Новые правила использования биометрии в России оказались жесткими
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил на проект правил работы с биометрическими данными россиян. Проект поправок к закону об организации предоставления госуслуг разработало Минцифры, он опубликован на regulation.gov.ru 29 июня и разрешает использовать биометрию россиян только тем компаниям, в уставном капитале которых не более 49% иностранного капитала. Такая компания должна иметь лицензию и право собственности на криптографические средства шифрования, а чтобы создавать собственные банки биометрических данных, должна также располагать собственным капиталом не менее 500 млн руб. Эти требования должны вступить в силу с 1 января 2022 года, напоминает «Коммерсантъ».
По мнению РСПП, проект Минцифры дискриминирует крупнейшие российские IT-компании, что влечет отставание РФ в развитии биометрии.
Союз просит не распространять новые требования на компании, которые используют, но не передают биометрические данные через интернет.
В Минцифры заявили, что новый проект только уточняет порядок аккредитации компаний для работы с биометрией, детализируя уже принятый в конце 2020 года закон.
Компании, которые не соответствуют новым правилам, не получат аккредитацию и не смогут собирать и обрабатывать биометрию, это критично для банков и экосистем, отметил эксперт комиссии по связи РСПП Михаил Рыженков. «Биометрические данные можно использовать для заключения любых сделок на интернет-платформах. Например, оформление онлайн-ипотеки через интернет»,— добавил он.
Эти правила делают невозможным создание коммерческих биометрических систем, считает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян.
Согласно формулировкам закона, под биометрией можно подразумевать «даже скан паспорта». В итоге компании могут отказаться от верификации через интернет с помощью сканов документов, что критично для сервисов каршеринга, иностранных платформ Booking.com и Airbnb, Avito (принадлежит зарегистрированной в Нидерландах компании), а также банков вроде «Тинькофф» (принадлежит кипрской TCS Group) и экосистемы «Яндекса» (принадлежит нидерландской Yandex B.V.), заключает Карен Казарян. Бизнес использует биометрию в маркетинге и пропускной системе, добавил глава компании «Б-152» Максим Лагутин. Биометрией интересовалась даже «Азбука вкуса», тестировавшая оплату по отпечатку пальца. Проект закрыт, он был невостребованным, сообщили в компании.
Условия, предложенные Минцифры, нельзя назвать рыночными: под требование о минимальном капитале в 500 млн руб. попадут такие крупные корпорации, как «Сбер», ВТБ, «Ростелеком», «Яндекс» и Mail.ru Group, полагает директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин.
Источник в крупном операторе связи называет требования «жесткими». А в создании систем биометрии заинтересованы банки, операторы и другие компании, кто развивает цифровые сервисы, подтверждает он. Сейчас для сбора биометрии и ее использования для идентификации пользователей финансовых услуг работает Единая биометрическая система (ЕБС, проект «Ростелекома» и Банка России). В феврале в ней было зарегистрировано около 164 тыс. россиян, актуальные данные в «Ростелекоме» сообщить отказались.
ЕБС пользуются в основном банки, с 2021 года к ней также подключились страховые компании.
Фото: DepositPhotos
Назад