам роста рынка каршеринга можно отнести: 
  • Удешевление услуги каршеринга для пользователя по сравнению с такси и личным транспортом. Так, когда только появились аггрегаторы таксопарков, пользователи практически прекратили платить за время, которое такси едет до них, соответственно цены на такси снизились. Сейчас пользователи уже не всегда желают платить за наличие водителя в автомобиле, но и переплачивать за аренду они также не хотят;
  • Рост количества каршеринговых автомобилей в единицах мутипликативно повышает спрос, так как человек берет каршеринговый автомобиль, если он припаркован не дальше 500 метров от него;
  • Введение платных парковок. Увеличение стоимости парковки в центральных частях города;
  • «Экономика совместного потребления» становится все более популярной среди жителей мегаполисов, что оказывает положительное давление на спрос.

 Savvapanf Photo / Shutterstock, Inc.
Подписаться на новости

Назад

Комментарии

0
Андрей
Ребята, а где же ссылки? Так и не нашел этот январский отчет департамента транспорта Москвы.
Имя 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений