Центральный бортовой компьютер – интегрированное решение для пассажирского транспорта | iot.ru Новости Интернета вещей
94.09 € 100.5

Центральный бортовой компьютер – интегрированное решение для пассажирского транспорта

В последнее время государство обращает пристальное внимание на безопасность и комфорт пассажирских перевозок. Для общественного транспорта вводятся обязательные требования по установке различного оборудования и информационных систем. Растет и количество аппаратных средств на единицу транспорта. Объединить различное оборудование поможет Центральный бортовой компьютер (ЦБК).

Пять лет назад компания «ЕвроМобайл» открыла новое направление – интеграцию бортового оборудования для общественного транспорта. С этого времени проекты компании реализованы в Санкт-Петербурге, Калининграде, Перми и других городах России. Евромобайл установила системы бортовой телематики на 1 тыс. единиц транспорта.

Основываясь на опыте, мнениях и пожеланиях заказчиков, в компании разработали свой новый продукт – Центральный бортовой компьютер (ЦБК), который объединяет в едином интерфейсе функции управления, мониторинга, диагностики и настройки всех подсистем бортового оборудования.

Предпосылки к созданию ЦБК

Принятые за последнее время законодательные акты и постановления диктуют новые требования к обеспечению комфорта, безопасности и контроля за пассажирскими перевозками. Например, Постановление №969 от 26 сентября 2017, в котором  утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Так, согласно Постановлению, все технические средства обеспечения транспортной безопасности должны пройти обязательную сертификацию в ФКУ НПО «СТиС» МВД России и получить сертификат соответствия. Одним из требований к системам видеонаблюдения на транспорте является возможность видеозаписи в формате FullHD, что позволит точно и качественно запечатлеть всё, что попало в зону действия видеокамер.

Обязательной сертификации подлежат системы видеобезопасности для всех видов общественного транспорта: автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда (пригородного и междугороднего сообщения), воздушные и морские суда.    

Соответствовать новым требованиям становится все сложнее из-за несовместимости аппаратных средств друг с другом. Новые требования диктуют правила установки и набор дополнительного оборудования и подсистем, которые должны находится на транспортном средстве в обязательном порядке. Каждая подсистема накапливает статистику по отказам и свести это в единый интерфейс довольно затруднительно. Растут и расходы на связь: на одном транспортном средстве для подключения «зоопарка» оборудования может быть установлено до пяти SIM-карт. 

Учитывая все эти обстоятельства, компания «ЕвроМобайл» создала решение, которое призвано собрать и обработать все параметры транспортного средства для дальнейшего анализа и передачи на сервер. ЦБК объединяет различные системы и оборудование в единое целое и даёт возможность в режиме единого окна управлять и взаимодействовать со всеми подсистемами общественного транспорта.   

Задачи, которые решает ЦБК

  • повышение уровня эффективности систем транспортного средства;

  • упрощение взаимодействия водителя с этими системами;

  • снижение времени простоев из-за возникновения неисправностей подсистем оборудования;

  • создание комплексной картины работы бортового оборудования. 

Бортовой компьютер

Обслуживанием различных систем занимаются разные организации, что создает определенные неудобства. Например, рассогласование действий сервисных компаний, несовпадение протоколов передачи данных, установка программного обеспечения разных версий, возникновение системных ошибок, за которые никто не отвечает, отсутствие возможности удалённой диагностики всего комплекса бортового оборудования, разная гарантийная политика, что приводит к повышению накладных расходов и долгому ожиданию ремонта.   

Преимущества ЦБК

Преимущества ЦБК


Объединение данных

В ЦБК интегрированы системы:

  • двустороннего взаимодействия «Водитель-Диспетчер»;

  • информирования пассажиров о движении по маршруту;

  • связи и позиционирования;

  • подсчёта пассажиров для определения статистики пассажиропотока.

Схема подключения периферийного оборудования в автобусе

Схема подключения


Каждый прибор выполняет свои функции:

  • Модуль ГЛОНАСС/GPS мониторинга передает местоположение автобуса на сервер в автопарк и в медиацентры в салоне и на остановках.

  • Системы видеонаблюдения фиксируют все происходящее в салоне и на дороге. Данные записываются на внешний носитель и передаются на сервер по сетям ETHERNET или 4G/3G.

  • Система контроля топлива и давления в шинах передает актуальную информацию о состоянии шин водителю и в автопарк.

  • Система экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» передает данные о нахождении автобуса в случае возникновения экстренной ситуации на дороге.

  • Речевой автоинформатор и медиацентр в салоне информируют пассажиров о движении и маршруте транспорта.

  • Датчики учёта топлива позволяют определить расход топлив на маршруте, случаи несанкционированных сливов и нерационального использования.

  • Тахограф определяет периоды работы и отдыха водителя.  


Для удобства управления всем этим оборудованием, разграничения зон ответственности и уровня аналитики в ЦБК предусмотрены роли: «водитель», «инженер БО» и «управляющий парком ТС».


Роль «водитель» позволяет:

  • использовать сервисы бортового оборудования,

  • наблюдать за камерами,

  • использовать системы информирования пассажиров в автоматическом и ручном режимах,

  • вести двустороннюю связь для отправки тревожных сообщений, для получения сообщений от диспетчера,

  • использовать сервис навигации,

  • выводить информацию от датчиков пассажиропотока.
 

Интерфейс водителя

На сенсорном дисплее ЦБК доступны большие кнопки управления системами, выводится строка движения по маршруту, индикаторы текущего маршрута, данные системы подсчета пассажиров. Для удобства водителя отображается уровень мобильного сигнала сотовой связи, доступности спутников для навигации.

Нижняя строка предназначена для взаимодействия инженеров с ЦБК. Здесь доступны различные настройки. Инженер может управлять системами, подключенными к ЦБК, видеокамерами, переключать их, выводить различные комбинации камер, масштабировать изображение, создавать маршрутную информацию.


Роль «инженер» решает задачу диагностики и настройки оборудования и открывает доступ к:  

  • наладке бортового оборудования;

  • единому окну настроек без переключения между интерфейсами

  • обновлению ПО ЦБК и подключённых к нему устройств;

  • формированию актов готовности выхода автобуса на линию.


Информация для инженеров доступна в виде таблиц, списков транспортных средств и графиков. Доступ к данным можно получить как удаленно, так и локально.

Роль «управляющий» предназначена для формирования отчётов и контроля за работой всех систем, установленных на всех транспортных средствах автопарка. Например:

  • отчёт по пассажиропотоку;

  • отчёт по выходу на рейс;

  • отчёт по работоспособности;

  • он-лайн мониторинг.

Архитектура телематической системы

Архитектура телематической системы имеет четыре уровня интеграции:

  • на уровне АРМ;
  • на уровне серверного ПО;
  • компонентов ПО в ЦБК;
  • подсистем бортового оборудования с ЦБК.

Возможности ЦБК

В центральный бортовой компьютер можно подключить различные датчики, ADAS, мультимедиа, а в скором времени – онлайн-кассы, системы оплаты и валидаторы. Помимо этого, компания «ЕвроМобайл» как разработчик системы планирует интегрировать шину передачи данных для мониторинга работы узлов транспортного средства и систему мониторинга усталости водителя.

В едином интерфейсе ЦБК можно в режиме онлайн управлять табло и голосовым информированием, а также обеспечивать взаимодействие с охранным видеонаблюдением, системой ADAS, мультимедиа, доступом в интернет.

Заказчики интегрируют датчики подсчета пассажиров, с помощью которых в реальном времени можно наблюдать ситуацию по заполняемости салона. Это связано с тем, что система пассажиропотока является инструментом для контроля взаиморасчетов между перевозчиком и городом. Выдача лицензий на перевозку пассажиров регулируется городскими властями. Зная объем пассажиропотока на определённых линиях, город гарантирует перевозчику именно этот объём. Если пассажиропоток оказывается меньше, то городская администрация готова компенсировать перевозчику «недобор» пассажиров и выплачивать дотации. Помимо этого, зная заполняемость автобусов в то или иное время, можно регулировать количество автобусов и время их выхода на маршрут.

В ЦБК реализована возможность взаимодействия с мониторинговыми системами и системами отчетности. В разработке – отчетность по выходу на рейс, по работоспособности оборудования и базовый онлайн мониторинг транспортных средств с отображением их координат на карте.

Выгрузка отчетности

На сервере ЦБК предусматривается две роли:

  • автоматизированное рабочее место инженера;

  • автоматизированное рабочее место управляющего/директора транспортного предприятия.

Инженер может онлайн взаимодействовать с подсистемами, настраивать конфигурацию оборудования, проводить диагностику, производить выгрузку данных и т.д.

Управляющему доступны  выгрузка мониторинга и различных отчетов, выгрузка информации о пассажиропотоке, по динамике, по рейсам, районам, картам.

Перспективные разработки

Предлагаемое ПО разрабатывается на самых востребованных платформах. Основным протоколом для связи с городскими автоматизированными системами управления транспортными потоками стал EGTS. Компания-разработчик планирует по требованию транспортных предприятий внедрить в ЦБК различную отчетность. Также идет работа над созданием собственного сервера ЦБК для диагностики оборудования.

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений