Самые технологизированные музеи мира | iot.ru Новости Интернета вещей
92.59 € 100.2

Самые технологизированные музеи мира

Первые музеи появились еще в XV веке, и с тех пор в них произошли существенные изменения. Благодаря развитию интернета всё большее количество информационных и мультимедийных технологий начало проникать в музейное дело. Внедрение инноваций в этой сфере стартовало в 80-е годы прошлого столетия и успешно продолжается сейчас. Этот процесс стал особенно заметен с появлением современных интерактивных музеев, где экспонаты представляют собой чудеса инженерной и технической мысли. Музеи стремятся использовать интересные нестандартные решения, инновации, которые превращают его посещение из скучной прогулки по зданию в занимательную игру, и неважно, кто его посетитель – взрослый или ребенок. 

Все музеи заинтересованы в привлечении новых посетителей в интернете, и в этом деле им помогают официальные сайты, аккаунты в социальных сетях, виртуальные туры и коллекции, мобильные приложения. Официальный сайт содержит самую достоверную информацию о музее, а виртуальные туры позволяют увидеть его еще до посещения. Мобильные приложения обычно носят информационный характер (приложение Эрмитажа, российского Этнографического музея, Музея Гуггенхайма, Метрополитен-музея и т.д.), но иногда они могут быть исполнены в форме игры, квеста или ряда заданий (приложение «Царь Царевич» от Русского музея или  «Pterosaurs: The Card Game» от Американского музея естественной истории).

1.jpg

Приложение «Царь-Царевич» (Русский музей)


Обычно они предназначены для школьников. Приложения музеев, в основном, бесплатные и их можно скачать в AppStore или Play Market. Однако есть и платные версии, например, приложение Лондонской Национальной галереи стоит $2,99. Многие из них имеют встроенные покупки – здесь можно приобрести билеты в музей, аудиогид, набор цифровых фотографий экспонатов какой-то определенной выставки и многое другое. 

Информационно-справочные функции могут выполнять не только электронные ресурсы в интернете, но и оборудование, установленное в залах музея – информационные терминалы, сенсорные киоски, плазменные панели, электронные стенды. Обычно они выполняют роль путеводителя или содержат подробную информацию о коллекции и экспонатах. При отсутствии аудиогида или экскурсовода такие технические решения могут сделать посещение музея более познавательным, кроме того, посетитель сам может выбрать наиболее интересную для себя тему. Еще одно современное решение для музеев – использование мобильных устройств в диалоге с посетителем. В этом ключе наиболее широкое применение нашли QR-коды, технология iBeacon и NFC. QR-коды – эффективный инструмент музея. Эти двухмерные штрихкоды, считываемые камерой смартфона, сразу выводят информацию об экспонате, рядом с которыми они находится, либо открывают интернет-страницу с описанием экспоната, видеофрагментом, аудиогидом или любой другой дополнительной информацией. Таким образом, с помощью QR-кодов можно самостоятельно подробно изучить экспозицию. Все дело упирается лишь в количество кодов – они должны сопровождать как можно больше экспонатов. А в случае, если QR-коды – это ссылки на страницы в интернете, то смартфон, естественно, должен быть подключен к нему по Wi-Fi, 3G или 4G. QR-коды можно увидеть в Русском музее, музее-заповеднике «Петергоф», Художественном музее Иркутска, Музее-панораме «Бородинская битва» в Москве и многих других локациях. За рубежом QR-коды также широко распространены среди многих историко-культурных центров, таких как Художественный музей Такомы (США, штат Вашингтон), Сеульский музей истории,  Государственный музей Аризоны и т.д.

2.jpg

QR-код в ГМЗ «Петергоф» (photo.gradpetra.net)


Примерно по такой же схеме работает технология NFC. В музеях России она пока не прижилась, но за рубежом она используется наравне с QR-кодами, например, в Австралийском музее Сиднея и в Музее Лондона. NFC-метки размещаются рядом с предметами и картинами, а мобильное устройство со специальным чипом, считывающее эту метку, предоставляет пользователям доступ к контенту в виде изображений, видео, текстов, а также ссылок. Поскольку NFC – технология ближнего радиуса действия (до 10 см), то телефон нужно практически приложить к метке.

3.jpg

Использование технологии NFC в Музее Лондона (bigthink.com)


Еще одно интересное решение – RFID. Посетителям выдаются карты или браслеты с RFID-метками. Они позволяют контролировать количество зрителей, время посещения, составлять рейтинги экспонатов на основании «отметок» посетителей – если предмет понравился, то можно приложить свой браслет к считывателю рядом с ним, и ваш «голос» будет учтен. Также решение позволит получить дополнительную информацию о понравившихся экспонатах на электронную почту, указанную при получении браслета. RFID используется в Кливлендском музее искусств, в Датском национальном морском музее, в научном музее Exploratorium (Сан-Франциско), а в России технология в таком амплуа была реализована на выставке высоких технологий «SMIT», которая проходила в Музее Москвы до 10 января 2016 года. Мобильные устройства могут помочь посетителям воспользоваться еще одной интересной технологией – iBeacon, базирующейся на применении Bluetooth-маячков. Маячки размещаются рядом с экспонатами, и пользователь, попадая в зону распространения сигнала от маячка, получает справку об этом предмете или картине, ссылки, видео, изображения и любой другой контент. Важной особенностью технологии является необходимость установки приложения, работа которого напрямую связана с маячками, и активация передачи данных по Bluetooth. Зато зона действия iBeacon-маячка гораздо больше, чем у предыдущих вариантов, соответственно, воспользоваться ей смогут сразу несколько человек, так как сигнал распространяется на несколько десятков метров. В некоторых случаях приложение может служить в роли навигатора по музею, помогая пользователю проложить наиболее подходящий маршрут. Местоположение владельца смартфона определяется с помощью маячков. iBeacon можно найти в Метрополитен-музее, Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и на других культурных площадках. В России в 2015 году был успешно реализован проект по внедрению маячков в Мультимедиа Арт Музее Москвы (МАММ).

4.png

Технология iBeacon (myuiviews.com)

 

Но iBeacon – не самая последняя разработка. Этим летом стало известно, что в нескольких музеях Москвы, в частности в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, начинается внедрение технологии Light ID. Основа технологии – специальные светодиоды, которые освещают объекты промодулированным потоком света. Пользователь наводит камеру мобильного устройства на освещенный экспонат и получает всю необходимую информацию о нем. Light ID тоже требует загрузки специального приложения, зато радиус действия диодов составляет около 10 метров. 

С развитием компьютерных технологий особое место в музеях заняли интерактивные и мультимедийные решения. Для классических музеев они являются лишь служебными инструментами или электронной заменой каких-либо временно недоступных экспонатов. И это логично, ведь в традиционном музее, в котором хранятся научные, культурные и исторические ценности, эти предметы как раз и являются центральным элементом, на который должно быть направлено внимание зрителя. А слишком яркие панели и экраны будут отвлекать внимание от по-настоящему важных вещей. И совсем по-другому дело обстоит в современных музеях, где интерактивные и визуальные технологии – это и есть экспонаты, представленные на обозрение публике. Интерактивные панели и столы, видеоинсталляции с объемным звуком, «зоны погружения», голографические витрины, проекторы, мультимедийные инсталляции, аудиоинсталляции и многие другие приемы популяризируют музей, который, в свою очередь, становится не только образовательным, но и развлекательным центром. К таким современным площадкам можно отнести Еврейский музей и центр толерантности (Москва). Экспозицию создают разнообразные технологии, а самые яркие экспонаты – это кинотеатр, где можно посмотреть фильм в 4D, гигантский круглый интерактивный стол с подсветкой, который демонстрирует расселение евреев по всей планете, одесское кафе «Фанкони», где можно «управлять» информацией на столах и интерактивный спектакль, описывающий послевоенное время.

5.jpg

Интерактивный стол в Еврейском музее и центре толеранстности (jewish-museum.ru)


Еще одна полностью интерактивная площадка – это образовательно-выставочный комплекс «Россия – моя история» и его выставки «Рюриковичи» и «Романовы» (Москва). Многочисленные мультимедийные экраны, тач-панели, кинозалы, инсталляции вместе с деликатно подобранным освещением и звуковым оформлением погружают посетителей в прошлое. Очень интересная интерактивная площадка - Музей естественных наук MUSE (Тренто, Италия). Большое стеклянное пятиэтажное здание наполнено техническими новинками. Здесь можно побывать в тоннеле с объемным звуком и видео, которое проецируется на стены и потолок так, что у посетителя создается иллюзия полета над Альпами или спуска с горы. А большая интерактивная копия Земли, на которой «двигаются» атмосфера, реки, моря и континенты, позволит проследить за изменениями, происходящими на нашей планете.

6.jpg

Музей естественных наук MUSE (visittrentino.it)

 

Еще один интерактивный аттракцион – Датский национальный морской музей. Огромная панорамная проекция, реализованная при помощи 11 проекторов, создает ощущение полного погружения в открытое море. А в Музее Средиземноморья (Стокгольм, Швеция) в 2013 году экспонатами стали цифровые модели египетских мумий, детально отсканированные и визуализированные на интерактивном столе с помощью 3D-технологий.

Элемент игры в музейное пространство также вносит другая современная фишка - виртуальная и дополненная реальность (VR и AR). В конце июля Академия Культуры Google запустила новую версию проекта « Google Arts & Culture», которая позволяет виртуально посетить более тысячи музеев мира, и теперь это можно сделать с помощью очков виртуальной реальности Google Cardboard в одноименном приложении для смартфона. Экскурсии с применением виртуальной реальности можно посетить в Австралийском музее (Сидней), а дополненная реальность доступна в Британском музее – здесь она входит в экскурсии для детей. Возникают специальные системы для владельцев очков Google Glass. Такая технология была реализована в Музее де Янга (Сан-Франциско) на выставке Кита Харинга пару лет назад. Тогда рядом с картинами установили маячки iBeacon, сигналы которых и считывали очки через приложение GuidiGo. В России тоже есть удачные проекты. Астраханский музей-заповедник ввел технологию AR в 2015 году. Очки дополненной реальности Epson Moverio BT-200 считывают специальные маркеры и коды рядом с экспонатами и воспроизводят некий виртуальный объект, например, через очки можно увидеть ожившего мамонта.

7.jpg

Очки дополненной реальности Epson Moverio BT-200 (epson.ru)

 

Современные технологии, используемые в музеях, значительно расширяют рамки музейного пространства. Музей перестал восприниматься как место для архивирования объектов истории, культуры и науки. Теперь это не только образовательная, но и игровая площадка, где познание происходит через личный опыт. Компьютерные и мультимедийные технологии превращают посещение музея в яркое, увлекательное и захватывающее событие. Главное, чтобы увлечение этими технологиями не превратило музей исключительно в развлекательную площадку, а сохранило его просветительскую функцию.

Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений