/  Как электронные устройства помогают сохранить мировые шедевры?
63.87 € 68.69

Как электронные устройства помогают сохранить мировые шедевры?

Как электронные устройства помогают сохранить мировые шедевры?

Идеальное место для наглядного знакомства с искусством, культурой и историей - это музей. Популярность музеев всегда остается на высоком уровне, особенно в период туристического сезона, ведь музеи хранят в своих залах уникальное достояние человеческого таланта и позволяют погрузиться в давно минувшее прошлое. Количество музеев по всему миру растет с каждым годом. В России, по данным Росстата на 2013 год, насчитывается 2727 музеев, а число их посещений за год равно 95,8 млн. Существует большое количество профилей или видов музеев в зависимости от их специализации и связи с той или иной областью науки, культуры или истории. Наиболее общая и распространенная классификация включает в себя:

­

  • исторические музеи (военно-исторические, общеисторические, археологические, этнографические и т.д.);

  • ­художественные музеи (современного, народного, декоративно-прикладного, изобразительного искусства, монографические и т.д.);

  • ­естественнонаучные музеи (минералогические, палеонтологические, геологические, зоологические, биологические и т.д.);

  • промышленные музеи (музеи торговли, ремесел, техники, истории фабрик и предприятий и т.д.);

  • литературные музеи (монографические, музеи истории литературы, экслибриса и т.д.)

  • мемориальные музеи;

  • театральные музеи;

  • музыкальные музеи;

  • краеведческие музеи;

  • музеи-заповедники и музеи-ансамбли;

  • архитектурные музеи;

  • ­музеи под открытым небом и многие другие.

Если музей объединяет в себе несколько профилей, то его относят к музеям комплексного профиля. Тематика экспозиций, состав фондов музея и направление его просветительской деятельности во многом зависит от его профиля, но глобальная задача у всех музеев одна – сохранить экспонаты навечно, и здесь учитывается несколько факторов: световой, температурно-влажностный и биологический режимы, защита от механических повреждений, от загрязнения воздуха и защита шедевров в непредвиденных ситуациях. Учет всех этих факторов важен как в условиях хранения экспонатов в запасниках, так и при демонстрации предметов на экспозициях.

Световой режим связан с влиянием освещения на экспонаты. Некоторые предметы, например, кости, при полном отсутствии света желтеют, а другие, такие как цветные фотографии, портятся при слишком  ярком освещении. Существуют определенные стандарты освещенности помещений и ухода за отдельными категориями предметов.

Температура и влажность тоже могут сильно повлиять на сохранность экспонатов, и каждый тип материала требует определенных значений этих параметров. Так, восковые изделия портятся при температуре выше  +25 °С, а оловянные изделия подвержены химическим изменениям при температуре ниже +13°С, поэтому в музеях устанавливают приборы, фиксирующие значение температуры и влажности. Данные измеряются с определенной периодичностью и фиксируются. Помещения изолируются от внешней среды и кондиционируются в соответствии с необходимыми нормами.

Биологический режим защищает предметы от вредителей, грибков, плесени, насекомых, грызунов, которые чаще всего портят дерево, кожу, бумагу и другие материалы. Здесь также большую роль играет соблюдение температурно-влажностного режима, а еще своевременное очищение изделий от пыли и проверка новых экспонатов на наличие вредителей.

Механические повреждения могут быть нанесены во время работы ученого с предметом или во время транспортировки. Тут тоже существует ряд правил. Предметы  чаще всего нужно брать в перчатках или с помощью специальных приспособлений вроде пинцета. А перемещение экспонатов происходит с использованием упаковки, смягчителей, крепежей и механизмов.

Загрязнение воздуха связано с наличием в нем пыли, сажи и других веществ, которые попадают в музей с улицы и могут задерживаться в трещинах дерева, оседать на поверхности  и т.д. Фильтры, кондиционеры, очищение предметов от пыли и использование средств защиты (преимущественно в хранилищах) способны предохранить изделия от загрязнителей воздуха.

 Защита от непредвиденных ситуаций предусматривает меры по спасению достояния музея в случае пожара, кражи, потопа и других бедствий, поэтому в музее должны быть соблюдены условия противопожарной безопасности и должно обеспечиваться наблюдение за электрическими сетями, водопроводной и отопительной системой здания, обязательна установка охранной сигнализации и т.д.

В целом, хранение музейного фонда – задача очень непростая, и новейшие технологии призваны облегчить работу хранителей музеев. Контроль температурно-влажностного режима в этом деле играет одну из самых важных ролей. Во многих музеях можно встретить датчики, которые сразу же на небольшом экране показывают параметры микроклимата комнаты – так называемые логгеры. Они передают данные по локальной сети или сохраняют результаты измерений, которые затем вручную можно скачать на компьютер через USB, но гораздо удобнее, когда данные с датчиков передаются по беспроводному соединению на сервер, где в режиме реального времени с компьютера можно увидеть показания датчиков во всех помещениях, а также проследить статистику в течение определенного времени.

1.jpg

Беспроводной датчик температуры и влажности (oregonscientific.ru)

Кроме того, для датчиков можно установить граничные «тревожные» значения, при достижении которых система оповестит сотрудников музея о возникшей ситуации. Обычно беспроводные датчики работают на основе технологий EnOcean, Zigbee, Mesh, WiFi, Bluetooth. Данные сначала передаются на базовую станцию – носимое устройство, которое затем транслирует всю информацию на компьютер-сервер.  Специализированное программное обеспечение позволяет преобразовывать полученные данные в наглядные графики и таблицы, составлять отчеты и т.д. 

2.jpg

Схема мониторинга температурно-влажностного режима (algoritm.org)

Такие системы установлены  во многих крупнейших музеях, в том числе в Cloisters  (музей средневекового искусства в Нью-Йорке, филиал музея Metropolitan), в музе Анны Франк в Амстердаме, в Дрезденской картинной галерее, Эрмитаже и других художественных и исторических центрах мира.  Как уже упоминалось ранее, разные материалы требуют различных условий хранения, поэтому в музейных залах используются также специальные витрины с климат-контролем. Они обеспечивают необходимый температурно-влажностный режим и с помощью фильтров очищают воздух внутри от пыли и загрязняющих веществ.

Еще один способ сохранить экспонаты на века – это оцифровка музейного фонда. Для каждого вида экспонатов оцифровка происходит по-разному. Книги, документы сканируются на планетарных сканерах бесконтактным способом. Костюмы, ковры, ткани фотографируются вместе с линейкой и цветовой шкалой для полной передачи цветов и размеров (фотофиксация). 3D-модели предметов, даже весом более 300 кг, выполняются с помощью автоматических фотомашин. Оцифровка имеет большое значение, так как фотографии и 3D-изображения используются для создания каталогов, буклетов, в качестве контента для мультимедийных информационных стендов и виртуальных музеев.

Большая задача в области хранения фондов – это обеспечение безопасности экспонатов. Учет и маркировка проводится с помощью специальных штрихкодов,  защитно-информационных меток, RFID-меток и других способов.  Метки наносятся на экспонаты, затем сканируются специальным считывателем и попадают в общую базу данных. Метки могут содержать идентификационную информацию о предметах или определять принадлежность экспоната данному музею. Большое значение они имеют для шедевров, которые уезжают из родного музея на временные выставки. Крупнейшие российские музеи уже вовсю используют эти технологии. В Русском музее применяется идентификация по индивидуальным признакам предмета и радиочастотная идентификация, в Эрмитаже – химическая маркировка, а в Государственном историческом музее – защитно-информационные метки и двумерные штрихкоды. Эти средства позволяют определить подлинность экспоната, узнать его идентификационные параметры, облегчить поиск в запасниках, защитить от кражи из хранилища (в случае установки специальных рамок).

 Для обеспечения сохранности  предметов на выставках используются различные системы безопасности, как правило, включающие в себя систему контроля доступа, видеонаблюдения, пожарной сигнализации. Система безопасности содержит метки или датчики, которые устанавливаются на отдельные предметы и витрины.  Датчики способны почувствовать вибрацию (например, при попытке вырезать холст), изменение давления (если датчик установлен под витриной при попытке взять предмет с нее), изменение акустического поля (при открытии двери витрины). Радиосигналы с датчиков считываются радиоприемниками, которые передают их в программу мониторинга.  При возникновении нарушений датчики сразу же оповещают смотрителя звуковым сигналом и передают информацию о ситуации в службу безопасности музея.

Публичные музеи меняются в соответствии с развитием информационных технологий, и никого уже не удивляют электронные справочные киоски и стенды, QR-коды, Wi-Fi, мультимедиа-инсталляции, проекции, интерактивности и залы для просмотра видеороликов в музее. Кроме того, появились выставки и музеи, полностью основанные на мультимедийных и интерактивных технологиях (музейный комплекс «Вселенная воды», креативное пространство «Люмьер-Холл» в Санкт-Петербурге).

3.jpg

Музейный комплекс «Вселенная воды», Санкт-Петербург (vodokanal.spb.ru)

 

Тенденция нашего времени – это некий диалог между музеем и посетителем, когда можно не только посмотреть на картины, но и принять участие в квесте, провести эксперимент или пролистать виртуальную книгу. Современные технологии активно проникают в музейное пространство. Музеи имеют не только официальный сайт, но и виртуальные версии и даже мобильные приложения. В некоторых случаях, при установке в залах музея Bluetooth-маячков, приложение может выступать как путеводитель и аудиогид. Технологии дополненной и виртуальной реальности – еще одно перспективное направление музейных инноваций. Но, несмотря на возросшую функциональность музеев, основной их миссией остается сохранение исторического и культурного наследия и просвещение людей через ознакомление с ним.

«Современные технологий помогают музею во всех направлениях работы, главное чтобы за интересными игрушками не потерялась сама экспозиция музея. Использование их должно быть дозированным и оправданным с точки зрения раскрытия смыла и основной концепции музея» - объяснил представитель Дарвиновского музея (Москва).

Пока музеи не готовы полностью перейти на автоматизацию, и человеческий фактор остается очень важным – в Эрмитаже все также почти в каждом зале сидят смотрители, которые отвечают на вопросы туристов и делают замечания нерадивым посетителям.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений