64.15 € 68.47

M2M: основа для «интернета вещей»

M2M: основа для «интернета вещей»

Телематические решения (M2M) являются сегодня одним из ключевых драйверов развития рынка мобильной связи. Прирост абонентских баз сотовых операторов происходит в первую очередь за счет подключения новых и новых телематических модулей, задействованных в самых различных отраслях экономики.

Совсем недавно аббревиатура M2M (machine-to-machine) ассоциировалась в основном с подключением банкоматов да системами удаленного видеонаблюдения, однако сегодня M2M внедряется в самых неожиданных проектах, постепенно формируя тот самый «интернет вещей», о котором так много говорится в последнее время.

По оценкам МТС, объем российского рынка М2М-услуг по итогам девяти месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года вырос на 14% и достиг 5,5 млн SIM-карт.

В целом, этот рынок ориентирован на B2B-сегмент, а темпы его роста снижаются: в 2009-2011 годах прирост составлял 30-40% ежегодно. В связи с этим прогнозы на ближайший года приходится корректировать: в 2010 году некоторыми экспертами ожидалось, что к 2015 году российский рынок М2М достигнет 17 млн. подключений; по пессимистичным оценкам iKS-Consulting, он должен был составить 9 млн. подключений, сейчас же реалистичный прогноз рисует 7 млн.

Лидирующей отраслью применения М2М в 2014 году остается мониторинг транспорта. Доля sim-карт, задействованных в транспортной сфере, составляет 43%. Аналитики Berg Insight отмечают, что наибольшие темпы роста рынка будут в автомобильных телекоммуникациях, включая системы, интегрированные в автомобиль на заводе. К концу 2016 года количество M2M-подключений в данном сегменте может вырасти почти в 9 раз.

Несмотря на сложности на банковском рынке и закрытие ряда кредитных учреждений, крупные участники финансового рынка продолжают увеличивать количество банкоматов и платежных терминалов. Доля этого сегмента составляет 12%. Использование телематических сервисов в ЖКХ (учет воды, тепла, света в жилых помещениях, а также использование в лифтах и домофонах) составлет 11%. Такова же доля промышленных решений. На долю потребительской электроники и умного страхования в М2М приходится примерно по 0,5%.

При этом, если доля потребительской электроники в натуральных числах не увеличивается по сравнению с 2013 годом, то сервисы умного страхования являются одними из самых перспективных в сфере М2М в ближайшие годы.

К «потребительской электронике» относятся и системы типа «Умный дом», которому прочат судьбу основного драйвера развития M2M на массовом рынке. Подобные проекты в России имеют свою специфику: под определение M2M они, безусловно, подходят, однако на деле это никакой не «Интернет вещей», а просто использование мобильной сети в качестве канала связи для систем, получивших массовое распространение в «доинтернетную» эпоху.

Так, МТС сервисы «Умного дома» развивает совместно с фиксированной «дочкой», МГТС; причем существенное внимание в этом комплексе услуг уделено более привычным для массового рынка сервисам видеонаблюдения и охраны. «Твой умный дом» одной из первых на российском рынке запускала петербургская компания ТКТ, которая ныне входит в «Ростелеком-Северо-Запад». Этот сервис также больше заточен под наблюдение и охрану. Что касается «Билайна» и «МегаФона», то они изначально ориентировались на системы мониторинга (наблюдения) за помещениями и движущимися объектами и не пугали рынок «заумными» комплексными сервисами.

«Спецификой при работе с M2M в России ранее являлось использование в основной массе неподготовленных для "межмашинного" использования SIM-карт. И в некоторых уже запущенных решениях до сих пор используются обычные SIM-карты корпоративного сегмента, а это означает дополнительные риски. Для логистов - это риски несвоевременных оповещений и необходимость дополнительных проверок диспетчером. Для сферы медицины - это риски сбоев при передаче данных с трекеров или задержки связи с медицинским устройством.
Свести большую часть рисков к минимуму можно, используя M2M-платформу, которая служит отказоустойчивым центром связи для всех устройств в M2M-экосистеме», - говорит начальник отдела маркетинговых коммуникаций INTECH Ирина Смирнова.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений