66.26 € 73.50

Электробусы в России встречают прохладно

Мировым лидером по производству и использованию электробусов стал Китай. В этой стране замена автомобильного общественного транспорта на электрический позволит частично решить проблему загрязнения воздуха. В России электробусы в 2018 году начали курсировать по московским маршрутам, тогда как в других городах к этому виду транспорта только присматриваются. Эксперты говорят о дороговизне электробусов и эффективных систем обогрева салона. 80% энергии аккумулятора электробуса уходит на обогрев сидения, лобового стекла и зеркал заднего вида и только 20% остается для передвижения.

Китай — мировой лидер по количеству электробусов 

Китай, по оценкам Mordor Intelligence Analysis, стал мировым лидером по использованию электробусов (более 55% мирового рынка). В 2016 году общий объем продаж электробусов составил почти 115,8 тыс. единиц. В 2017 году на китайском рынке было реализовано около 89,5 тыс. электробусов. Совокупно с 2011 года, по данным Mordor Intelligence Analysis, в Китае было реализовано 317 тыс. электробусов. В среднем, такой транспорт может проехать 300 км на одной полной зарядке. Электрические автобусы в Китае предназначены исключительно для коммерческого использования. Городские округа Сиань, Чанша и Шэньчжэнь в значительной степени внедрили электробусы. Считается, что в Шэньчжэне самый большой парк электромобилей в мире. Переход на электрические автобусы поможет стране решить растущую проблему загрязнения воздуха. 

По данным Bloomberg New Energy Finance, на Китай приходится 99% парка электробусов в мире, а именно более 385 тыс. по состоянию на 2017 год. Это 17% от всего автотранспорта в стране. Каждые пять недель в китайских городах появляется 9,5 тыс. электробусов с нулевыми выбросами. По подсчетам BNEF, на каждые 1000 автобусов, работающих на батареях, в день с рынка будет вытеснено около 500 баррелей дизельного топлива. К примеру, по всей Великобритании в 2017 году было 344 электрических и подключаемых гибридных автобусов.

image1.png

Источник: EV Obsession, Mordor Intelligence Analysis 

«Безусловно, электробусы нужны городам. Они экологически чисты (zero emission), практически бесшумны и способны обеспечить высокие экономические показатели. Благодаря современным электрическим системам, расход энергии у электробусов удалось снизить до 1 квтч / км. Легко посчитать разницу в себестоимости километра пробега, сравнив этот показатель с дизельными и даже газомоторными аналогами», – рассказывает Кирилл Урванцев, руководитель пресс-службы Volgabus.

Испытания для электробусов российской зимой 

Электробусы на регулярной основе работают Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких городах. Стоимость электробусов в два-три раза выше, чем у дизельного или газомоторного аналога, рассказывает Кирилл Урванцев. «Разумеется, позволить себе такую технику могут только регионы с солидным бюджетом. Кроме того, в случае покупки машин с быстрой зарядкой на маршруте, требуются серьезные вложения в инфраструктуру», – пояснил эксперт. 

Также зимой проходят тесты электробусов, что позволит транспортным организациям рассмотреть целесообразность использования этого вида транспорта в условиях холодов.


В каких городах используют электробусы

Электробусы перевезли первый миллион москвичей 

Первый электробус в Москве вышел на маршрут в сентябрепрошлого года. Этому предшествовал тендер «Мосгортранса» на поставку электробусов по заявленной стоимости 33 млн руб. Победителями торгов стали «КамАЗ» и ГАЗ. КамАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274 это основные модели закупаемого парка электробусов. В 2018 году «Мосгортранс» рассчитывал приобрести 300 электробусов. 22 января стало известно, что по дорогам столицы курсирует 40 электробусов, а ежедневно этим видом транспорта пользуется 20 тыс. человек.

image1.jpg


С сентября 2018 года по январь 2019 года электробусы перевезли 1 млн пассажиров. Электробусы оснащены технологией быстрой зарядки. 15 минут подзарядки хватит на 80 км хода. В департаменте транспорта Москвы сообщали о смене дизельных автобусов на электрические. Планируемые темпы закупок составят 800 электробусов ежегодно. Уже к 2023 году департамент рассчитывает использовать в системе пассажирских перевозок 1,8 тыс. электробусов. 

Санкт-Петербург 

Первый электробус в северной столице вышел на маршрут в декабре 2017 года. В мае 2018 года ГУП «Горэлектротранс» закупил 115 электробусов Тролза-5265.08, Тролза-5265.02 и БКМ-32100D. По состоянию на конец 2018 года электробусы обслуживали семь маршрутов. 

Казань 

Заместитель гендиректора МУП «Метроэлектротранс» Ренат Залялов в ноябре 2018 года сообщал прессе, что электробус КамАЗ-6282 испытают на троллейбусном маршруте №3

Пермь 

В Перми в начале октября также запускали для тестовой эксплуатации электробус ООО «Волгабас». В ноябре представители городского департамента дорог и транспорта заявляли о успешном завершении испытаний. Пока о закупке речи не идет: чиновники оценивают затраты на содержание и обслуживание нового вида техники. В Перми зимой 2018 года планировалось бесплатно протестировать китайские электробусы Roshow Technology.

Ростов-на-Дону 

Первый электробус «КАМАЗ-6282» вышел на маршрут в октябре 2018 года. В январе 2019 года представители администрации города заявили о закупке 20 единиц троллейбусов и электробусов. 

Екатеринбург 

В октябре 2017 года в городе испытали электробус «Тролза». В администрации Екатеринбурга сообщали, что из-за нехватки финансирования не смогли приобрести электробусы к матчам ЧМ-2018. В городе разрабатывают инвестпрограмму для муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление». В рамках программы планируется приобрести 28 электробусов. Высокая стоимость основной барьер для для развития рынка электробусов. 

Климатический вопрос

Ни в одном российском городе пока нет успешного опыта эксплуатации электробусов на постоянных рейсовых маршрутах, даже в столице, полагает Михаил Якимов, профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта. По его словам, отсутствие массового использования электробусов в России не является показателем какой-то технологической отсталости.

17 декабря 2018 года прошла новость о том, что из-за морозов в этот день ни один электробус не вышел на московские дороги. «Дело в том, что сначала 80% энергии аккумулятора электробуса уходит на обогрев сидения, лобового стекла и зеркал заднего вида. 20% – остается для передвижения. В первую очередь перед тем, как запускать такой общественный транспорт, как электробусы, следует учитывать все погодные условия нашей страны», – сообщил Александр Першиков, основатель компании GetTransfer.com.
«Даже в странах континентального и резко континентального климата, в Скандинавии, где средняя температура в январе -4°С, электробусы также не получили широкого распространения. На троллейбусах проблема обогрева салона решается установкой недорогих электрообогревателей. Однако ёмкость аккумуляторов не позволяет прибегнуть к такому же простому решению на электрических автобусах. Конечно,можно воспользоваться автономной системой обогрева на газовом или жидком топливе. Но тогда это полностью нивелирует экологическую эффективность электробуса», – рассказал Михаил Якимов.  

Как будет развиваться рынок электробусов

Топливо составляет основную часть эксплуатационных расходов любого транспортного средства. С увеличением стоимости топлива возрастает потребность в сокращении издержек. Использование электробусов для общественного транспорта значительно экономически выгодно в долгосрочной перспективе. Однако электроприводы и аккумуляторные источники питания находятся на зарождающейся стадии развития, это замедляет развитие рынка, который потенциально может расти с огромной скоростью, сообщали в марте 2018 года аналитики Mordor Intelligence Analysis.
В настоящее время примерно 2,5-3 млн обычных автобусов работают по всему миру. Ожидается, что они будут вытеснены с рынка в течение следующих восьми лет. На мировом рынке ежегодно будет происходить смена порядка 300 тыс. автобусов. В течение прогнозного периода (2018-2023 гг) мировой рынок электрических автобусов вырастет в среднем на 25%. К концу 2023 года рынок электробусов достигнет $90 млрд. Такой рост мирового рынка электрических автобусов объясняется ростом цен на топливо и ростом экологических проблем, отмечалось в исследовании Mordor Intelligence Analysis.
Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай, Япония, Индия) будет лидировать на мировом рынке электрических автобусов. К примеру, в Китае Министерство транспорта предоставляет производителям электромобилей субсидии и налоговые льготы для развития автобусного парка с низким уровнем выбросов. Поэтому к 2019 году 25% закупок электрических автобусов правительством КНР будет осуществляться с использованием технологии с нулевым уровнем выбросов. 
Активное развитие инфраструктуры, забота об окружающей среде, истощение запасов топлива, экономическая выгода от использования электричества (в среднем, одна поездка на электрокаре обходится в три-четыре раза дешевле, чем на обычной машине) и желание минимизировать колоссальный вред, наносимый планете вредными выхлопами, станут основными причинами роста рынка электротранспорта. «Повседневное использование электромобилей становится удобным. Наличие точек «зарядки» и государственные субсидии по всему миру способствуют популяризации транспорта на электрической тяге. Производители, в свою очередь, стараются увеличить емкость заряда и разнообразить модельный ряд. В России электричество стоит дороже газа – а значит, скорый переход на электрокары будет невыгодным. Кроме того, пока что отсутствует необходимая для этого инфраструктура», – считает Александр Першиков.

глобальные продажи электробусов, 2011-2017

Источник: EV Obsession, Mordor Intelligence Analysis 

К барьерам для глобального развития рынка аналитики относят высокую стоимость электрических автобусов. Они почти в 3-4 раза дороже, чем обычные автобусы с двигателями внутреннего сгорания и примерно в два раза дороже гибридных аналогов. Рынок электроприводов и аккумуляторных источников питания только зарождается, что также замедляет развитие рынка электробусов.
Ключевым фактором развития рынка электробусов в России стала государственная программа субсидирования закупки электробусов, согласно которой производитель предлагает скидку, которую затем компенсируют из бюджета. «Таким образом, электробусы становятся более конкурентоспособными по цене и востребованными. Еще один фактор роста интереса к электробусам - постоянное развитие технологий, а значит снижение как конечной цены, так и эксплуатационных издержек», – считает Кирилл Урванцев.
Однако в России один вид электрического транспорта – троллейбусы на электробусы, заменяют на другой. «Гораздо логичным выглядел бы вариант замены части маршрутов обслуживаемых дизельными автобусами на электробусы и процесс этот целесообразно реализовывать постепенно по мере определения основных проблем в эксплуатации электрического транспорта в российских условиях», – полагает Михаил Якимов.
Подписаться на новости Обсудить Оцифруй свой бизнес!

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений