Использование ИТС на федеральной сети автомобильных дорог

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС), в основном, развиваются в центральной части России. Например, в Москве такие системы позволяют сократить протяженность дорожных заторов, оптимизировать маршруты общественного транспорта, своевременно оповещать водителей и пассажиров о ситуации на дороге и т.д. ИТС на федеральных трассах, как правило, внедряются на российских скоростных платных дорогах. Задачи ИТС на трассах заключаются в повышении уровня безопасности движения, сокращении эксплуатационных затрат на содержание автодорог и т.д.
Интеллектуальная транспортная система – это интеллектуальная система, которая использует различные инновационные разработки для управления автомобильными потоками, предоставляет участникам движения большую степень безопасности и осведомленности дорожной ситуацией по сравнению с традиционными транспортными системами. Директива Еврокомиссии 2010/40/EU от 7 июля 2010 года определяет ИТС как систему, в которой применяются информационные и коммуникационные технологии в сфере автотранспорта. ИТС,с огласно трактовке, включает в себя инфраструктуру, транспортные средства, участников системы, а также дорожно-транспортное регулирование.
ИТС может включать в себя различные модели, технологии и системы. Чаще всего это системы управления светофорной сетью, регулирования перевозок грузов, распознавания регистрационных номеров транспорта до систем разводки мостов, метеообеспечения. В ИТС могут применятся различные модели, которые учитывают огромные объемы накопленной дорожной информации.
Рассмотрим опыт внедрения ИТС на примере Москвы
Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и Департамент транспорта и связи города Москвы с 2011 года развивают ИТС. ИТС состоит из двух моделей – статической и динамической.
Статическая модель
Статическая транспортная модель создана для прогнозирования вариантов изменения дорожной обстановки на длительный период.
СТМ учитывает следующие вводные:
-
население города;
-
население района;
-
возраст жителей;
-
пол жителей;
-
социальное положение;
-
занятость населения.
Алгоритмы СТМ разбивают каждый район на транспортные участки. Чтобы изучить активность и время передвижения людей из одного района другой, подчитать объем потока, используются технологии анализа Больших данных и социологические опросы.
Динамическая модель
С помощью динамической транспортной модели (ДТМ) отслеживается множество параметров, таких как:
-
скорость и интенсивность транспортных потоков;
-
перемещение общественного транспорта;
-
ДТП по степени значимости;
-
места расположения социальных объектов;
-
перекрытия дорог.
Кроме того, используя ДТМ можно производить мониторинг работы мобильных комплексов фото- и видеофиксации и т.д.
ДТМ использует данные с датчиков ГЛОНАСС, камер, транспортных детекторов. На ДТМ лежит ответственность за управление светофорами, анализом очагов аварийности и т.д.
Ситуационный центр является важным элементом ИТС Москвы.
Ситуационный центр отвечает за:
-
управление светофорами;
-
управление камерами телеобзора;
-
мониторинг условий дорожного движения;
-
визуальное информирование участников дорожного движения;
-
фото- и видеофиксацию нарушений.
ИТС на федеральных автотрассах
На федеральных трассах ИТС устроена несколько иначе, чем в мегаполисах. Но использование ИТС, как и в городской черте, позволяет улучшить безопасность движения, повысить грузооборот, пассажирооборот, сократить эксплуатационные затраты на содержание автодорог и т.д.
Ситуационные центры на федеральных трассах анализируют информацию от различных датчиков и камер, постоянно отслеживают количества автомобилей, погодные условия и т.д. На некоторых трассах установлены информационные табло, которые предупреждают водителей о различных неблагоприятных дорожных условиях.
«ИТС становятся неотъемлемым условием эффективной организации дорожного движения, позволяют своевременно предоставить водителям и пешеходам актуальную информацию, повысить уровень безопасности, сократить непроизводственные потери и загрязнение окружающей среды», – сообщал генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.
В этом плане показателен опыт платных участков федеральных трасс. Например, на М-4 «Дон» в платном режиме действует почти 400 км автодорог. Участок с 21 по 93 км является автомобильной дорогой технической категории 1А - автомагистралью с разделенными встречными потоками движения, отсутствием светофоров. ИТС на этом участке позволяет отслеживать трафик, управлять движением, оповещать водителей о погодных условиях, информировать об изменениях обстановки на дороге.
Вдоль участка через каждые 2-4 км установлены желтые терминалы с надписью SOS, с помощью которых можно вызвать аварийных комиссаров. Помощь окажут и при обращении в контактный центр оператора платной дороги 8-800-707-23-23. В случае необходимости дорожный аварийный комиссар вызывает экстренные службы, помогает с эвакуацией транспорта на специальную парковку.
Как правило, на платных участках дорог есть вся необходимая инфраструктура: гостиницы, АЗС, автомастерские, кафе, туалеты, многофункциональные зоны и т.д. По словам Романа Старовойта, главы Росавтодора, в 2016 году эксперты проанализировали и оптимизировали работа сервисных точек вдоль федеральных трасс. Он отметил, что избыточность сервисных зон приводит к скоплению транспорта и аварийности. В результате анализа была создана генеральная схема размещения сервисных зон. По планам Росавтодора, в ближайшее время будет создано 800 новых объектов и 250 МФЗ.
«В режиме реального времени нужно давать информацию о доступности, стоимость гостиничных номеров и возможность их бронирования, а также наличие не только пункта питания, но и его ассортимент и стоимость, понимать доступность тех или иных сервисов: аптечный пункт, парковка, детская площадка, прачечная», - заявлял Роман Старовойт.
Другие элементы ИТС
Автоматизированная система метеообеспечения работает с 2007 года. На федеральных трассах установлено почти 1 тыс. метеостанций и почти 1,5 тыс. видеокамер. В режиме онлайн отслеживается ситуация на федеральных трассах.
Система оперативного мониторинга включает в себя автоматизированные пункты учета интенсивности движения, их количество достигает 1 тыс. Такие системы используется ситуационным центром Росавтодора.
Аналитическая система управления транспортным комплексом (АСУ ТК) находится в процессе создания. Она реализуется для эффективного мониторинга состояния транспортного комплекса страны и уровня его технологической безопасности. АСУ ТК планируется интегрировать со всеми важнейшими информационными ресурсами как транспортной отрасли, так и других сфер экономики.
Государственная информационная система навигации на автомобильных дорогах (ГИС НАД) находится в процессе создания. ГИС НАД ляжет в основу практически всех навигационно-информационных сервисов.

Назад