Влиятельный «Платон» | iot.ru Новости Интернета вещей
91.69 € 98.56

Влиятельный «Платон»

15 ноября 2015 года в России начала работать система взимания платы (СВП) с грузовых автомобилей, чья разрешенная максимальная масса превышает 12 тонн. Уже сейчас в «Платоне» зарегистрировано более 750 тыс. грузовых транспортных средств, или 75-80% от всех 12-тонников. За счет сборов в России ремонтируют дороги и строят новые объекты дорожной инфраструктуры. Введение системы не оказало сильного влияния на рост стоимости продуктов, но ударило по карману мелких грузоперевозчиков. Эксперты также отмечают, что при росте зарегистрированных транспортных средств в «Платоне» собираемость в перерасчете на единицу техники только падает. Это может свидетельствовать о неотлаженной системе контроля и росте количества нелегальных рейсов.

 

Как вводили систему 

Система взимания платы «Платон» (сокращение от «плата за тонны») с большегрузов, чья разрешенная максимальная масса превышает 12 тонн, была введена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года. Оплата происходит только по передвижению многотонников по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Инициатива создания системы принадлежала российскому правительству, в частности – Росавтодору. По статистике ведомства, к началу 2014 года в России было зарегистрировано 1,7 млн грузовиков массой более 12 тонн и 0,4 млн грузовиков выполняли транзитные грузоперевозки. Иными словами, 3% от общего количества автомобилей в России – это 12-тонники. 56% общего ущерба федеральным дорогам наносят большегрузы. Эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики привели такие подсчеты: один 12-тонник за год оказывает на дорогу такое же воздействие, как 50 тыс. легковых машин. Большегрузы повреждают дорожное покрытие, а при существующем качестве дорог - разрушают дорожную конструкцию. В результате необходимо строить новую дорогу. С такими выводами часть экспертного сообщества не согласилась. 

1.png

В августе 2015 года оператором системы (после подведения итогов конкурса) стала компания «РТ-Инвест транспортные системы». Началось строительство инфраструктуры. Было построены ключевые элементы СВП - системы контроля: специальные рамки, средства фотовидеофиксации, бортовые устройства (выдаются бесплатно), специальные транспортные весы и т.д. Для функционирования СВП «Платон» были открыты центры обслуживания пользователей. 

По информации оператора системы, инвестиции в ее создание составили более 29 млрд. руб. За свои услуги оператор системы получает из федерального бюджета от 10,6 млрд руб. в год. 

Еще до запуска системы в эксплуатацию размер платы за передвижение многотонников по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения был определен постановлением Правительства России в 3,73 руб/км. Третьего ноября 2015 года, после протестных акций, кабинет министров снизил размер платы до 1,53 рубля. 

Дальнобойщики, профсоюзы дальнобойщиков начали проводить протестные акции задолго до начала работы системы. Уже 19 ноября митинги прошли в нескольких городах страны. Протестующие указывали на то, что система работала с перебоями, конкурс на выбор оператора был подведен без открытых торгов, а четкое экономическое обоснование тарифов так и не было представлено. Министерство транспорта пошло на уступки митингующим и повременило с вводом штрафов за неуплату сбора. Снизился и размер штрафа: с 450 тыс. до 50 тыс. рублей, за повторное нарушение – с 1000 тыс. до 100 тыс. рублей. 

По прогнозам Минтранса, рентабельность перевозчиков после введения «Платона» упадет на 0,5-1,1%. По расчетам Российской ассоциации перевозчиков, заработок перевозчиков после запуска «Платона» снизился на 15–18%. 

Введение «Платона» приведет к заметному росту цен как на товары, так и на услуги по их перевозке, обосновывали свою позицию протестующие. Удорожание стоимости грузоперевозок возможно в том случае, если перевозимый товар имеет малую ценность (менее 50 руб/кг), утверждали тогда в НИИАТе (Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта. Так, стоимость доставки песка, грунта, необработанной древесины могла вырасти на 3,2 пп. Запуск «Платона» даст 5% прирост потребительских цен, заключили эксперты Минэкономсоцразвития.

«Введение «Платона» в итоге существенно не сказалось на ценах перевозимых товаров и на их доставке. При действующем тарифе 1,53 руб/км удорожание стоимости транспортировки грузовым автомобилем составляет менее 5%. При предполагаемом увеличении тарифа до 3,06 руб/км – до 10%. С учетом того, что доля «транспортной составляющей» в итоговой цене товара не превышает 1/10, то такое повышение цены (на 0,5%) не является ощутимым для потребителя. В цене пакета молока или килограмма овощей удорожание не превышает и 10-20 копеек. Для потребителей запуск системы «Платон» остался экономически незаметным», - пояснил представитель «Росавтодора» корреспонденту iot.ru. 

Представители «РТ-Инвест транспортные системы» на запрос нашего издания не ответили. Министр транспорта Михаил Соколов 8 ноября заявил, что не прогнозирует роста цен на продукты из-за возможного повышения тарифа системы «Платон». 

Сейчас Правительство России планирует вернуться к вопросу о сохранении или отмене льготного тарифа «Платона» в размере 1,53 руб/км. На сохранении платы без изменений до 2019 года в сентябре 2016 года настаивали в Минэкономразвития. Повышения таксы можно ожидать после 31 декабря 2016 года. Смягчить условия работы для перевозчиков предлагали депутаты от ЛДПР, направившие в Госдуму 30 декабря 2015 года проект закона о полном освобождении большегрузов от транспортного налога. 

Как работает «Платон» 

Для работы «Платона» в большегрузный автомобиль устанавливается бортовое устройство БУ 1201. Оно состоит из нескольких модулей. Навигационный модуль отслеживает местоположение с помощью ГЛОНАСС/GPS, а коммуникационный модуль передает эту информацию по сотовой связи в СВП. 

Работа «Платона» предусматривает, что владелец транспортного средства заполняет специальный документ (маршрутная карта), в котором указывает планируемый маршрут. Карта содержит информацию о времени ее выдачи и сроке ее действия, об автомобильном номере транспортного средства, совокупной протяженности участков автодорог общего пользования, включенных в маршрут, и отдельно – участки маршрута в привязке к федеральным трассам. Маршрутная карта – это основание для расчета платы. Она оформляется в центрах обслуживания пользователей СВП. 

Проверка установки БУ 1201 на большегрузах происходит с помощью стационарных рамок, установленных на трассах (их число к 2017 году планируется увеличить до 480 ед.), и мобильного контроля, который включает в себя более 100 автомобилей. 

По состоянию на 24 октября в системе «Платон» зарегистрировано 260 тыс. пользователей (владельцев транспортных средств) и свыше 750 тыс. транспортных средств. Перевозчикам выдано 567 тыс. бортовых устройств. 

Средства, собранные «Платоном», направляются в федеральный бюджет. Оператор СВП рассчитывает, что по итогам 2016 году будет собрано около 20 млрд рублей.       

  2.png

 Итоги работы системы «Платон» за 11 месяцев


Какая от «Платона» польза 

На средства, собранные СВП, уже в первый год ее работы на проекты дорожного хозяйства удалось направить существенные средства в виде межбюджетных трансфертов в региональные дорожные фонды. В частности, 25 субъектам Российской Федерации направлено 10,85 млрд рублей на ремонт, строительство и иные работы для восстановления и строительства автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения. 

По данным «Росавтодора», за дорожный сезон 2016 года удастся восстановить и отремонтировать более 1 тыс. километров региональных и муниципальных дорог. Это беспрецедентные для субъектов объемы. К примеру, в Петрозаводске из 230 городских улиц – треть будет отремонтирована на средства системы «Платон». Сейчас полностью завершены и оплачены работы в Республике Удмуртия, Вологодской, Кировской, Рязанской, Тамбовской и Челябинской областях, в Архангельске, Костроме и т.д.  

«С учетом прогнозируемых объемов поступления средств от системы «Платон», по решению Правительства РФ в 2016 году, бюджетам 19 субъектов Российской Федерации также направлены 12 млрд рублей в качестве межбюджетных трансфертов на мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту уникальных искусственных дорожных сооружений (мостов и путепроводов). В 2016 году планируется выполнить работы на 13 объектах. В частности, благодаря софинансированию за счет средств, собранных системой «Платон», уже завершено строительство моста через р. Белая в Уфе. В 2017-2018 годах планируется ввод в эксплуатацию еще 16 мостов и 1 путепровода», - рассказали iot.ru в пресс-службе «Росавтодора». 

Запуск СВП позволил стимулировать развитие региональных дорожных ГЧП-проектов, а именно – шести инвестиционных проектов регионов, отметили в ведомстве. Общая стоимость этих инвестпроектов составляет почти 150 млрд рублей. Протяженность предполагаемых к строительству объектов составляет 248 км.

«На финансирование претендуют проекты обхода Хабаровска, строительство обхода Перми с мостом через р. Чусовая, строительство трассы Стерлитамак – Кага – Магнитогорск и Восточного выезда из Уфы, строительство моста через реку Обь в Новосибирске, строительство проспекта Карла Маркса, включая реконструкцию магистрали «Центральная» в Самаре. Многие из этих проектов невозможно реализовать только усилиями муниципалитетов», - пояснили в «Росавтодоре». 

Кроме развития дорожных проектов следует ожидать и развития самой системы «Платон». По словам Александра Гурко, президента НП ГЛОНАСС, интеграция «Платона» с ЭРА-ГЛОНАСС неизбежна. «Сколько времени на это уйдет, пока непонятно. Темпы проникновения интегрированного устройства зависят от темпов обновления парка, потому что в обязательном порядке ЭРА-ГЛОНАСС устанавливается только на новые автомобили», - рассказал он. 

 

Выезжать за счет других 

В среде дальнобойщиков бытует мнение, что «Платон» эффективно не функционирует. В частности, представители отрасли жалуются на проблемы с контролем оплаты проезда, выставлением штрафом. «Если другие ездят и не платят, зачем тогда и мне платить?», - задаются вопросом дальнобойщики, с которыми общался Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс». 

Он приводит официальную статистику, предоставляемую «Роставтодором» и «РТ-Инвест транспортные системы». Так, на 15 октября 2016 года в системе зарегистрировано 750 тыс. автомобилей – это порядка 70-80% от всех 12-тонников. Год назад было зарегистрировано 350 тыс. автомобилей. Собираемость в 2015 году при ставке 1,53 руб. и зарегистрированной базе в 350 тыс. машин составила 40 млн в день, а сегодня эта собираемость составляет 50 млн в день. 

«При росте зарегистрированных автомобилей более, чем в два раза, собираемость увеличилась незначительно, на 25%. Ставку сейчас хотят вернуть к первоначально планируемой. Это не решит вопрос собираемости, а ляжет тяжким бременем на законопослушных перевозчиков, которые своевременно оплачивают проезд. Мы обращались к должностным лицам с просьбой наладить систему контроля и сбора. Наша позиция: зарегистрируйте весь автотранспорт и только тогда возвращайтесь к полной ставке», - сетует Владимир Матягин. 

Кроме снижения собираемости в перерасчете на количество зарегистрированных транспортных средств, происходит и снижение числа подвижного состава, предлагаемого для перевозок. Эксперты, опрошенные iot.ru, заметили, что в конце 2015 – начале 2016 года провайдеры не успели приспособиться к новым условиям перевозки, и часть из них оставила грузовики на стоянках. 

В свою очередь, дефицит автотранспорта вызвал определенный рост цен на перевозки данным видом транспорта. Позитивных сторон введения системы пока не наблюдается, рассказал Дмитрий Воеводин, начальник отдела логистических операций DPD в России. 
«Провайдеры автотранспорта работают в низкорентабельном сегменте рынка. «Обычно рентабельность в автоперевозках не превышает 4-6% от стоимости рейса. Теперь расходы провайдеров выросли практически на уровень прибыльности автоперевозок. Провайдеры оплачивают проезд по федеральным трассам как при движении с грузом, так и без него. Стоимость порожнего пробега увеличилась, а организовать обратную загрузку для своих транспортных средств провайдерам не всегда удается», - объясняет он.
У небольших автопарков рост себестоимости составил 10% и выше, подсчитал Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК». Если для крупных транспортных компаний, в том числе и для «ПЭК», введение системы «Платон» не стало критичным, то средние и мелкие игроки сложнее адаптировались к нововведению. 

Кроме «Платона» определенное влияние на рынок грузоперевозок в России оказали такие факторы, как повышение акцизов на топливо (с 1 апреля 2016 г.), колебание курсов валют и, как следствие, удорожание новой техники и комплектующих, перераспределение объемов грузоперевозок из-за снижения доли импорта и т.д. В итоге все логистические и транспортные компании пересмотрели размеры тарифов. 

«При тарифе 1,53 руб./км себестоимость одной грузоперевозки у крупных транспортных компаний увеличилась примерно на 4-6%, а у небольших – от 10%. При повышении платы за проезд до 3,06 руб./км, как сейчас заявляют в Минтрансе, себестоимость перевозки повысится еще в два раза. В зависимости от доли логистики в общей цене товара конечная инфляция может составить на отдельные виды товаров до 1-3 процентных пункта», - заключил Игорь Алексашов. 


Мнение экспертов:

 

Какое влияние на рынок транспортной тематики оказало внедрение системы «Платон»?

    

3.jpgВлад Вольфсон, директор по развитию корпоративного бизнеса «Мегафон»:

На наш взгляд, российский рынок транспортной телематики освоен всего лишь на 25-30%. При этом основная часть пассажирского и грузового транспорта оснащена системой мониторинга. Поэтому мы видим точки роста в неоснащенных крупных корпоративных автопарках и в страховании. Проекты «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон», последние законодательные акты, необходимость переоснащения таксопарков, а также появление новых устройств и услуг сильно влияют на отечественный рынок М2М и уже сейчас стимулируют его развитие. 

Кроме того, меняется восприятие телематики – из статуса узкоспециализированной технологии для промышленного сектора она перешла в сферу услуг и государственного регулирования, и контроля. Так, многие регионы стали обсуждать введение аналогичной «Платону» системы сборов с грузового транспорта на местных дорогах. В свою очередь, Минпромторг предложил совместить в одном бортовом устройстве тахограф, «Платон» и «ЭРА-ГЛОНАСС». Такой «черный ящик» будет собирать подробные сведения о маршруте передвижения, характере езды водителя, показания CAN-шины и многое другое. Это будет дисциплинировать водителей и дорожные службы и в перспективе повысит уровень безопасности на российских дорогах. 

Для РТИТС «МегаФон» уже предоставил 1,1 млн сим-карт. Всего к середине 2017 года мы планируем оснастить нашими М2М-решениями около 2 млн бортовых устройств. Мы немного опережаем плановую динамику подключений в рамках этого проекта. Полагаем, что после окончания включения основного объема бортовых устройств нас ожидает умеренный рост М2М-подключений. 

Сотрудничество с РТИТС носит стратегический характер для «МегаФона», поэтому мы не собираемся останавливаться на достигнутом и продолжим внедрять инновации для создания дополнительных услуг, новых конкурентных преимуществ и обеспечения прибыльного роста.

 

photo(2)х.jpgСтанислав Емельянов, заместитель генерального директора Omnicomm: 

По сути система взимания платы «Платон» на рынок транспортной телематики никакого влияния не оказала и, в ближайшем времени, скорее всего, не окажет. «Платон» в том виде, в котором его используют дальнобойщики, сегодня не имеет конкурирующих областей с производителями решений мониторинга транспорта. Мы слышали, в устройство взимания платы собираются включить и элементы мониторинга, но пока это только разговоры. Сегодня рабочее место дальнобойщика напоминает пульт диспетчера «Роскосмоса», с огромным количеством приборов, отслеживающих большое количество параметров, совсем неважных водителю. Думаю, что в ближайшей перспективе производители разного рода решений будут стремиться включить в одно устройство необходимый для работы водителя набор опций, что в перспективе может быть востребовано на рынке.

 

5.jpgАлексей Смятских, генеральный директор навигационного холдинга «СпейсТим»:

Пока мы влияния «Платона» на рынок не чувствуем. Но видим большую перспективу для дальнейшего развития телематических сервисов на базе «Платона», которые помогут перевозчикам в решении многих насущных задач. Наиболее привлекательными для перевозчиков могут быть сервисы по оказанию экстренной технической помощи на дорогах (включая ремонт и эвакуацию), информация о дорожной ситуации по пути следования, по поиску попутной загрузки (некая биржа заказов для грузовиков).

Это могут быть как услуги информирования о предоставлении скидок на заправки на определенных АЗС, сотрудничающим с системой «Платон», так же формирование дополнительных предложений на перевозку товаров, грузов для перевозчиков, зарегистрированных в системе «Платон». А для самих водителей – возможность выбора места стоянки, обеда, поиска ближайшего нужного сервиса в случае поломки и т.д.
Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений