Минтранс проконтролирует усталость водителей с помощью приборов | iot.ru Новости Интернета вещей
94.09 € 100.5

Минтранс проконтролирует усталость водителей с помощью приборов

Минтранс разместил проект поправок к закону «О безопасности дорожного движения», позволяющих увеличить предельное время работы за рулем для водителей грузовика, автобуса и такси при наличии «аппаратно-программного средства, обеспечивающего контроль и поддержание состояния работоспособности». Речь идет о системах, определяющих степень усталости водителей и выявляющих признаки засыпания, к примеру, с помощью лазерных датчиков, установленных в кабине, или браслета на руке. Об этом пишет «Коммерсантъ». 

Действующие ПДД, напомним, разрешают в течение суток находиться за рулем суммарно не более десяти часов (приказ Минтранса позволяет в определенных случаях до 12 часов). Контроль осуществляется с помощью тахографов. Штраф для нарушителей составляет до 2,5 тыс. руб. В рамках поправок Минтранс планирует прописать в ПДД возможность управлять более 10–12 часов при условии, что в кабине установлено «средство мониторинга работоспособности», подключенное к тахографу. Водитель, который проехал менее десяти часов и начал засыпать (это зафиксирует прибор), должен будет остановиться отдохнуть.

Оборудование транспортного средства обойдется перевозчику, по оценкам Минтранса, в 25–80 тыс. руб.: стоимость прибора, установка и обслуживание его на протяжении трех лет.

Внедрение подобных систем, по оценкам ведомства, позволит государству сократить ежегодный ущерб от ДТП на 350–530 млрд руб. (сейчас он оценивается в 1,78 трлн руб.). Минтранс планирует, что поправки вступят в силу с 1 марта 2023 года. По данным ведомства, новая норма коснется деятельности более 4 млн водителей.

Еще в 2017 году, напомним, президент Владимир Путин поручил правительству «представить предложения» по внедрению на автобусах «технических средств, предотвращающих потерю внимания и концентрации» водителей. С 2018 года столичный «Мосгортранс» внедрял у себя систему «Антисон» (с помощью компьютерного зрения контролирует моргание, повороты головы, взгляд водителя), что позволило сократить аварийность на 23%, следует из материалов Минтранса. Работа аналогичных систем проверялась во время пилотных проектов в Татарстане, Белгородской, Московской и Калужской областях в 2020 году. «Яндекс.Такси», в свою очередь, еще в 2019 году анонсировал планы по установке в такси приборов контроля усталости (сейчас камерами оборудованы несколько тысяч авто).

Созданы все «предпосылки», чтобы нормы вождения для каждого водителя определялись «индивидуально», считают в Минтрансе.

«Очень позитивный момент в том, что законодательная база для введения новых технологий строится на данных статистики»,— сказал исполнительный директор группы КСОР (разработчик системы «Антисон») Андрей Белоусов.

Глава ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин не поддержал идею возможности увеличения нормативов работы водителей. «Сегодняшний максимум — 12 часов — и так не соответствует Трудовому кодексу,— считает он.— Водители железные? Правильней было бы использовать приборы, чтобы принудительно уменьшать допустимое время вождения при фиксации состояния усталости». Эксперт также считает неверной увязку таких приборов с тахографом — «закрытой и защищенной системой»: «Подключая стороннее устройство, мы создаем риски и возможности изменить данные в нем». Господин Мирошин также призвал сперва оценить влияние новых технологий на здоровье человека, «к примеру, контроль сетчатки глаза лазерным лучом». Напомним, когда система «Антисон» активно внедрялась в «Мосгортрансе», водители автобусов жаловались, что у них болели глаза, у некоторых были зафиксированы ожоги сетчатки глаза. Проведенная проверка Роспотребнадзора нарушений не выявила.

«Это очередное лоббирование интересов производителя очередной коробочки, которую впоследствии обяжут ставить в каждую машину,— уверен президент ассоциации "Грузоавтотранс" Владимир Матягин.— Пока показания с тахографов снимаются инспекторами, у водителей всегда будет возможность "договориться" на месте, независимо от показаний прибора и их количества». В реальной жизни, отмечает господин Матягин, водители грузовиков не соблюдают установленные нормы вождения, а едут до тех пор, пока не захотят спать.

Фото: Guille Álvarez/Unsplash

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений