/  Что надо знать о беспилотном военно-морском флоте
59.46 € 69.82

Что надо знать о беспилотном военно-морском флоте

Что надо знать о беспилотном военно-морском флоте

Расходы ведущих мировых держав на военно-морской флот составляют сотни миллионов долларов в год. Сейчас значительная часть этих средств направлена на развитие беспилотников. По прогнозам многих экспертов, в ближайшие годы военно-морскую отрасль ожидает настоящая революция – флоты будут активно использовать принципиально новый тип вооружения, основанный именно на беспилотном управлении. Корреспондент iot.ru попытался разобраться, каковы перспективы использования беспилотников на море.

Виды морских беспилотников

Также, как и в воздухе, беспилотники позволяют военно-морскому флоту решать целый спектр боевых задач. Они могут быть особенно полезны для разведки, поиска мин, картографирования дна, патрулирования входов в морские базы, обнаружения и сопровождения кораблей, охоты на подводные лодки, дозаправки морской авиации, нанесения ударов по наземным и морским целям и др. Одним из важнейших преимуществ использования беспилотников является максимальная безопасность людей при проведении боевых операций.

Чтобы эффективно выполнять вышеперечисленные задачи, специалисты активно работают над созданием сразу нескольких классов беспилотников:

  • Палубные. БПЛА, запускаемые с палубы судна;

  • Надводные. Беспилотники, передвигающиеся по воде;

  • Подводные. Беспилотники, передвигающиеся под водой;

  • Гибридные. Беспилотники, способные работать в воздухе, на воде и под водой.

Самым популярным видом являются подводные беспилотники, поскольку при их изготовлении и эксплуатации не нужно учитывать ряд сложных факторов, оказывающих влияние на технологию производства. Поскольку подобные аппараты выполняют задачи на небольшом расстоянии от корабля, связь с ними осуществляется не через радиосеть, а с помощью троса и кабелей управления/энергопитания.

Создание палубных беспилотников требует учета целого ряда специфических факторов, начиная от посадки на подвижное и постоянно колеблющееся от волн судно, заканчивая защитой радиоэлектроники от агрессивной морской среды. Надводные же беспилотники должны иметь возможность оставаться на плаву даже в условиях шторма, находясь при этом далеко от объекта управления.

Палубные беспилотники

Развитием данных аппаратов сейчас активно занимаются военные США. Такие дроны планируется использовать для получения разведданных, уничтожения объектов врага, в качестве средства дозаправки других объектов авиации и даже для размещения лазерного оружия.

Процесс создания автономных палубных беспилотников продолжается в США уже более 10 лет, на эти работы было выделено около $ 2 млрд. Процесс использования  опытного образца X-47B UCAS-D запечатлен в этом видео:


Беспилотный роботизированный комплекс «Тафун» состоит из следующих составных частей:


В 2016 году ВМС США заявили, что в современных условиях создавать палубный ударный БПЛА нецелесообразно: с уничтожением морских объектов врага могут справиться многофункциональные истребители. Однако работа над созданием палубного беспилотника будет продолжена, поскольку он пригодится при получении разведданных и дозаправки самолетов. Новый аппарат получит название MQ-25 Stingray. Его использование в реальных условиях планируют начать в 2020-х годах.

Надводные беспилотники

ВМФ видит главную задачу беспилотных надводных военных кораблей в поиске подводных лодок противника. Сейчас, чтобы найти субмарину, необходимо привлекать авиацию, системы подводных акустических буев, надводные суда, что очень затратно и, зачастую, не достаточно эффективно. Применение для поиска вражеских подлодок большого количества недорогих беспилотных «объектов» будет более успешным.

0001.jpg

Обнаружение вражеской субмарины с помощью беспилотного корабля. 

Такие беспилотники в перспективе можно оснастить торпедами, что позволит им самостоятельно уничтожать обнаруженные цели. Но в краткосрочном будущем более реальной видятся вспомогательная роль беспилотных кораблей. Они могут «дежурить» в труднодоступных районах. Выявив вражескую субмарину, беспилотники зависнут над ней и передадут свои координаты на базу ВМФ или ближайший эсминец.

Помимо поиска вражеских субмарин, беспилотные корабли могут заниматься разминированием акваторий. Выявляя специальными сенсорами координаты мины, беспилотник может направить в эту область небольшое и управляемое роботизированное устройство, которое, врезавшись в мину, взорвет ее.

Над созданием надводных беспилотных военных кораблей работают практически все ведущие мировые державы. Так, в конце июля 2016 года, американская компания Leidos совместно с Агентством перспективных оборонных разработок (DARPA) Пентагона успешно закончила испытания в реальных условиях беспилотника «Морской охотник».

0002.jpg

Американский беспилотный корабль «Морской охотник»


Если говорить о российских беспилотных кораблях, то информации о них в свободном доступе нет. Однако, ввиду больших перспектив данного направления развития ВМФ, можно с большей долей вероятности предполагать, что разработки в нашей стране в этом направлении также ведутся, но они пока засекречены.

Помимо разработки беспилотных кораблей, в мире активно ведется работа над созданием небольших по размерам надводных беспилотных катеров. Среди стран, которые этим занимаются выделяются США, Россия, Великобритания, Германия, Израиль и др. Так, в начале 2016 года израильские военные представили беспилотный катер The Seagull, который в автономном режиме проводит разведку и разминирование территорий, а также самостоятельно открывает огонь на поражение.

В 2015 году в России на форуме «Армия-2015» впервые был представлен безэкипажный катер «Тайфун», в составе которого имеется собственный БПЛА и специальные сенсоры, позволяющие выявлять «чужие» подводные лодки. Команды катеру и БПЛА поступают через спутник, поэтому их дальность передвижения зависит не от мощности радиооборудования, как у обычных беспилотников, а от максимального объема топлива, которое может вместить судно, и емкости аккумулятора дрона.

0003.jpg

Беспилотный катер «Тайфун»

  • Высокоскоростной катер БЛ-680. Производится ООО «ПКФ Мнев и К», г. Санкт-Петербург

  • Крипто- и помехозащищенная система управления и БПЛА типа «Орлан». Производство ООО «СТЦ», г. Санкт-Петербург

  • Гидролокатор типа «Неман» для поиска и классификации подводных объектов. Производство ОАО «НИИП» им. В. В. Тихомирова», г. Москва

  • Необитаемый подводный аппарат типа РТМ-500 для разминирования. Производство ФГУГП «Южморгеология», г. Геленджик



Подводные беспилотники

Подводные беспилотники появились в рядах ВМФ одними из первых. Еще в 1960-х годах СССР активно использовал подобные аппараты для исследования морского дна. На такие машины ставили двигатели и телевизионную камеру. Для управления использовали простые манипуляторы.

Подводные дроны используются для решения различных задач: получение разведданных, обнаружение мин и субмарин противника, проведения поисково-спасательных операций, картографирование дна, подъем различных объектов и др.

В начале 2015 года российские ВМФ приняли на вооружение подводный беспилотник «Мерлин-350». Он оснащен гидролокатором кругового обзора, многолучевым гидролокатором, альтиметром, видеокамерами, приборами освещения, а также различным коммуникационным оборудованием. 


Развитием подводных беспилотников, наряду с Россией, занимаются США, Швеция, Великобритания, Япония, Южная и Северная Корея. Так, в марте 2016 года компания Boeing объявила о создании дрона Echo Voyager, размер которого в длину превышает 15 метров. Этот аппарат, помимо функций мониторинга акватории, оснащен системой уклонения от столкновений – сенсоры обнаруживают препятствия, а специализированное ПО рассчитывает обновленный маршрут движения, позволяющий уйти от столкновений.


Гибридные беспилотники

Разработкой гибридных беспилотников стали заниматься относительно недавно. Идея заключается в том, чтобы создать вместо нескольких аппаратов, один, способный одинаково эффективно выполнять возложенные на него функции сразу в нескольких средах. Задача, безусловно, достаточно сложная, но перспективная.

Пока больших достижений в этом направлении не наблюдается (или они пока засекречены). На этом фоне выделяется разве что сингапурская компания ST Engineering, представившая в прошлом году беспилотник, способный садиться на воду и даже передвигаться под водой. Однако еще в 2015 году подобных результатов сумел добиться Центр беспилотных систем Технологического института Джорджии, разработавший дрон GTQ-Cormorant.


Также о разработке особых гибридных беспилотников еще в 2013 году объявила DARPA. Основной замысел здесь заключается в том, чтобы прикреплять к беспилотникам различные боеприпасы и другие ценные грузы, опуская БПЛА на дно и включая спящий режим работы. Далее, при необходимости, эти аппараты будут всплывать на поверхность и пополнять запасы ВМФ при ведении боевых действий. Работа ведется над тем, чтобы такие беспилотники могли находиться под водой в течение нескольких лет и выдерживали давление более 40 мегапаскалей (прятать их необходимо на глубине, недоступной вражеским подводным лодкам и дайверам-любителям).

Перспективы развития

Многие эксперты абсолютно уверены, что беспилотный военно-морской флот обладает перспективами, способными полностью изменить принцип ведения боевых действий на море. Беспилотные корабли будут стоить гораздо дешевле обычных судов. Один человек сможет параллельно управлять сразу несколькими судами, периодически переводя их в автономный режим работы, что, по некоторым расчетам, позволит единственному беспилотнику заменить команду из сорока человек.

«Уже сегодня беспилотная техника активно используется в рядах военно-морских сил. Что касается беспилотных боевых кораблей, то эта технология, без всякого сомнения, перспективна. Но пока открытым остаётся вопрос, насколько по совокупности характеристик беспилотный корабль выгоднее корабля с экипажем», – рассказал «Совершенно секретно» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев.

Экипаж корабля, в случае возникновения аварийных ситуаций, будет до конца биться за судно, что является одним из доводов против беспилотников. Да и узкая специализация БПЛА не позволяет им решать сложные и многофункциональные задачи, которые зачастую стоят перед ВМФ. Здесь преимущество у беспилотных кораблей будет только в том случае, если их использовать как боевую платформу.

В верности экипажа корабля присяге также сомневаться не приходится, что не скажешь о машине, которую могут в любой момент «взломать» и использовать против собственных вооруженных сил. Этот факт является еще одной проблемой при внедрении беспилотных военных кораблей – все они должны обладать высочайшему уровнем кибербезопасности, чего пока не наблюдается.

Как мы видим, для повсеместного внедрения военных морских дронов предстоит ответить еще на много вопросов, хотя тема, безусловна, весьма интересная и перспективная.

«Полагаю, что такие корабли могут быть приняты на вооружение только через 10–20 лет. Ещё предстоит выработать доктрину их применения и создать необходимую инфраструктуру для эксплуатации», – считает Сергей Денисенцев.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений