63.30 € 67.21

Состояние и перспективы развития системы велошеринга

Состояние и перспективы развития системы велошеринга

Когда я вижу взрослого человека на велосипеде, я спокоен за судьбу человечества

Герберт Уэллс

Высокая загруженность современных мегаполисов и популяризация здорового образа жизни все больше подталкивает людей к активному использованию велосипедов в качестве средства передвижения по городу. При этом содержать велосипед в собственности в городской среде — достаточно проблематичная задача. Необходимо искать место для его постоянного хранения, испытывать сложности при перевозке в общественном транспорте и т.д. В таких условиях активное распространение получили услуги общественного велопроката, позволяющие арендовать велосипед по мере необходимости.

В настоящий момент наиболее перспективными услугами велопроката являются системы велошеринга, которые уже внедрены и эффективно используются в большинстве крупных городах мира. Такие системы позволяют арендовать велосипед на определённый период времени и использовать его в пределах городской сети специализированных велопарковок.

Несмотря на то, что системы велошеринга зачастую ассоциируются с обычным велопрокатом, существует ряд особенностей, которые отличают эти две модели. Велошеринг можно рассматривать в качестве следующего этапа развития современных городов. Сеть велопарковок окрашена в одинаковый цвет и удобно расположена во всех основных районах города, что позволяет арендовать за небольшую сумму велосипед на одной парковке, и оставить по истечении срока использования на другой. При этом данный процесс максимально автоматизирован, в то время, как в обычных велопрокатах двухколесные транспортные средства выдаются только обслуживающим персоналом.

Обзор рынка

Первым в мире городом, в котором была реализован крупномасштабная система велошеринга (городского велопроката) является Копенгаген. Данное событие произошло больше 20 лет назад (1995 год). При этом совершенно неудивительно, что случилось оно именно в этом городе. В рейтинге Copenhagenize Consulting Копенгаген занимает первое место среди городов, в которых велосипедисты могут чувствовать себя максимально комфортно. Общая протяженность дорожек для велосипедов в датской столице и пригородах равна 390 км (при площади города равной 88,25 квадратных километров), а доля поездок на работу, которые совершаются на велосипедах, составляет 37%.

Примечательно, что сам город не зарабатывает на велошеринге ни копейки, поскольку данный сервис является бесплатным. Чтобы взять напрокат велосипед нужно оставить на велопарковке небольшой залог (около 2-х евро) и забрать его по истечении срока аренды.

Несмотря на удачный опыт датской столицы, активное распространение системы городского велопроката началось только после 2007 года. Основным толчком к этому послужил запуск в 2007 году систем Bicing и Vélib, состоявшихся соответственно в Барселоне и Париже. При этом Velib до сих пор является одной из самых успешных систем на рынке. Она управляет самым большим количеством велосипедов (около 17 000 единиц), а ее услугами уже успели воспользоваться около 200 млн раз. Мобильное приложение Vélib дает пользователям возможность увидеть в режиме реального времени карту велосипедной доступности на более чем 1200 станциях.

С момента внедрения системы велошеринга в испанской и французской столицах прошло уже около 10 лет, и за это время услуги велопроката стали доступны в таких мегаполисах, как Лондон, Барселона, Вена, Копенгаген, Париж, Нью-Йорк, Вашингтон, Москва, Санкт-Петербург, Ханчжоу и Тель-Авив. Системы велошеринга позволяют не только разгрузить транспортную инфраструктуру этих городов, но и создают их жителям идеальные условия для ведения здорового образа жизни. Ежедневные умеренные физические нагрузки от езды на велосипедах значительно сокращают риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы, избавляют от проблем, связанных с избыточным весом и помогают бороться с депрессией.

По данным исследования, проведенного компанией Roland Berger Strategy Consultants, сейчас в мире насчитывается около 600 систем велошеринга, а общий объем рынка составляет около 1,8 млрд евро. Самым насыщенном рынком велошеринга является Азия, в которой располагается порядка 460 тыс. прокатных велосипедов. Далее следует Европа, насчитывающая порядка 147 тыс. единиц.

Источник: VeloMesto

Поскольку жители городов все активнее пользуются услугами велошеринга, то в ближайшие годы рынок ожидает бурный рост, составляющий в среднем 20% в год. Предполагается, что уже к 2020 году объем рынка велошеринга будет находиться на отметке 3,6 — 5,3 миллиадра евро.

«Рынок решений велошеринга обладает значительным потенциалом во всем мире», — поясняет партнер Roland Berger Тобиас Шёнберг. — «Однако бизнес-модель поставщика услуг должна быть тщательно продумана, чтобы добиться настоящего успеха в этой сфере».

В случае использования рациональной бизнес-модели, маржа от велошеринга составляет от 10% до 15%.

«Этот показатель сильно зависит от местного спроса, а также от модели финансирования отдельных поставщиков услуг», — говорит Тобиас Шёнберг. — «При этом текущие расходы на техобслуживание или страхование вполне умеренные»

Основным источником финансирования услуг городского велопроката являются единовременные регистрационные взносы и оплата аренды велосипедов. Около 90% поставщиков услуг велошеринга получают доходы от рекламных компаний, а примерно треть получают финансовую поддержку со стороны государственных муниципальных служб города в виде субсидий или прямых инвестиций.

Велошеринг в России. Московский опыт

Первым российским городом, в котором произошло внедрение системы велошеринга, является Москва. Такой активный интерес к услуге со стороны столичных властей понятен: город является одним из мировых лидеров по величине пробок. Однако если удастся пересадить москвичей на велосипеды, можно существенно улучшить ситуацию на дорогах.

Реализация пилотного проекта городского велопроката состоялась в 2013 году усилиями Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Банка Москвы. В 2014 году к проекту в качестве спонсора присоединился Сбербанк. На содержание велопроката до 2017 года столичные власти выделили 450 млн. рублей. Главное целью программы является превращение велосипеда в эффективную транспортную услугу, а не в элемент досуга.

За первый год работы сервисом воспользовалось около 64 тыс. человек, однако уже в 2015 году число клиентов увеличилось в 7 раз. Этому, в частности, поспособствовало полное обновление парка велосипедов и высокие темпы развития велоинфраструктуры, кстати в столице с нуля. Для этого уже на протяжении нескольких лет специально выделяются полосы под велосипедные дорожки, сохраняя при этом площадь для автомобилистов.

В конце 2015 года Центр организации дорожного движения объявил, что общая протяженность велодорожек в Москве составила 250 км, в то время, как в 2014 году эта цифра равнялась 140 км. Создание велодорожек позволяет значительно повысить безопасность передвижения по городу на велосипедах.

Карта велодорожек в Москве по состоянию на апрель 2016 года

Источник: data.mos.ru

До 2020 года на развитие велоинфраструктуры Центр организации дорожного движения собирается потратить 35 млн. рублей. Помимо этого планируется также увеличить долю активных велосипедистов до 1,2 — 2% жителей.

Для сравнения — в Амстердаме двухколесные транспортные средства являются активным средством передвижения для 40% жителей, а в Хельсинки протяжённость велодорожек составляет 1,3 тыс. км. До этих показателей нашей столице пока далеко, но к ним нужно стремиться.

По состоянию на 2016 год, сеть городского велопроката включает в себя 300 станций на 2700 велосипедов в Центральном, Северо-Восточном, Западном, Юго-Западном и Южном административных округах Москвы, и на этом столичные власти не собираются останавливаться.

Взять велосипед на прокат можно на любой из 300 станций. Стоимость арендной платы складывается из двух составляющих: покупка тарифного плана и оплата повременной части каждой поездки. Стоимость тарифного плана зависит от периода, в течение которого планируется пользоваться прокатом. По состоянию на 2015 год, абонемент на сутки — 150 рублей, на месяц — 600 рублей, до конца сезона — 1200 рублей. Помимо тарифного плана необходимо оплачивать каждую конкретную поездку в зависимости от ее длительности. Тарифная сетка составлена так, чтобы отбить у пользователей охоту арендовать велосипед на длительное время: покатался полчаса (это бесплатно), припарковался около другого пункта проката, взял другой велосипед и продолжил свое путешествие.

Карта велопроката в Москве

Источник: habrahabr.ru/post/251755/

Воспользоваться услугами велопроката может любой москвич или гость столицы. Для этого достаточно зарегистрироваться на сайте www.velobike.ru, через мобильное приложение или на терминале станции велопроката. Регистрация проходит в режиме реального времени. При регистрации необходимо указать свое имя, фамилию, адрес электронной почты и номер мобильного телефона, принадлежащий российскому оператору. После регистрации на указанный телефон придет SMS с Логином и ПИН-кодом для доступа к системе. Ответственность пользователя за порчу или потерю велосипеда определяется договором оферты, с которым пользователь соглашается во время регистрации.

Узнать полный список работающих станций, а также отследить наличие велосипедов и заполненность каждой парковки можно на сайте проекта либо в специальном приложении.

Как это работает?

В 2014 году компания Smoove полностью обновила существующую систему велошеринга в Москве. Такая система создана на базе IoT платформы и состоит из сети велопарковок, расположенных по городу, и центрального сервера со специализированным программным обеспечением.

Система предоставляет информацию не только для администратора и технических служб, но и для конечного пользователя. В режиме реального времени проводится обновление данных о состоянии велопарковок на сайте проекта и в приложении пользователя, а также отправляются письма на зарегистрированные электронные адреса и генерируются SMS на привязанные к аккаунтам мобильные номера.

Типовая велостанция системы велошеринга представляет собой совокупность следующих блоков:

  1. Коробка реле с солнечной батареей
  2. Терминал
  3. Велосипед
  4. Электронный блок
  5. Велопарковка

Типовая велостанция системы велошеринга в Москве

Источник: smoove.ru

Рассмотрим подробнее устройство и назначение каждого блока.

Коробка реле с солнечной батареей

Этот блок предназначен для обеспечения велостанции электроэнергией и передачи различного рода информации (текущее состояние велосипедов, данные о регистрации на терминале и т.д.) на центральный сервер. Электроэнергия вырабатывается от встроенной солнечной батареи. Связь с центральным сервером осуществляется через сеть GPRS, а с велосипедами — через радиоприемник Zigbee.

Терминал

Данный блок контролирует процесс аренды велосипеда с помощью банковской карты, а также позволяет пользователю зарегистрироваться в системе велошеринга прямо на велостанции.

Для регистрации необходимо ввести свое имя и телефон, на который приходит SMS со специальным паролем. Терминал также позволяет со своей учетной записи сразу же оплатить абонентскую плату, что позволяет взять на прокат велосипед в максимально короткое время.

Велосипед

Велосипеды представляют собой прочную и надежную конструкцию, которая делает его устойчивым к актам вандализма. Помимо этого, запчасти от данного двухколесного транспортного средства не подходят к другим велосипедам, что защищает их от воровства.

Системы велошеринга

Источник: varlamov.ru

Источник: varlamov.ru

Каждый велосипед является трехскоростным, что позволяет ему достаточно сильно разгоняется по прямой и относительно легко преодолевает подъемы. В состав типового велосипеда также входят:

  • Тормоза технологии Rollersbrake, которые не требуют технического обслуживания
  • Широкая и прочная корзина, а также заднее крыло, на которых располагается реклама
  • 26-дюймовые колеса с устойчивыми двойными ободами, оснащенные антипрокольными шинами
  • Передний генератор-втулка, который вырабатывает электроэнергию
  • Специальные антивандальные гайки, которые защищают детали велосипеда от кражи

Помимо этого, каждый велосипед оснащен электронным блоком, на котором установлено программное обеспечение Smoove.

Электронный блок

Электронный блок с программным обеспечением Smooveразмещён на руле велосипеда и заряжается от переднего генератора-втулки.

Электронный блок велосипеда

Источник: varlamov.ru

В состав электронного блока входят:

  • Считывающее устройство RFID/NFC для бесконтактных карт
  • Клавиатура для ввода пин-кода
  • Экран, отображающий информацию (цифры при вводе пин-кода, пройденную дистанцию и время проката)
  • Передатчик и радиоприемник Zegbee, связанный с блоком солнечного реле на станции

Электронный блок позволяет использовать в качестве средства для оплаты карту «Тройка». В совокупности с RFID-меткой он также позволяет определять местоположение велосипеда.

Каждый электронный блок связан с вилкой велосипеда, что повышает уровень защиты двухколесного транспортного средства от угона. У пользователя есть возможность заблокировать или разблокировать велосипед и прицепить его к велопарковке, дереву или столбу с помощью вмонтированного в руль специального троса. Блокировка или разблокировка велосипеда может осуществляться с помощью карты «Тройка».

Блокировка велосипеда по карте «Тройка»

Источник: varlamov.ru

Трос для приковывания велосипеда

Источник: varlamov.ru

Электронный блок позволяет центральному программному обеспечению отслеживать все операции по велосипеду (аренда, блокировка, возврат, время и дистанция пробега, превышение времени аренды и т.д.). Если транспорт не вернут в течение 24 часов после начала использования, то электронный блок начнет издавать громкий писк, напоминая пользователю о том, что велосипед надо припарковать на ближайшей точке проката. Помимо этого, арендующему придет SMS, информирующая о необходимости вернуть велосипед, и на экране появится надпись с соответствующим содержанием.

После 48 часов аренды колеса велосипеда автоматически заблокируются. Помимо этого с банковской карты, которая привязана к аккаунту пользователя, будет списано 30 000 рублей. Если средств на карте будет недостаточно для оплаты штрафа, то соответствующее заявление будет направлено в правоохранительные органы.

Велопарковка

Велопарковка представляет собой специализированное аппаратно-программное обеспечение, позволяющее гарантировать сохранность велосипедов. Питание осуществляется от солнечной батареи. Каждой парковочное место представляет собой одноместную стойку, в которую вставляется переднее колесо велосипеда. Колесо надежно фиксируется, что защищает велосипед от несанкционированного использования. Идентифицировать каждую парковочную стойку позволяет специальная метка RFID. Система считывания меток RFID расположена на стойках каждой станции.

Перспективы развития велошеринга в России.

В настоящий момент велопрокат в России только начинает развиваться. Основным препятствием, мешающим сервису получить активное распространение, является плохо приспособленная для этих целей инфраструктура. Возможность развития велошеринга сильно зависит от приспособленности города к велосипедам: если в нем предусмотрено место только для автомобилей и нет маршрутов для двухколесных транспортных средств, то данный сервис не сможет приобрести высокую популярность среди горожан.

Тем не менее наша страна начинает постепенно предпринимать активные шаги для сдвигов в этом направлении. В России с каждым годом увеличивается число городов, вкладывающих финансовые средства в развитие велоинфраструктуры. Например, велодорожки строят в таких крупных городах, как Уфа, Омск, Саратов. Инфрастуктуру развивают даже в Архангельске, где велосезон совсем короток. Единственным препятствием для быстрого развития является сокращение бюджета из-за кризиса.

Что касается второго по величине города в нашей стране, то в настоящий момент эксперты Смольного считают, что потребность города в велодорожках составляет около 250 км. При этом развитие велоинфраструктуры в Санкт-Петербурге включено в государственную программу. Так, до 2020 года чиновники должны достроить еще 200 км. На сегодняшний день в Северной столице создано и эксплуатируется девять велодорожек протяженностью порядка 45 км.

Что касается развития систем велошеринга, то данный процесс целесообразно проводить в момент начала велосипедизации города, тем самым позволяя горожанам, которые еще не имеют своего личного велосипеда, удовлетворить свои потребности с помощью данного сервиса. По статистике, если в городе до внедрения велошеринга уже развито велодвижение, основанное на использовании личных двухколесных транспортных средств, то сервис становится малоэффективным.

Среднегодовое количество актов аренды одного «коллективного» велосипеда в зависимости от существующей доли велотранспорта в городских пассажироперевозках.

Источник: OBIS — European Bike Sharing Schemes on Trial

Исходя из данной статистики можно сделать вывод, что велошеринг в нашей стране имеет большие перспективы развития, поскольку уровень велосипедизации наших крупных городов до сих пор находится на низком уровне. Данный вид транспорта остается в России исключительно средством развлечения. В крупных городах на работу или учебу на велосипедах ездят менее 1% россиян.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений