Гражданские беспилотники в России: что уже сделано и прогнозы развития | iot.ru Новости Интернета вещей
97.24 € 106.5

Гражданские беспилотники в России: что уже сделано и прогнозы развития

Недавнее заявление Великобритании о массовом внедрении робомобилей в повседневность жителей этой страны к 2025-му сподвигло наш медиаресурс поразмышлять о ближайших перспективах гражданских беспилотников в России. Чтобы выяснить прогнозы на следующие несколько лет, iot.ru обратился к новостной повестке и мнениям экспертов.

Беспилотники для мониторинга и спецзадач

Как отметил директор направления по разработке беспилотных навигационных систем компании НТР Алексей Кочетков, к этому дню беспилотные летательные аппараты (БПЛА) широко применяются в гражданских целях. Например, БПЛА используют для обследований и инспекций, подсчета объемов выработки материалов, построения трехмерных моделей, мониторинга посевов и поголовья скота в животноводстве.

Антон Ларсен, директор отдела промышленных решений компании Skymec, которая занимается дистрибуцией и интеграцией беспилотных решений, убежден, что сфера дронов в России развивается активно, а БПЛА используются с каждым годом во всё новых и новых областях. «К нам обращаются компании за покупкой беспилотников из разных сфер – агропромышленность, геодезия, транспорт, строительство, нефтяная промышленность, и др., что позволяет нам сделать выводы, что позиции БПЛА с каждым годом укрепляются, – пояснил представитель Skymec, добавив, – До 2030-го ожидаем массовое использование частных беспилотников и развитие дронов в других областях».

Популярность использования БПЛА Антон объясняет качественной аэросъемкой, точностью полученных данных, легкой маневренность в сравнении с вертолетами, безопасностью и бюджетностью в плане часового применения.

Согласимся, что по мере развития роботизированной техники и беспилотных технологий доверяемые машинам задачи становятся всё разнообразнее. Яркий тому пример – Кисловодск, где дронов привлекли для борьбы с комарами. Квадрокоптер справился с обработкой озера от кровососущих насекомых меньше чем за час, на что у группы из трех человек уходит весь день.

Нет беспилотникам равных и в обработке сельхозкультур от вредителей. К слову, современным возможностям агродронов на iot.ru посвящен спецматериал.

На сегодня беспилотникам под силу как оценить численность рыбы в реке или выявить заросли вдоль железной дороги, так и определить остаточную вместимость мусорных полигонов, найти нарушения в содержании многоквартирных домов или же отследить несоблюдение правил дорожного движения. И это далеко не полный спектр задач, с которыми готовы справиться машины.

Растущая популярность дронов для проведения различных видов мониторинга натолкнула компанию «Радар ммс» на мысль создать совместно с партнерами к концу 2022-го – началу 2023-го дронпорт для электрических беспилотников. Речь идет о месте, куда беспилотник будет прилетать для подзарядки, после чего сможет отправляться на выполнение новых миссий.

В «Радар ммс» считают, что привезенному в дронпорт БПЛА можно будет расписывать задачи сразу на неделю. Также в компании рассказали, что для дронпорта уже разработан 30-килограммовый электрический беспилотник, готовый автономно летать в течение полутора часов, неся на борту до 7 кг груза.

Наряду с наземным местом для зарядки дронов специалисты не исключают и дозаправку в воздухе для увеличения времени полета беспилотника. Один из таких вариантов с использованием БПЛА-доставщика даже успели запатентовать в России.

Однако пряника без кнута не бывает, что подтверждают измененные кабмином требования к регистрации гражданских беспилотников. Принятое весной этого года правительственное постановление обязывает регистрировать дроны массой от 150 г, тогда как раньше закон предписывал производить аналогичную процедуру владельцам БПЛА массой до 250 г.

На регистрацию беспилотников, в том числе уже купленных, кабмин отвел 60 дней с момента вступления в силу новых правил. В указанный период собственники дронов должны направить в Росавиацию заявление с информацией о себе, приложив фото БПЛА и сведения о приобретенном дроне. Подобное нововведение эксперты встретили неоднозначно, приведя в качестве негативного примера организаторов световых шоу, использующих тысячи беспилотников.

Автономный пассажирский транспорт

В столичном районе Ясенево минувшей весной запустили первые беспилотные такси от «Яндекса». Чтобы движение беспилотников стало возможным, федеральное правительство приняло спецпостановление об установлении экспериментального правового режима. При успешном завершении испытаний опыт планируют масштабировать, вписать же беспилотные такси в городскую инфраструктуру власти надеются к 2025-му.

Тестировать беспилотники решили в двух режимах: с находящимся на переднем пассажирском сиденье водителем-испытателем и без присутствия в салоне такого. В последнем случае для удаленной поддержки при необходимости сможет подключиться оператор. Вызов беспилотного такси разработчики предусмотрели через известное приложение «Яндекс Go», пообещав цены за поездку, сравнимые с традиционным сервисом.

И одним развитием беспилотных автомобилей дело не ограничивается. Так, Московский институт теплотехники (МИТ), известный как разработчик межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М», «Ярс» и «Булава», не прочь к 2025-му построить в Ленобласти трассу для монорельсовых поездов-беспилотников.

Беспилотные грузоперевозки

Есть в России и подвижки относительно грузовых беспилотников для коммерческого использования. В частности, Минтранс надеется к 2024-му запустить на трассе М-11 «Нева» беспилотные грузоперевозки между двумя столицами. При этом передвигающиеся по этой магистрали автономные машины могут попасть в программу льготного лизинга, о чем следует из подготовленного Минпромторгом проекта постановления. Таким образом власти надеются в перспективе простимулировать обновление отечественного автопарка и ускорить утилизацию вышедших из эксплуатации авто.

А тем временем в ожидании новшеств разработчики продолжают создавать, совершенствовать и тестировать свои решения. Так, Volvo Trucks Россия, «КАМАЗ» и «Эвокарго» намерены со следующего года производить высокоавтоматизированные грузовики, а компания «СтарЛайн» начала в Петербурге испытания своего автономного творения, в салоне которого пока еще остается инженер-испытатель.

Доставки дронами и наземными робокурьерами

Анонсировали в городе на Неве и создание пилотной зоны для полетов дронов. Этот совместный проект Смольного с портфельной компанией «Ростеха» «Флай Дрон» призван сформировать базу верифицированных пользователей воздушного пространства, которая позволит владельцам БПЛА предлагать себя в качестве исполнителя по размещенным в системе заказам.

К слову о решении «Флай Дрон», компания успела рассказать о своей платформе для быстрого поиска дрона-исполнителя под любую задачу на выставке в Абу-Даби, где решение было презентовано как аналог Uber для беспилотников.

На федеральном же уровне эксперимент кабмина по внедрению БПЛА в качестве средств доставки почты и грузов пройдет и вовсе в пяти регионах, а именно – Томской области, Камчатском крае, Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Разумеется, что в Москве тоже проходят различные испытания. К примеру, компания «Азимут», являющаяся «дочкой» «Ростеха», создала и успешно протестировала систему «Юпитер», которая предназначена для организации движения дронов в условиях городской среды. Испытывали это решение в экспериментальной зоне городской авиамобильности «Сколково» на БПЛА компании «АэроДронСервис».

Все предпринятые меры однозначно себя оправдают, ведь доставлять дроны могут широкий спектр грузов – от почты и посылок с маркетплейсов до необходимых для спасения жизни медикаментов. Беспилотники уже успели зарекомендовать себя даже как доставщики донорской крови.

Говоря о доставке беспилотниками, нельзя не вспомнить и про наземных робокурьеров, наиболее примечательный пример которых – автономные роверы «Яндекса». Этим механическим курьерам в рамках сотрудничества компании-разработчика с «Почтой России» удалось с начала 2022-го доставить москвичам порядка 3 тыс. посылок. При этом в «Почте России» заверили, что компания не перестанет расширять географию доставок, и клиенты уже заказывают подобную услугу больше не из любопытства, а воспринимают доставку роботами-курьерами как привычную опцию.

Перспективы развития рынка беспилотников

По убеждению Алексея Кочеткова, основной проблемой внедрения гражданских беспилотников и автономных роботизированных устройств в целом на данный момент являются не столько технологические несовершенства, а сколько – отсутствие внятной правовой базы. Это касается не только БПЛА, но и в целом автономных роботизированных устройств. Несмотря на это, имеющиеся подвижки, вроде выданного «Яндексу» разрешения на тестовое использование автопилотируемых такси, вселяют эксперту надежду, что уже в этом десятилетии беспилотники станут значительной частью повседневной жизни россиян.

Вторит мнению Алексея Кочеткова и Антон Ларсен, по словам которого, одним из минусов, осложняющих более широкое применение беспилотников в России, является именно законодательная неопределенность. «Если вы захотите, к примеру, изучить вопрос законного использования дронов, то столкнетесь с информацией в Сети, которая устарела или просто ошибочна», – следует из комментария эксперта.

Резюмируя, рынок гражданских беспилотников в России однозначно продолжит расти и развиваться. Однако какими будут темпы, особенно в свете актуальной геополитической обстановки, ограничившей поставки комплектующих и международное сотрудничество, предположить трудно. Тем более что, как заметил президент и председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф в одном из своих последних выступлений: «Полного технологического суверенитета достичь невозможно, его нет ни у одной страны мира». Остается непонятным и то, в какие сферы деятельности придется перейти людям, рабочие места которых займут машины. Но это темы следующих материалов.

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений