Телематика с «большой дороги»: как грузовой транспорт может спасти навигационный рынок от падения | iot.ru Новости Интернета вещей
92.59 € 100.2

Телематика с «большой дороги»: как грузовой транспорт может спасти навигационный рынок от падения

Рынок решений для управления транспортом в ближайшие два-три года может показать как бурный рост, увеличившись в четыре-пять раз к концу 2017 года, так и продолжить падение. Во многом показатели рынка будут зависеть от законодательных инициатив, которые регламентируют обязательное использование навигационного оборудования на всех новых автомобилях и 12-тонниках. В свою очередь, функции онлайн-платформ по управлению транспортом практически одинаковы у большинства решений: конкуренция идёт лишь в сфере «юзабилити» и интерфейса.

Оценка рынка

Известно, что по итогам 2013 года в России предприятия коммерческого сектора оснастили системами транспортной навигации и телематики около 400 тыс. единиц различного транспорта. Объём рынка, по итогам, 2013 года составил 10 млрд руб. По подсчётам аналитиков компании Omnicomm, за 2013-2014 гг. рынок потерял порядка 20% новых подключений к онлайн платформам. В Omnicomm прогнозируют, что по итогам 2015 года негативные тенденции на рынке могут сохраниться, что приведёт к дальнейшему снижению рынка.

По оценкам Игоря Хереша, заместителя генерального директора по развитию бизнеса АО «Группа Телематика-Один», спад наблюдается потому что основные большие корпоративные автопарки уже были оснащены системами спутниковой навигации. Главным драйвером развития онлайн-платформ в 2014 году, по мнению эксперта, было дооснащение госавтопарков и автопарков коммерческого сектора, работающего на государство (например, компании по вывозу мусора, коммерческие перевозчики пассажиров и так далее).

Драйверами рынка, несмотря на падение продаж, по прежнему, остаются требования заказчиков к получению информации о передвижении собственного автопарка в режиме реального времени (трек передвижения, заправки, «сливы» топлива и другие параметры) и оперативный анализ полученных данных.

Использование платформ

95% рынка онлайн-платформ сфокусировано в сегменте автомобильного коммерческого транспорта. На оставшиеся 5% приходится железнодорожный транспорт, водный и т.д. Станислав Емельянов объясняет такие результаты основной затратной частью транспорта – расходы на топливо и обслуживание автотехники – больше, а отследить её, без установки систем навигации, труднее.


«Грамотный управленец просто обязан контролировать расходную часть. Отсюда и такие цифры по проникновению онлайн-платформ в управление автотранспортом», - говорит Станислав Емельянов, заместитель генерального директора Omnicomm.

Онлайн-платформы управления транспортом применяются и для специальной техники, например, авиационной. Так, «Аэрофлот» использует решение одного из ведущих российских поставщиков и анализирует загрузку наземной техники. «В ходе составления годового бюджета был значительно скорректирован план по закупке техники и запчастей, поскольку появилась возможность видеть реальную потребность в них, планомерно распределяя нагрузку между имеющимися резервами. В наших приоритетах не только борьба со злоупотреблениями, но и достижение комплексной оптимизации работы транспортного парка», - рассказывал об основных итогах проекта Андрей Никулин, директор департамента наземного обеспечения перевозок ОАО «Аэрофлот».

Еще один, косвенный фактор расходов, помимо затрат на топливо и обслуживание техники - это штрафные санкции, предъявляемые компании-перевозчику за несвоевременную доставку груза предприятию-получателю. Если предприятие стремится доставить груз в указанные сроки и избежать возможных простоев, то обязательно позаботится о мониторинге транспорта.

Сергей Бычков, директор по информационным технологиям ООО «СеверТрансАвтоматика», отмечает, что крупные перевозчики развивают использование аналитических возможностей на предмет контроля сроков доставки, простоев под погрузкой, выгрузкой, выполнения других операций. Здесь синергию дают использование спутниковой навигации и интеграция с наземными системами (весы, метки, видеокамеры и другие датчики).

Выбор платформы

От размера автопарка, который имеет компания, зависят и цели приобретения онлайн-платформ по управлению транспортом. Так, небольшие предприятия, которые никогда не использовали в своей работе решения по мониторингу, изначально приобретают онлайн-платформы для замены бумажных журналов и электронных таблиц. Доступ к платформам имеет только узкий круг подразделений и специалистов. Большая часть информации обрабатывается и вводится в ручную.

Крупные компании выбирают решения, которые можно интегрировать в ИТ-ландшафт: Перевозочные документы можно передавать в свои учётные системы в электронном виде и в системы контрагентов, а из систем планирования производства получать данные для расчета перевозок и оформления перевозочных документов в электронном виде, появляется необходимость их интеграции и организации электронного документооборота.

«В ERP системах к данным электронных документов предъявляются уже повышенные требования по достоверности, точности и непротиворечивости. Это ведет к необходимости снижения человеческого фактора за счет использования данных от различных систем нижнего уровня (АСУ ТП), электронные данные о взвешивании с автомобильных и ж/д весов, данные о прохождении подвижными единицами контрольных точек из систем оптического распознавания, RFID-систем, систем железнодорожной телемеханики», - говорит Сергей Бычков.

Сейчас на рынке представлены решения, которые удовлетворяют требованиям бизнеса, независимо от размеров автопарка. Функционал каждой платформы содержит все необходимые инструменты. Существуют как обычные web-версии платформ, так и мобильные, которые позволяют, например, руководителю малого автопредприятия наблюдать за передвижением фур, находясь за пределами офиса или в командировке. Конкуренция между производителями решений в основном наблюдается лишь в плоскости интерфейса и «юзабилити» таких решений.

Big Data в онлайн-платформах

Рынок онлайн-платформ управления транспортом сейчас только развивается, поэтому аналитическая составляющая – а именно – инструменты Big Data, в самом начале становления.

По словам Игоря Хереша, многие компании готовы платить за Big Data, чтобы найти корреляции в тех или иных транспортных вопросах (прогнозирование загруженность магистралей, оптимизация маршрутов и так далее). «От обработки «больших данных» государство и коммерческие компании могут получить существенный экономический эффект», - говорит он. Простейшим примером Big Data можно считать отчет по анализу загрузки маршрутов на завтра. «Компания учитывает исторические данные, пробки и так далее – это и есть элементы больших данных, которыми клиент уже пользуется сегодня», - добавляет Игорь Хереш.

Станислав Емельянов отмечает, что в продукте технология Big Data Omnicomm Online, благодаря аналитическим инструментам, можно в полном объёме контролировать парк техники. «Среди наиболее популярных стоит выделить возможность формирования отчётов по заправкам и сливам с привязкой к топливной карте. Данный инструмент позволяет получить сверенный отчет по топливу, где сопоставляется информация по транзакции и данные с датчика уровня топлива, установленного в баке автомобиля. Таким образом, исключается возможность «левых» заправок и обналичивания денежных средств водителем», - говорит он.

Внедрение элементов в работу решений по мониторингу транспорта - это своевременный переход на новый уровень предоставления услуг. Например, платформа, о которой M2MRussiaNews рассказал Станислав Емельянов, ежедневно формирует порядка 300 тыс. отчетов для 50 тыс. подключенных к ней транспортных средств.

Прогноз развития

Благодаря государству и его инициативам в области навигации, российский рынок ГЛОНАСС-решений окажется в «плюсе». Такой прогноз дает Игорь Хереш. Так, закон об «ЭРА-ГЛОНАСС» предусматривает, что с 1 января 2017 года все новые автомобили в обязательном порядке будут оснащаться оборудованием навигационной системы. «ЭРА-ГЛОНАСС» предназначена для оперативного реагирования на ДТП и передачи координат аварии в диспетчерский центр. Оперативные действия экстренных служб смогут спасти немало жизней.

Еще одна законодательная инициатива – обязательное оснащение автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн навигационными системами. Исходя из проекта, именуемого «Системой взимания платы», в России планируется создать автоматизированную систему, которая будет контролировать движение большегрузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Система высчитает стоимость проезда с каждой такой фуры по тарифу 3,7 руб. за 1 км. В перспективе эта плата заменит дорожный налог для большегрузов.

«Ожидается, что более 2 млн автомобилей большой грузоподъемности (вместимостью более 12 тонн) будет оснащено специальными навигационными системами за ближайшие годы. «Благодаря этому до 2018 года можно ожидать роста рынка в четыре-пять раз», - говорит Игорь Хереш.

Эксперт полагает, что проект по оснащению транспортной телематикой автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн – это первая часть большого проекта. Вслед за этой категорией транспорта государство может рассмотреть целесообразность взымания платы с владельцев автомобилей средней грузоподъёмности (2—5 тонны) и большой грузоподъёмности (свыше 5 тонн).

Кроме законов основными драйверами роста в ближайшие два-три года станет анализ вождения, который позволяет экономить на услугах страховщиков.

Однако Станислав Емельянов дает негативный прогноз. «В краткосрочной перспективе ситуация существенно не изменится, лидерство по количеству подключенных транспортных средств к онлайн-платформам сохранится за наземным коммерческим транспортом. На мой взгляд, существенных изменения ждать не стоит, рынок продолжит стагнировать ввиду отсутствия предпосылок к его росту или существенным изменениям».

Эксперт уверен, что степень проникновения такого рода предложений в России достаточно высока и сравнима с показателями европейских стран. Сегодня пик спроса уже пройден, рынок медленно идёт вниз. Станислав Емельянов добавляет, что заказчики до 2018 года обратят особое внимание на безопасное вождение и страховую телематику. Однако даже эти факторы не смогут спасти рынок от неминуемого падения.

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений