Интернет вещей в кино: ИИ, роботы и умные дома
Жанр фантастики существует в кино уже более века. Первым подобным фильмом стало «Путешествие на Луну» француза Жоржа Мельеса, снятое в 1902 году. Практически ни одна фантастическая картина не обходится без упоминания технологий — иногда это существующие устройства или системы, иногда выдуманные. Портал iot.ru вспомнил важные фильмы, связанные с миром Интернета вещей.
Искусственный интеллект
Одной из важных высокотехнологичных тем в кино является искусственный интеллект. Вопросы, связанные с ИИ, многогранны и представляют интерес и в научном, и в этическом смысла. Одним из основополагающих фильмов для темы искусственного интеллекта является «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, снятая в 1968 году.
Важнейший персонаж фильма - компьютер HAL 9000. Этот компьютер обладает искусственным интеллектом, может поддерживать общение с людьми (у него есть собственный голос), выполнять приказы и контролировать все системы жизнеобеспечения на космическом корабле. Так, HAL в определённом смысле является облаком, аккумулирующим в себе все данные, анализирующим и группирующим их и делающем выводы на основе полученной информации. Подобные системы сегодня (не настолько совершенные, конечно) – не редкость в промышленной автоматизации.
HAL 9000 обладает системой распознавания речи и способен поддержать диалог, являясь тем самым прообразом сегодняшних голосовых ассистентов, таких как Siri или Cortana. В одной из сцен HAL 9000 выигрывает человека в шахматы, что, возможно, абсурдно смотрелось в 1960-е, однако, стало реальностью сейчас. Шахматы для современного ИИ уже пройденный этап – не так давно компьютер обыграл в го чемпиона мира среди людей. В конце концов, HAL 9000 обретает собственное сознание и вступает в открытый конфликт с человеком. Подобное для современного человека кажется фантастикой, однако, многие компании из IT-мира озабочены этим вопросом. Ведь системы машинного обучения совершенствуются с каждым днём.
«2001: Космическая одиссея»
Кроме того, в фильме Кубрика можно увидеть общение людей по видеосвязи, прообразы планшетов и другие технические новинки, появившиеся лишь спустя многие годы после выхода «2001: Космической одиссеи». Интересно, что если фантастические фильмы прошлого предсказывали будущее, то сегодняшняя фантастика, благодаря ускорению темпов развития технологий, порой переплетается с реальностью.
В 2013 году на экраны вышел фильм «Она», главную роль в котором исполнил Хоакин Феникс. Картина посвящена любовной истории, завязавшейся между одиноким писателем и операционной системой – голосовым помощником, обладающим развитым искусственным интеллектом. В драме довольно убедительно показан, по-видимому, следующий виток развития голосовых помощников, который ожидает пользователей. Такой ассистент не просто способен поддержать полноценный диалог и выполнить довольно сложные задачи, но даже имеет подобие собственной личности.
Сегодня роман между человеком и голосовым помощником – не фантазия сценаристов. Так, в Лас-Вегасе был зарегистрирован брак между человеком и его смартфоном, который представляла Siri. Пока это не более чем шутка, но можно ли ручаться, что в ближайшем будущем, с совершенствованием персональных голосовых ассистентов, это не превратится в тенденцию?
Смотреть: «2001: Космическая одиссея» (1968), «Она» (2013), «Матрица» (1999), «Искусственный разум» (2001), «Превосходство» (2014).
Роботы
Тема робототехники, кстати, тесно переплетенная с темой искусственного интеллекта, определенно является лидирующей в фантастических фильмах. Одно из первых появлений роботов в кино состоялось в 1927 году в фильме Фрица Ланга «Метрополис». Ученому Ротвангу в этой картине удается создать робота-женщину. В «Метрополисе» образ человекоподобной машины носит скорее негативный, пугающий характер.
«Метрополис»
С тех пор роботы появлялись в кино бесчисленное количество раз. В некоторых фильмах они отображены злом, которое желает уничтожить человечество, в других — верными друзьями и помощниками своих создателей. Однако во всех фильмах о роботах на первый план выходит тема отношений с человеком. Важной вехой в этом сегменте фантастического кино являются первые две части франшизы о терминаторе, снятые Джеймсом Кэмероном. В «Терминаторе» и «Терминаторе 2: Судный день» поднимаются этические вопросы о том, чем отличается человек от антропоморфных, изобретенных им же машин, и о том , может ли робот испытывать собственные чувства и эмоции.
В фильме 2014 года «Страховщик» с Антонио Бандерасом (действие происходит в недалеком будущем, в котором все люди окружены роботами-помощниками) режиссёр и вовсе подводит зрителя к выводу – люди это лишь очередная ступень эволюции, и теперь, когда человек создал нечто более совершенное, чем он сам, пора уступить этому совершенному своё место.
Смотреть: «Метрополис» (1927), «Терминатор» (1984), «Терминатор 2: Судный день» (1991), «Страховщик» (2014), «Я, робот» (2004), «Двухсотлетний человек» (1999), «Бегущий по лезвию» (1982).
Умный дом
Элементы умного дома эпизодически появлялись в кино ещё с 1960-х годов — в некоторых фильмах бондианы, где базы главных злодеев оборудованы системами дистанционного управления (открывание-закрывание дверей и др.), «Фантомасе» и прочих. Первым фильмом, популяризовавшим концепцию умного дома в ее современном понимании, стал «Умный дом» 1999-го года, снятый студией Disney. Эта семейная фантастика наглядно показала, каким будет умный дом будущего и какие опасности в себе таит повсеместное внедрение новых технологий.
В фильме «Из машины» (2015) тема умного дома поднимается уже на более серьёзном уровне. Возможно, оттого, что в конце 1990-х системы умных домов еще казались пусть и недалеким, но будущим, а в 2010-х они уже очевидно стали реальностью. Так, «Из машины», удостоенный премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, посвящен теме отношений людей и роботов с ИИ. Однако важнейшим персонажем в фильме предстает умный дом одного из главных героев – выдающегося изобретателя. Системы безопасности, блокировка-разблокировка дверей, подача электричества, управление бытовой техникой – всё объединено Интернетом вещей и управляется автоматически.
«Искусственный интеллект. Доступ неограничен»
В вышедшем в 2016 году фильме «Искусственный интеллект. Доступ неограничен» умный дом становится грозным оружием в руках злоумышленника. Так, программисту удается взломать высокотехнологичные системы, которыми полон дом главного героя и создать ему множество сложностей.
Фильм поднимает один из важных вопросов, тормозящих развитие умных устройств и умных домов - вопрос безопасности. Например, в 2016 году произошло несколько массовых взломов бытовых IoT-устройств, которые позже использовали для проведения DDoS-атак.
Смотреть: «Из машины» (2015), «Искусственный интеллект. Доступ неограничен» (2016), «Умный дом» (1999).
Из персонажей в создатели
Сегодня высокие технологии, а именно искусственный интеллект уже перестаёт быть просто одной из тем для очередного фильма, становясь в буквальном смысле его творцом. Так, система ИИ по имени Бенджамин, созданная исследователем Нью-Йоркского Университета Россом Гудвином, написала сценарий. Учёный выполнил такую необычную задачу по просьбе своего друга, по совместительству режиссёра, Оскара Шарпа. Бенджамин изучил 90 сценариев фантастических фильмов, включая «Гравитацию», «Матрицу» и др., и на основе материала написал свой.
По этому сценарию была снята короткометражка, получившая название Sunspring «Весеннее солнце». Фильм получился бессвязным и довольно сюрреалистичным. Бенджамин также попробовал себя и в стихосложении, написав текст песни, звучащей в картине.
Может быть в будущем и вовсе все фильмы будут создавать роботы?

Назад