Умные торговые центры
Торговые центры – это множество магазинов и развлекательных комплексов, которые находятся в одном или нескольких зданиях и связаны между собой крытыми переходами. В настоящий момент заинтересованность торговых центров в инновациях высока как никогда. В связи с активным ростом количества продаж через Интернет-магазины, ритейлерам необходимо сохранять конкурентоспособность на рынке, борясь за покупателя. О том, как Интернет вещей меняет облик современных торговых центров – в материале iot.ru.
Умная парковка
Умная парковка позволяет торговым центрам оптимизировать использование парковочных мест и повысить общую эффективность парковки в целом. Так, установив специальное приложение, посетители могут в режиме реального времени отслеживать, какие места сейчас заняты, а какие свободны. Более того, при желании систему умной парковки можно дополнить функционалом бронирования парковочных мест, что еще больше повысит лояльность покупателей к торговому центру.
Состояние парковочного места отслеживается с помощью специального датчика.
Умная парковка на базе iot. Источник: infopulse.com
Как только машина покидает место, состояние датчика изменяется. Датчик передает информацию на центральный сервер через специальные LPWAN-станции, после чего система умной парковки считает, что место освободилось.
Умная вентиляция
Кондиционирование воздуха необходимо делать в любом помещении, а для торговых центров эта задача приобретает особенный смысл. В случае, если в торговых центрах будет жарко/холодно или недостаточное количество кислорода, то самочувствие посетителей заметно ухудшится. В результате, нахождение в торговом центре станет настоящей мукой, что может напрочь отбить желание возвращаться в это здание за покупками еще раз.
В настоящий момент, на рынке имеется достаточно большое количество iot-решений, позволяющих полностью автоматизировать процесс вентиляции помещений. Например, автоматизированная система управления вентиляцией от компании Евромобайл позволяет повысить комфорт нахождения в любом здании, включая торговые центры. Система позволяет управлять вентиляции, оценивая текущее состояние среды с помощью датчиков. Общая схема решения представлена на рисунке ниже.
Общая схема автоматизированной системы вентиляции от компании Евромобайл. Источник: euromobile.ru
Доступ ко всем датчикам осуществляется удаленно. В случае возникновения аварийных ситуаций немедленно формируется соответствующее уведомление. Например, автоматизированная система управления вентиляцией от компании Евромобайл позволяет повысить комфорт.
При желании, систему умного кондиционирования можно дополнить датчиками дыма и загрязнения воздуха, измеряющих количество вредных веществ в помещении. Все это позволит еще больше повысить комфортность нахождения посетителей в торговых центрах.
Умное освещение
Грамотно подобранное освещения – залог успешной продажи практически любой продукции. Если в помещении слишком темно/ярко, а сам бутик из-за неграмотной освещенности теряется на фоне других помещений, то вряд ли потенциальный покупатель захочет совершить здесь покупку.
Системы Умного освещения позволяют торговым центрам сократить затраты на электроэнергию без влияния на презентабельность продукции. Интенсивность освещения напрямую зависит от наличия покупателя в непосредственной близости от бутика или полки с товаром: если рядом никого нет, то яркость света динамически уменьшается до минимального значения, тем самым потребляя меньше электроэнергии.
Как мы отмечали в нашем предыдущем обзоре, внедрение системы умного освещения Philips «Световые решения», позволило супермаркету «Виктория» снизить затраты на электроэнергию почти на 40%. Так почему бы торговые центрам не последовать этому примеру?
Indoor позиционирование
Indoor позиционирование становится неотъемлемой частью современных торговых центров. Данная технология позволяет покупателям быстро ориентироваться «на местности». Зачастую спутниковый сигнал под крышу может не проходить, поэтому для создания высокоточного indoor-позиционирования нельзя ограничиваться только традиционными средствами навигации GPS/ГЛОНАСС. В настоящий момент для повышения точности навигации в пределах здания может использоваться сразу несколько средств:
-
трилатерация на базе Bluetooth/ Wi-Fi передатчиков
-
радиокарты Bluetooth/ Wi-Fi
-
магнитные датчики
-
гироскоп, акселерометр, магнитометр, барометр и др.
Исследования показывают, что использование перечисленных средств в комплексе позволяет повысить точность навигации до 1-2 метров. Помимо помощи покупателю в поиске необходимого товара, такая точность дает много сопутствующих преимуществ. Например, лишний раз не раздражать покупателей навязчивой рекламой. Так, при точности навигации 1-2 метра будут полностью исключены случаи, когда на смартфон покупателя будет приходить уведомление о том, в каком бутике он может получить выгодный кэш-бек, тогда как сам покупатель еще даже не припарковал машину в торговом центре.
Высокоточное indoor-позиционирование позволяет привести покупателя прямо к полке с нужным товаром. Источник: cnews.ru
Помимо навигации покупателей, indoor-позиционирование предоставляет менеджерам торговых центров и арендаторам ценнейшую информацию. Используя данные о путях передвижения посетителей, менеджеры могут проводить такие исследования, как:
-
В каких частях торгового центра концентрируется наибольшее количество покупателей?
-
Как загруженность зависит от времени суток и дней недели?
-
Как на поведения покупателя отразились предложенные рекламные акции?
-
Сколько времени в среднем покупатели проводят в каждой части торгового центра?
-
Какими товарами покупатель интересовался?
-
и т.д.
В результате, стоимость арендной платы каждого бутика может напрямую зависеть от популярности места среди покупателей. Также, отслеживая пути перемещения покупателя и зная, каким товарами он интересовался, в случае, если покупатель ушел из торгового центра, ничего не купив, ему можно отправить уведомление, если на интересующие его товары появится скидка. А зная колебание трафика посетителей в течение недели, можно соответствующим образом планировать кадровое расписание, включая охрану торгового центра.
Как мы видим, indoor позиционирование очень важная технология для современных торговых центров. Все вышеперечисленные возможности позволяют значительно повысить качество управления торговым центром, а также сделать более таргетированные рекламные предложения на основе истории посещений покупателей.
Достаточно ли IoT-решений?
В завершении, хотелось бы отметить, что в современных условиях для успешного развития бизнеса торговым центрам нельзя ограничиваться только внедрением iot-решений. Необходимо также анализировать текущие предпочтения покупателей. Так, статистика показывает, что сейчас важным генератором трафика для любого торгового комплекса является наличие качественного развлекательно-досугового контента. По данным Watcom Group, 65% посетителей ТРЦ интересует именно возможность весело провести время (за покупками приходит 61% посетителей).
Исследования немецкой компании BCE показало, что наличие в торговом центре зоны Food & Beverage в среднем повышает товарооборот ТЦ на 5%. Однако только общепитом ограничиваться не стоит. Для посетителей важно, чтобы в ТРЦ были кинотеатры, игровые площадки для детей, проводились различные мастер-классы и ярмарки со свободным входом. Не стоит также забывать об архитектуре и дизайне. Исследования PwC & SAP показывают, что около 60% посетителей готовы регулярно ходить только по объектам с приятной атмосферой.
Назад