Беспилотники на службе спасателей | iot.ru Новости Интернета вещей
100.6 € 106.0

Беспилотники на службе спасателей

В последние годы беспилотные летательные аппараты набирают стремительную популярность. В след за военными, давно успешно использующими очевидные преимущества беспилотников в разведке и в нанесении точечных ракетных ударов, эти аппараты теперь облюбовали министерства чрезвычайных ситуаций. О том, как беспилотные летательные аппараты могут помочь при ликвидации ЧС – в материале iot.ru.

 

Чем беспилотники полезны в условиях ЧС?

В настоящий момент, идея применения беспилотных летательных аппаратов при ликвидации чрезвычайных ситуаций переживает настоящий бум. Даже Европейская ассоциация номеров экстренных служб – EENA (European Emergency Number Association) – заявила в начале этого года о серьезных намерениях рассмотреть все возможные варианты использования дронов в работе экстренных служб.

Основная идея здесь предельно проста: предполагается, что беспилотники будут непрерывно контролировать состояние как потенциально опасных территорий, так и уже пострадавших районов, передавая информацию о состоянии контролируемых территорий соответствующим органам управления. Для успешной реализации этой цели ассоциация объявила о партнерстве с крупнейшим производителем потребительских дронов – компанией DJI. В рамках партнерства специалисты обеих организаций будут совместно искать пути интеграции беспилотников в миссии экстренного реагирования. Как сообщается в пресс-релизе, все возможные варианты увеличения работоспособности аварийных и чрезвычайных служб будут представлены уже в течение следующего года. Планируется даже провести отбор пилотов по всей Европе, которые будут заниматься пилотированием подобных аппаратов.

Однако весь спектр возможных вариантов применения беспилотников вырисовывается уже сейчас. Все их условно можно классифицировать на 4 основные группы:

  • Обнаружение ЧС

  • Участие в ликвидации ЧС

  • Поиск и спасение пострадавших

  • Оценка ущерба от ЧС

Задача обнаружения ЧС является одной из самых важных и заключается в том, чтобы достоверно установить факт ЧС и оперативно передать соответствующие координаты. Как правило мониторинг территорий инициируется в местах с высокой вероятностью возникновения различных аварий и катастроф. Это могут быть лесные массивы во время пожароопасных погодных условий, водные акватории и береговые линии во время угрозы наводнений, анализ воздуха на предмет химических и радиоактивных загрязнений и т.д. (вплоть до мониторинга дорожных автомагистрали в период повышенной аварийности). Полученная информация может обрабатываться в режиме реального времени, передаваясь по каналам связи на пункт управления, или анализироваться по возвращении беспилотника. Все это позволит своевременно оценить текущую ситуацию и значительно сократить жертвы и масштабы обнаруженных ЧС.

Включение беспилотных летательных аппаратов в состав сил и средств, направленных на ликвидацию ЧС также может принести много пользы. Беспилотники способны заменить самолеты и вертолеты при проведении операций с высоким риском для жизни экипажа и исключить потерю дорогостоящих пилотируемых авиационных средств. Иногда такие аппараты могут стать просто незаменимыми при проведении поисково-спасательных операций на суше и море. Поиск может проводиться по заранее введенному полетному заданию, которое также может быть всегда скорректировано оператором. Помимо этого, дроны могут быть использованы при доставке необходимых медикаментов в зоны ЧС, тем самым спасая жизнь многим людям.

1.jpg

Тренировка доставки предметов чрезвычайной помощи с помощью дрона. Источник: ixbt.com

Беспилотники могут оказать большую помощь и при оценке ущерба от ЧС, поскольку в некоторых случаях это необходимо сделать максимально оперативно и срочно, не подвергая риску жизнь и здоровье спасательных отрядов.

Мы перечислили лишь возможные примеры применения беспилотных летательных аппаратов для задач экстренных служб. Однако, это не полный перечень, и его можно продолжить. Например, беспилотники могут быть полезны не только для помощи в случае ЧС, но и в медицинских целях, помогая конкретным людям. Так, выпускник одного из австрийских университетов совсем недавно разработал систему, позволяющую с помощью дронов экстренно доставлять дефибрилляторы в случае сердечного приступа человека. Предполагается, что дроном, на котором установлен необходимый реанимационный комплект, будет управлять медицинский работник. Более подробно с данной идеей можно ознакомиться, посмотрев следующее видео


Безусловно, для того, чтобы дроны могли эффективно использоваться экстренными службами, их конструкция должны иметь определенную специфику. Дроны должны быть способны ловить сигнал на большом расстоянии (десятки км), и летать автономно минимум несколько часов. Также их конструкция должны позволять перевозить крупногабаритные и сравнительно тяжелые товары. Для того, чтобы проводить мониторинг не только в дневное, но и ночное время, а также в условиях затрудненной видимости (снег, туман, дождь), все аппараты желательно оснастить фото и видео оборудованием с высоким разрешением, инфракрасными камерами FLIR и цифровыми каналами радио передачи. Помимо этого, беспилотники можно оснастить станцией передачи радиосигнала, чтобы настраивать связь и иметь возможность передавать информацию в труднодоступные районы.

 

Применение в России

В настоящий момент, беспилотники активно внедряются в службы ликвидации ЧС в большинстве развитых странах мира. При этом, они уже активно применяются на практике. Так, известен факт применения беспилотников международными спасателями во время землетрясения на Гаити, которое произошло в 2010 году. Не отстает в этом вопросе и Россия. Первый беспилотники поступили на службу в МЧС еще в 2009 году, а уже летом 2010 их активно использовали для мониторинга пожарной ситуации в Московской области, в частности, на территориях Шатурского и Егорьевского районов.

По словам главы МЧС России Владимира Пучкова, технической оснащение служб ЧС нашей страны перспективными робототехническими комплексами является сейчас крайне важной задачей. В настоящий момент, центры беспилотной авиации созданы во всех 85 регионах страны, и начинают постепенно оснащаться недорогими, но эффективными беспилотными летательными аппаратами.

"Я еще раз акцентирую ваше внимание, это важнейший стратегический вопрос развития системы МЧС Росси. При этом все беспилотники должны уже быть задействованы в работе, а не использоваться только на учениях и тренировках", — цитирует министра «РГ».

Безусловно, разработка подобной системы является достаточно сложным и капиталоемким процессом. Однако экономическая эффективность системы быстро перекроет государственные затраты, ведь, например, только от лесных пожаров наша страна ежегодно несет колоссальные потери.

По словам начальника департамента авиации МЧС генерал-лейтенанта Владимира Светельского, в этом году министерство получило около 800 новых беспилотников, позволяющих осуществлять поиск очагов пожаров, заблудившихся людей, контролировать ледовые торосы и т.д. 700 из поставленных аппаратов – дроны вертолетного типа, а остальные 100 – дроны тяжёлого класса, способные летать на дальние расстояния при низких температурах. Стоит отметить, что на начало года общее количество беспилотных летательных аппаратов по всей стране составляло всего 250 единиц.

По словам Светельского, в настоящий момент наиболее востребованными являются беспилотники малого класса типа Фантом-3.

2.jpg

Беспилотник Фантом-3. Источник: mchs.gov.ru

Подобные аппараты уже доказали свою эффективность и в будущем ими планируется оснастить все подразделения МЧС России. Несмотря на относительную дешевизну – стоимость одного такого дрона чуть меньше двухсот тысяч, в то время, как стоимость беспилотников самолетного типа может достигать нескольких миллионов – на Фантомы установлены камеры формата 4К, что позволяет им в режиме реального времени передавать картинку с разрешением ультра HD.

Стоит отметить, что модели используемых дронов должны все же отличаться при выполнении различных задач. Так, в настоящий моменты специалисты ВНИИПО МЧС ведут работы над созданием дронов, которые будут способные нести радиологическую аппаратуру. С помощью нее планируется контролировать уровень радиационного заражения на потенциально опасных территориях. Помимо эффективности, подобные аппараты должны быть максимальное дешевыми, потому что восстановить их после заражения достаточно сложно. Также отечественные специалисты ведут активную работу над тем, чтобы дроны могли перевозить товары в труднодоступные территории. Такие аппараты должны быть более мощными и стоить гораздо больше, поскольку недорогие дроны способны пока перевозить грузы весом до полкилограмма.

В перспективе планируется создать дроны с громкоговорителями, а также внедрить эти беспилотные транспортные средства в систему «112».

Отдельно стоит сказать об обучении специалистов по управлению беспилотниками. Это большая ответственность, ведь даже при небольших нарушениях полета эти аппараты могут выйти из строя. По этой причине, вопросу обучения специалистов беспилотной авиации руководство МЧС России также уделят особое внимание.

"Все вузы МЧС должны готовить специалистов беспилотной авиации в обязательном порядке", — цитирует «РГ» главу МЧС Владимира Пучкова.

Ознакомиться с тем, как дроны Фантом-3 применяются на службе у спасателей можно, посмотрев следующе видео, где рассказывается об одной из тренировок Северо-Кавказского центра МЧС.


Как мы видим, внедрение дронов в структуры МЧС России находится сейчас на особом контроле. При этом отдельно стоит отметить ряд сложностей распространения подобных беспилотных систем. Одна из них связана с интеграцией беспилотных летательных аппаратов в систему воздушного движения – все используемые беспилотники не должны препятствовать перемещению пилотируемой авиационной техники как гражданского, так и военного назначения. При этом в рамках спасательных работ силы МЧС Росси имеют законное право использовать имеющиеся в своём распоряжении технические средства. Поэтому жестких нормативных ограничений и запретов на применение беспилотников в интересах МЧС России нет.

Беспилотники уже активно применяются на практике. Например, МЧС Амурской области активно применяет эти аппараты для наблюдения за паводковой обстановкой в особо опасные периоды времени. Также дроны Фантом-3 отлично зарекомендовали себя при поисках обломков самолета A321, который в прошлом году потерпел крушение на Синайском полуострове, когда надо было найти его мельчайшие обломки.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что старт созданию беспилотной авиации для МЧС России дан, и это уже приносит большие дивиденды. Более того, создание беспилотной авиации находится на особом контроле у руководителей министерства.

«В развитии беспилотной авиации в интересах МЧС участвуют РАН, ведущие отечественные вузы, в том числе МГУ и МГТУ имени Баумана. Нам нужна единая система беспилотной авиации, под единой системой управления», — подчёркивает глава МЧС России.

Нам же остается внимательно следить за тем, как развитие беспилотной авиации позволяет обезопасить нашу жизнедеятельность. 

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений