64.15 € 68.47

Виртуальные музеи мира

Виртуальные музеи мира

Развитие интернета, баз данных и мультимедийных технологий позволило феномену виртуального музея занять свою нишу в мире культуры и искусства в нематериальном информационном пространстве. Виртуальные музеи появились в 90-е годы прошлого столетия и с тех пор активно продолжают свое развитие. Музеи в интернете имеют некоторые преимущества перед обычными музеями. Виртуальный музей работает круглые сутки по выходным, праздникам, и воспользоваться им можно абсолютно бесплатно. Здесь нет очередей за билетами, а время посещения не ограничено. Выставки в виртуальном музее могут длиться годами, а экспонаты сохраняют свое первоначальное состояние и не портятся ни при каких условиях. 

В виртуальном музее могут соседствовать экспонаты из разных реально существующих музеев, при этом количество экспонатов не ограничивается объемом помещений и запасников, как это происходит в реальных музеях. Посетители таких музеев могут совершать виртуальные прогулки по залам музея, знакомиться с его коллекциями, причем в некоторых музеях можно рассмотреть экспонаты со всех сторон при помощи 3D-моделей, а экскурсоводов с успехом заменяют аудиозаписи экскурсий или информационные справки. Кроме того, некоторые музеи содержат большие объемы дополнительной информации (в том числе фильмы, аудиозаписи, анимации) или ссылки на нее, что позволяет изучить вопрос более детально. 

Главная цель виртуального музея ничем не отличается от цели музея реально существующего – это просвещение людей и ознакомление их с мировым достоянием человеческой истории и культуры. Конечно, истинным ценителям тяжело будет заменить подлинник на стене в музее на фотографию в интернете, но для многих категорий людей виртуальный музей – это возможность увидеть шедевры хотя бы через экран монитора. Речь идет о людях, которые не могут позволить себе поездку в другой город или страну для посещения музея, или о людях, ограниченных своими физическими возможностями. Большое значение виртуальные музеи имеют для ученых и исследователей в области культурологии, истории, искусствоведения, так как им необходим постоянный открытый доступ к произведениям, иногда находящимся на разных концах планеты. 

Виртуальные музеи, как и «материальные», хранят культурное наследие, только находится оно в электронной оцифрованной форме. Оцифровка иногда становится единственной возможностью увидеть подлинник экспоната – некоторые  древние и ветхие предметы всегда хранятся в запасниках под защитой от внешних воздействий, а на обозрение посетителям выставляются копии. Кроме того, оцифрованный фолиант можно «перелистать» полностью, а в музее зрителям продемонстрируют только раскрытую книгу под стеклом, без возможности чтения других страниц. Оцифровка служит еще одной важной цели – восстановлению и реставрации культурного наследия,  испорченного или вовсе потерянного в результате стихийных бедствий, войн, терактов. Это относится не только к отдельным предметам, но и к целым зданиям, парковым ансамблям и другим более масштабным категориям культурно-исторических памятников.

Понятие «виртуальный музей» в широком смысле имеет два значения:

  1. Представительство реально существующего музея в интернете;

  2. Истинный виртуальный музей, то есть ресурс, который хранит и выставляет на обозрение всех желающих коллекции произведений, материалов и т.д. в музейном пространстве, находящимся исключительно в интернете.

Первое значение широко распространено по всему миру. Практически каждый известный музей имеет виртуальные туры по зданиям, обзоры экспонатов, виртуальные экскурсии по отдельным выставкам, то есть электронную версию реально существующего музея или его части. Как правило, виртуальное путешествие можно совершить прямо на официальном сайте музея. Так можно познакомиться с шедеврами парижского Лувра, нью-йоркского Музея Гуггенхайма, совершить виртуальную прогулку по Музею Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон или попасть в Белый Дом. Отличные виртуальные туры есть на сайте Национального музея естественной истории в Вашингтоне и на сайте Эрмитажа. Виртуальные коллекции экспонатов можно найти на сайте музеев Московского Кремля, Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и многих других русских и зарубежных музеев. Помимо виртуальных туров официальные сайты содержат анонсы выставок, актуальную информацию о ценах на билеты, времени и режиме работы музея, онлайн-магазин, карту и многое другое. В этом контексте виртуальный музей служит для привлечения посетителей в реальный музей. Также существуют сайты, на которых размещены виртуальные туры, например, для музеев России это сайты http://www.panotours.ru/ или http://www.culture.ru/.

1.jpg

Виртуальный тур по Музею-заповеднику «Царское село». ( http://www.culture.ru)

 

Глобальный вклад в развитие электронной культуры внесла Академия культуры Google (Google Culture Institute) и ее проект «Google Arts&Culture». Проект стартовал в 2011 году и сейчас он предоставляет доступ к огромному собранию экспонатов из сотен частных коллекций, архивов и музеев, расположенных по всему миру. На сайте существует 3 раздела – «Искусство», «История» и «Чудеса света», таким образом, здесь можно не только увидеть оцифрованные копии мировых шедевров, но и виртуально посетить самые известные музеи и памятники истории вроде Стоунхенджа или египетских пирамид. Фотопанорамы обзором в 360 градусов сделаны в отличном качестве, что позволяет разглядеть мельчайшие детали, а система фильтров помогает найти необходимый материал по разным критериям – художникам, направлениям, техникам, объектам и даже по основному цвету.

2.jpg

Prague National Theatre, Чехия. ( https://www.google.com/culturalinstitute)

«Виртуальный музей» во втором значении не имеет реального музея, на базе которого он мог быть основан, но при этом он имеет свою структуру, коллекцию экспонатов, каталоги и многое другое, то есть, по сути, каркасом для виртуального музея может служить структура «материального» музея. Виртуальный музей также имеет какую-то идею или тематику экспонатов, на основании которой он «строится» и развивается. Реализация виртуального музея – это информационный ресурс (обычно сайт, веб-страница, диск), предназначенный для презентации музейных материалов, имеющий расширенные возможности для их поиска и классификации, дополнительные интерактивные и мультимедийные средства демонстрации произведений. Такие виртуальные музеи создают учреждения культуры, школы, университеты, библиотеки, частные коммерческие организации. Тематика виртуальных музеев может быть очень разной – исторические (Hampson Virtual Museum – виртуальный археологический музей, Виртуальный музей ГУЛАГа), художественные (Виртуальный музей Канады, Еuropeana –электронная коллекция европейского искусства и книгопечатания, MOCA: Museum of Computer Art), познавательные (Виртуальный музей информатики, Музей телевидения и радио в интернете, Виртуальный компьютерный музей, Музей вещей Тhngs.co, образовательный проектНАСА), развлекательные (Виртуальный музей паровозов, The Virtual Shoe Museum). 

3.jpg

Виртуальный музей НАСА. ( http://www.nasa.gov)

 

Любой виртуальный музей должен обеспечивать хорошее качество контента (оцифровка, фото- и видеосъемка), содержательность выставок (наличие метаданных, информационных и исторических справок, аудиогидов), ориентированность на широкую публику и удобство интерфейса, навигации, а также поиска необходимых данных. Все эти составляющие и преобразуют обычный сайт с набором фотографий в виртуальный музей. Что касается четких правил организации виртуальных музеев, то, например, в России в 2014 г. Министерство культуры РФ выпустило «Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев». В основном они относятся к представительствам реальных музеев в интернете, но некоторые из этих рекомендаций могут быть использованы и при создании музея, базирующегося исключительно в виртуальном пространстве. Так, рекомендации устанавливают минимально допустимое разрешение фотографий по короткой стороне 800-2000 пикселей, формат кодирования JPEG или JPEG-2000, для панорамных фото угол обзора по горизонтальной оси должен составлять 360 градусов и по вертикальной оси — 180 градусов, рекомендуется  использовать интеграцию с соцсетями и т.д. Итогом создания виртуального музея должен стать информационно-образовательный ресурс, который хранит в себе историко-культурное наследие и презентует его посетителям в отличном качестве.

Виртуальные музеи имеют большой потенциал, еще не до конца оцененный в России. Цифровое культурное наследие приобретает все большую значимость, и уже не за горами то время, когда оно станет отдельным видом искусства, как кино или компьютерные игры. А новейшие технологии - виртуальная и дополненная реальность, панорамное видео – в перспективе сделают посещение виртуального музея практически реальным.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений