63.30 € 67.21

GPS в велоспорте: как сравнить себя с олимпийским чемпионом

GPS в велоспорте: как сравнить себя с олимпийским чемпионом

Велоспорт стал напоминать «Формулу-1». В автоспорте нельзя стать чемпионом, пилотируя слабый болид, что доказывает история «королевских гонок» в XXI веке, где поочередно в течение многих лет властвовали «Феррари», «Ред Булл» и «Мерседес». В велоспорте все было иначе — здесь на первый план всегда выходил талант спортсмена и, как это ни цинично звучит, его допинговая подпитка. Один из величайших велогонщиков в истории — американец Лэнс Армстронг — семь раз побеждал на «Тур де Франс», а затем признался, что употреблял запрещенные препараты. Сейчас допинговые скандалы в велоспорте затихли, но появилась новая тема для обсуждений: скептики утверждают, что напичканные электроникой велосипеды стали играть более значимую роль, чем сами атлеты. Так ли это? Ответ — в обзоре геолокационных и других систем, используемых в велоспорте профессионалами и любителями.


Компьютер гонки не выигрывает?

В 1980-х годах появились первые счетчики, устанавливаемые на ось колеса. Советская модель «СЧ1» была настоящей находкой для любителей двухколесного транспорта — она показывала преодоленное расстояние. Позже подобные модели были усовершенствованы, в них появился спидометр.

В девяностые годы спортсмены уже активно использовали велокомпьютеры с минимумом функций, возможности которых были очень скромны по сравнению с современными моделями. Некоторые звезды противились использованию электроники, одним из таких был итальянец Марко Пантани по кличке Пират, побеждавший на «Джиро Д’Италии» и «Тур де Франс». Почему он не поддерживал новые веяния? Вряд ли можно сказать, что Пантани ратовал за главенство человеческого организма в спорте, ведь в 1999 году наотрез отказался от прохождения допинг-теста.

картинка1.jpg

(источник:  welas.ru/spares/34725-Velo-schetchik-sch-1-28.html)

Нынешние велосипеды сами по себе — чудо инженерной мысли. Самый популярный гонщик планеты британец Кристофер Фрум пилотирует Pinarello Dogma F8, который весит всего 6,9 килограмм и сделан преимущественно из карбона. На сайте одного из российских магазинов этому продвинутому транспортному средству дано довольно занятное описание: «За предшествующие появлению DOGMA F8 пару лет велосипед DOGMA 65.1 стал самым титулованным велосипедом планеты, дважды выиграв «Тур де Франс», победив на чемпионате мира и более чем в 100 гонках ПроТура». Посыл занятен тем, что престижные гонки как будто выигрывал не гонщик, а именно велосипед, стоимость которого колеблется в районе 800-900 тысяч рублей.

картинка2.jpg

Велосипед Pinarello Dogma F8 (источник: provelo.ru/n_reviews/pinarello_dogma_f8_kristofera_fruma_na_sezon_2016.html)

Теперь о том, какими компьютерными системами оснащен столь роскошный двухколесный транспорт. По современным стандартам электроника состоит из трех частей — GPS-датчиках, установленных на сам велосипед, датчиках на спортсмене и компьютере, объединяющем и анализирующем всю эту информацию.

Перед тем, как рассказать об этих системах подробнее, обратимся к мнению заслуженного тренера России, воспитавшего нескольких олимпийских чемпионов, а ныне главе главного велотрека Петербурга «Локосфинкс» — Александру Кузнецову.

— С помощью GPS-датчиков можно разложить по полочками все усилия спортсменов на определенном этапе трассы, а также по ходу тренировочного процесса, — рассказал Кузнецов порталу IoT.ru. — Можно даже тренироваться в другой стране, а ваш тренер будет видеть все данные в режиме реального времени, сидя в кабинете. Отмечу, что даже на Олимпийских играх можно использоваться велосипедные датчики. Единственный момент — нельзя общаться со своей командой, это можно делать только по ходу профессионального тура, когда выступаешь на коммерческих стартах. Что касается этической стороны вопроса, я не вижу здесь никакой проблемы. В любом случае все зависит от гонщиков, компьютер гонки не выигрывает.


Почему не ГЛОНАСС, а GPS?

Датчики на спортсмене должны прежде всего фиксировать данные об изменении пульса. Атлеты надевают под велокостюм устройство, которое закрепляется на теле по принципу корсета. Цифры передаются на компьютер. Кстати, иногда велосипедисты заклеивают пластырем зону, где показывается пульс, чтобы не впадать в шок от увиденных заоблачных показателей сердцебиения.

Каким бы ни было устройство, установленное на сам велосипед, оно должно показывать данные о скорости, каденсе (частоте педалирования) и мощности. Скорость показывают даже самые примитивные модели, стоящие меньше тысячи рублей. Каденс позволяет не выбиваться из графика, а также помогает выбирать правильную передачу. Но самое интересное — мощность. Наиболее продвинутые компании, такие, например, как Garmin и Shimano, используют датчики в педалях и втулке. Считается, что первый вариант предпочтительнее с точки зрения информативности, а второй надежнее. Когда они трудятся вместе, эти качества суммируются. Работа датчиков мощности основана на пьезокристаллах: спортсмен давит на педали, кристаллы меняют форму и передают данные на компьютер.

Чтобы анализировать информацию более точно, необходимо дробить трассу на участки и считывать данные с каждого из них. Для этого такие флагманские велосипедные компьютеры, как Garmin Edge 1000, используют GPS.


— Российские спортсмены используют GPS, а не ГЛОНАСС, поскольку все лучшие велокомпьютеры производят западные компании, — отмечает Александр Кузнецов. — Для чего нужны геолокационные сервисы? Благодаря им можно до мельчайших подробностей разложить информацию о том, как гонщик преодолевал разные участки пути.

Проанализировав все данные, можно разобрать любой маршрут и решить, что делать в тот или иной момент трассы — какую скорость, передачу и мощность предпочесть. С помощью командной связи на коммерческих стартах можно управлять действиями гонщика так, чтобы он не просчитался и достиг необходимого результата.

Профессиональные велокомпьютеры, которые используют лучшие гонщики мира, может купить любой желающий, если у него хватит на это средств. Так, Garmin Edge 1000, находящийся на вооружении у Криса Фрума, стоит около 60-ти тысяч рублей. Знаменитый испанец Альберто Контадор предпочитает SRM Powercontrol 8 — его цена в районе 55-ти тысяч.

Используя эти и другие подобные устройства, вы можете сравнить свои данные с результатами звезд велоспорта. Например, есть такой сервис — Strava — в котором зарегистрированы даже такие личности, как двукратный олимпийский чемпион Фабиан Канчеллара. Его GPS-устройство в автоматическом режиме загружает цифры в сервис, после чего любой человек может проехать по тому же маршруту и сравнить свои показатели с маститым профессионалом.

Как видим, велоспорт по некоторым признакам стал очень похож на автогонки, а в каких-то нюансах даже превзошел его. В отличие от болидов «Формулы-1», звездные велосипеды и велокомпьютеры может купить кто угодно, лишь бы хватило денег. Благодаря этому любители могут анализировать свои тренировки не хуже профессионалов, а также сравнивать результаты с лучшими велогонщиками планеты.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений