Школьное образование в контексте IoT и смежных технологий
iot.ru проанализировал современное образование в контексте высоких технологий и интернета вещей и попросил экспертов дать советы школьникам и их родителям.
Времена, когда родители мечтали, чтобы их чадо получило юридическое или экономическое образование и сделало успешную карьеру в госкорпорации (лучше в нефтегазовом секторе), прошли. Проведенный Университетом 2035 и Минцифры России опрос показал 7 из 10 россиян питают надежды, что их дети свяжут свою жизнь с IT.
И желания жителей страны совпадают с целями бизнеса, образовательных учреждений и государства. Так, о том, на сколько вузы и компании понимают, что вчерашний школьник – завтра их студент/специалист, говорит появление на сайтах тематических разделов (к примеру, «Школа» на сайте Университета Иннополис).
Государство же, то и дело сетующее на нехватку айтишников, анонсирует всё новые меры. Как замечает директор центра сетевых решений «Инфосистемы Джет» Сергей Андронов, для цифровизации образовательных учреждений уже существует программа «Умная школа». «И в этой части есть положительный опыт, сделаны первые шаги. К примеру, введен электронный дневник школьника, уроки могут проводиться по Zoom», – отметил эксперт. Не стоят в стороне и регионы. Например, в Чувашии 36 школ заявили о своей готовности помочь учащимся с получением первой профессии.
Что и кем еще делается для завлечения школьников в IT – рассмотрим ниже.
Факультативы и спецуроки
Факультативами по энергетике и электротехнике школьников привлекает электротехнический факультет Пермского политеха. На занятиях ребят учат собирать электрические цепи и самостоятельно определять параметры теплоносителя.
Осознали важность внеурочной деятельности и в Севастополе, где решили открыть первый в России аэрокосмический IT-центр для детей. Там школьники смогут заниматься мобильной разработкой, программированием роботов, основами алгоритмики и логики.
Яркий пример пилотных уроков – появление с сентября робототехники в школах Владивостока, где выбрали семь образовательных учреждений, а начать занятия решили с 4-го класса. Полная учебная программа рассчитана на пять лет – до 8-го класса включительно.
На спецуроки можно натолкнуться и в сообщениях от представителей власти. Так, премьер-министр страны Михаил Мишустин рассказал школьникам о квантовых технологиях, приняв участие в образовательном проекте «Урок цифры», который проходит уже в четвертый раз, чтобы учащиеся смогли узнать об искусственном интеллекте, кибербезопасности, цифровом производстве и беспилотниках.
Вебинары и онлайн-курсы
Вебинары сегодня можно найти как для школьников, так и их родителей. Например, «Образовательные траектории в ИТ для школьников в условиях неопределенности» от Университета Иннополис организуется для родителей учащихся 5-11 классов. Участникам встречи организаторы обещают ответить на вопросы: есть ли у IT будущее и стоит ли вкладывать деньги в образование в этой сфере.
Вездесущими стали и онлайн-курсы, авторы которых не забыли о школьниках. Так, в IT-школе «Прогматика» Университета Иннополис учеников 6-11 классов приглашают на трехмесячный онлайн-интенсив по Python с пятью обучающими модулями: от установки и запуска до создания и импорта модулей и пакетов на этом языке программирования.
В Уральской горно-металлургической компании (УГМК) на онлайн-платформе «Цифриум» начались занятия в Инженерной школе для учащихся 7-10 классов по физике, математике и химии. Около 900 школьников из 11 регионов знакомят с современными технологиями, развивая навыки разработки технических проектов и проводя тренинги, деловые игры и квесты, а также профориентационные мероприятия и экскурсии на предприятиях УГМК.
Ставят на онлайн-курсы сегодня и в кабмине, запустившем в сентябре 2021-го соответствующий проект. По данным на эту весну, к 1,3 тыс. образовательных онлайн-курсов по программированию, финансовой грамотности, иностранным языкам и другим предметам уже присоединились 20 тыс. учебных учреждений из всех регионов страны, свыше 1,5 млн школьников и студентов и 220 тыс. преподавателей. К 2024-му власти планируют, что все образовательные организации общего и среднего профессионального образования зарегистрируются на сайте educont.ru и получат бесплатный доступ к материалам.
Дни открытых дверей, профориентация и «тест-драйвы»
В День космонавтики «Швабе» организовал для школьников экскурсию на Лыткаринском заводе оптического стекла в Подмосковье. По словам предприятия, реализуемая холдингом программа обучения будущих специалистов включает три основных этапа: дошкольный, средний (осознание выбора) и профессиональное образование, на каждом из которых «Швабе» предлагает свою поддержку.
Холдинг «Росэлектроника» в середине апреля рассказал об итогах проводимой им профориентационной акции «Неделя без турникетов». Более 1 тыс. учащихся посетили расположенные в разных частях страны производства, включая рязанский и пензенский радиозаводы, тамбовские «Ревтруд» и «Октябрь», Омский НИИ приборостроения, нижегородское НПП «Полет», петербургское НПО «Импульс» и др.
Источник изображения: «Росэлектроника»
Талантливых абитуриентов уже ждут лучшие вузы страны. Так, «Ростех» в рамках своего проекта «Крылья Ростеха» примет в Москве на целевое обучение более 2,6 тыс. выпускников школ, чтобы решить стоящие перед отечественным авиастроением задачи. После 9-го или 11-го класса учащимся предлагается почти 30 специальностей на срок обучения от 10 месяцев до 4,5 лет в зависимости от специальности, среди которых – аддитивные технологии, мобильная робототехника и мехатроника, производство и обслуживание авиационной техники, эксплуатация БПЛА. Особенностью программы «Ростех» называет обучение по принципу 30 на 70, где 70% времени отводится практике, а на теорию остается 30%.
В Казанском же федеральном университете (КФУ) пошли на «тест-драйв», предложив старшеклассникам провести каникулы полезно. С 28-го марта по 5-ое апреля вуз окунул пока еще школьников в студенческую жизнь, проведя лекции и практические работы, а также предложив поучаствовать в спортивных и культурных мероприятиях.
Олимпиады и конференции
Если дни открытых дверей и экскурсии больше ориентированы на всех желающих, то научные конференции и олимпиады – на способных к той или иной науке. Для IoT и смежных технологий важны ребята, показавшие себя в соревнованиях по информатике, физике, математике, химии и биологии. Так, в заключительном этапе олимпиады Innopolis Open 2022 (проводится с 2016-го по трем профилям: информатика, математика и информационная безопасность) по математике соревновалось 69 участников из России и девять участников из Болгарии, Израиля, Боснии и Герцеговины, ЮАР, Сербии и Узбекистана.
Представить результаты своих научных изысканий школьники всегда могут на конференциях. Одна из таких прошла в марте в ЛЭТИ, где учащиеся 8-11 классов прочитали более 140 докладов в семи секциях: от физических, математических, биологических, химических и информационных наук до ИИ и робототехники.
Соревнования, чемпионаты и фестивали
Предлагая прокачать знания в математике, информатике и биологии, а также навыки проектной деятельности, Московский физико-технический институт (МФТИ) ежегодно проводит соревнования по биоинформатике BioBootCamp для школьников 7-11 классов.
Начинающих и опытных адептов кода ведущие вузы страны ждут на открытом чемпионате по алгоритмическому программированию RuCode, партнерами которого выступают «Яндекс», «Сбер», МФТИ и др.
Что касается фестивалей, то тот же МФТИ является одним из организаторов «Нейробота», где школьники 1-11-ых классов могут развить технические навыки в робототехнике, нейротехнологиях, биоуправлении и техническом зрении.
Для ребят же, интересующихся биомедицинскими и генетическими технологиями, МФТИ проводит фестиваль «Гены и геномы». В этом году двухдневное мероприятие собрало свыше 7 тыс. регистраций и более 40 тыс. просмотров трансляции. Организаторы выдали 1,5 тыс. сертификатов участников, обладатель каждого из которых смог задать вопрос ведущим исследователям в своей области и получить ответ в онлайн-режиме.
Конкурсы и хакатоны
Найти талантливых ребят помогают также конкурсы, например – «Всероссийский конкурс open source проектов школьников и студентов», который проводит Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ) в партнерстве с «Ростелекомом». Победителям дают до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в ведущие технологические вузы страны.
Еще же больше эмоций для участников и возможностей оценки для жюри дают хакатоны, в рамках которых в режиме нон-стоп разрабатываются и презентуются новые идеи и продукты. Так, компания «Ростелеком» рассказала об открытом для учащихся школ и техникумов хакатоне в Хабаровском крае, посвященном VR- и AR- реальности и 3D-моделированию. Победители получили сертификаты на полгода бесплатного обучения в сервисе «Лицей» от «Ростелекома». На этой онлайн-платформе размещен образовательный контент для учеников 1-11-ых классов, курсы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и полезные развивающие материалы о блокчейне, IoT и др.
Источник изображения: «Ростелеком»
Особого внимания заслуживает предложение «Сбера», где разработали акселерационные программы SberZ для школьников 8-11 классов, посвященные игровым и околоигровым сервисам. Участникам за восемь месяцев предлагается познакомиться с теорией и практикой разработки видеоигр, включая мобильный сегмент. Лучшие команды презентуют свои стартапы на демодне, получая денежные призы и дополнительные баллы к ЕГЭ. О популярности мероприятия говорит статистика, согласно которой, в 2021-ом участниками программы стали 14 тыс. школьников со всей России.
Новые подходы
Учение не должно быть в тягость, и что мешает совместить его с отдыхом? Видимо, так подумали в Московском авиационном институте (МАИ) и решили провести профильную смену в «Артеке» для презентации собственной образовательной программы «Передовые технологии в авиастроении». Серия занятий по аэрокосмической тематике с самостоятельной разработкой и запуском участниками модели перспективного беспилотного самолета проходила в известном детском лагере с 9-го по 30-ое апреля этого года для 15 учеников 8-11-ых классов, победивших в конкурсе детских инженерных проектов.
Однако подготавливать к IT можно поступательнее и с куда более раннего возраста. Так, в школе ONE! International School, по словам ее основателя Максима Натапова, каждый триместр дети создают предпринимательский проект по разным тематикам. «Когда проект связан с технологиями и урбанистикой, дети в рамках проектов могут выбирать тематику, связанную с интернетом вещей. Некоторые проекты действительно соответствует этой повестке. Дети знакомятся с этим направлением в игровой предпринимательской увлекающей их манере. Изучают темы, доводят идею до прототипа и презентуют инвесторам, которые поддерживают финансово те проекты, которые им нравятся», – рассказал Максим Натапов, порекомендовав родителям находить проектные деятельностные формы, позволяющие погрузиться в такую перспективную нишу, как интернет вещей.
iot.ru тоже советует школьникам и родителям не лениться в поиске вариантов для дополнительного образования, а бизнесу и государству – поддерживать юные дарования и делать всё, чтобы ребята не потеряли интерес к IT.
Назад