Analysys Mason: прогнозы для IoT в 2019 году
Полноценное развертывание IoT ожидалось в течение многих лет. Команды IoT (ранее именовавшиеся M2M) существовали в качестве структурных подразделений внутри крупных операторов более десяти лет. Однако сегодня немногие зарабатывают более 1% от общего дохода от IoT. Операторы по какой-то причине разочарованы прогрессом.
Во многих отношениях перспективы IoT для провайдеров улучшаются. Компании, ориентированные на вертикальные рынки, показывают, что IoT может быть реальным бизнесом (например, Verizon заработает более $1 млрд от продажи телематических устройств и решений в 2018 году, а розничное подразделение Telefónica On the Spot имеет клиентскую базу примерно в в сотне стран. Технологии NB-IoT и LTE-M на рынке LPWA представлены сильнее, чем LoRa или Sigfox. Около ста NB-IoT-сетей и порядка сорока LTE-M-сетей функционируют или запланированы к развертыванию. Для многих операторов IoT зарекомендовал себя как быстрорастущее (10% + годовой рост выручки) направление, обеспечивающее поддержку. Хотя в других направлениях бизнеса компании отмечается спад показателей.
В этой статье авторы предлагают рассмотреть некоторые ключевые тенденции на 2019 год.
Появятся новые революционные модели подключения к IoT
Рынок подключения к Интернету будет продолжать ускоренное развитие, и появятся новые модели. Провайдеры Twilio и 1NCE, запущенные в 2018 году, являются примерами компаний, которые изменяют традиционную консультативную модель продажи connectivity. Эффект может усилиться уже в 2019 году с подключаемостью, заранее встраиваемой в цепочку создания стоимости (например, в модуль или даже процессор). Корпорация ARM, которая приобрела виртуального оператора связи Stream Technologies в 2018 году, имеет все шансы предложить эту новую модель. Другие IoT MVNO, как известно, также изучают такую возможность.
Стандарт eSIM станет распространен благодаря MVNO в IoT
Растущее число развертываний приложений для транспортной телематики и потребительских устройств в 2018 году ускорит внедрение eSIM в других секторах, особенно в сфере коммунальных услуг и логистики. Подход MNO (мобильный сетевой оператор) по-прежнему будут вытесняться MVNO, такими как 1oT, Transatel и Truphone, которые ведут активную «политику» на этом рынке и используют eSIM в качестве дифференциатора.
Операторы уделят больше внимания краткосрочным возможностям 5G
Акцент в технологии 5G сместится на качество поддержки текущих приложений и разработку нишевых сервисов. По мере постепенного запуска 5G-сетей по всему миру операторы начнут уделять больше внимания тому, как можно улучшить существующие услуги с помощью более быстрых соединений. Провайдерам нужно будет найти способ получения прибыли от 5G-соединений, которые они могут предоставить, вместо того, чтобы ждать появления новых функций, таких как слайсинг сети. Другие 5G-сервисы, хотя и остаются потенциально интересными, продолжат развитие в качестве исследовательских проектов. В коммерческую эксплуатацию многие сервисы будут запущены позже, к середине 2020-х годов.
Операторы запустят новые IoT-сервисы для потребителей
В 2019 году следует ожидать дальнейших запусков потребительских IoT-услуг. Для достижения успеха провайдерам придется больше экспериментировать с бизнес-моделями и позиционированием продукта. Наконец, операторы запустят устройства с моделью «плати один раз (pay once)» (то есть, когда цена включает стоимость устройства, сервисы и connectivity без оформления подписки). Запуск сетей NB-IoT и LTE-M поможет упростить эти модели за счет снижения затрат на подключение.
Некоторые операторы разочаруются в IoT
Такие компании, как AT&T, Verizon и Vodafone, настроены оптимистично в отношении технологии IoT и продолжают демонстрировать высокие показатели роста (от 10% до 13% за девять месяцев – показатели на 30 сентября 2018 года). Тема IoT превалировала в повестке недавних мероприятий для аналитиков, организованных Vodafone и Telstra. Для крупных операторов с устоявшимся IoT-бизнесом данное направление сохранит свое положение.
Для небольших операторов реализация IoT является более сложной задачей. Не имея достаточно средств для инвестирования в свои собственные решения, они сталкиваются с непривлекательными вариантами: продавать connectivity и конкурировать преимущественно в цене или пытаться продавать решения разработанные другими компаниями, при этом не предлагать ничего уникального.
Успех в IoT поднимет некоторые сложные стратегические вопросы
Успешные операторы должны будут решить, какие IoT-предприятия вписываются в структуру их организации. Провайдеры, добившиеся наибольших успехов в IoT, – это те, которые глубоко вовлечены в вертикальный рынок, зачастую путем приобретений. Например, Vodafone Automotive предоставляет услуги автомобильным компаниям, которые конкурируют с другими участниками автомобильной цепочки создания стоимости. Однако в сфере некоторых сервисов, таких как поиск угнанного транспортного средства, компания чаще конкурирует с Bosch и Continental, чем с AT & T и Orange.
В долгосрочной перспективе (вероятно, не в 2019 году) операторам необходимо будет рассмотреть вопрос о том, насколько хорошо эти успешные подразделения IoT соответствуют более широкому бизнесу, связанному с подключениями. С небольшим очевидным взаимодействием операторы могут решить продать их или развивать их.
Авторы статьи: Ахмед Али (Ahmed Ali), Мишель Маккензи (Michele Mackenzie) и Том Реббек (Tom Rebbeck)Назад