63.92 € 67.77

Технологизация искусства: инновации в Государственной Третьяковской галерее

Технологизация искусства: инновации в Государственной Третьяковской галерее

Государственная Третьяковская галерея – художественный музей, который содержит одну из самых больших коллекций русского изобразительного искусства. Коллекция включает произведения графики, живописи, иконописи, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства. Сейчас, кроме главного корпуса на Лаврушинском переулке, во Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» также входят Третьяковская галерея на Крымском Валу, Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, Музей-мастерская А. С. Голубкиной, Музей-квартира А. М. Васнецова и ряд других зданий. Все они находятся в Москве.

Третьяковская галерея – традиционный музей, основанный в далеком XIX веке. Как современные технологии изменили облик музея, порталу IoT.ru рассказала заведующая сектором мультимедиа и интернет-проектов Государственной Третьяковской галереи Николаева Татьяна Юрьевна.


1.jpgРасскажите, пожалуйста, какие новшества в сфере информатизации и технологизации появились в Третьяковской галерее за последние несколько лет (мультимедиа, интерактивные, аудиовизуальные технологии, инсталляции, трехмерные модели и т.д.) Какие технические решения завоевали наибольшую популярность у посетителей?

Не все технологические нововведения сразу бросаются в глаза посетителям музея, например, оцифровка коллекции или совершенствование музейной информационной системы являются кропотливой внутренней работой, но в итоге информация о коллекции с качественными изображениями произведений оказывается на сайте, в социальных сетях, в мультимедийных интерактивных инсталляциях, в мобильных приложениях, аудиогидах, виртуальных турах и т.д., что позволяет публике как можно больше узнать о русском искусстве и оценить его по достоинству. Помимо основного сайта, у Третьяковской галереи появилась целая система интернет-проектов: образовательных сайтов, промо-сайтов выставок, виртуальных туров по экспозиции, интернет-магазин и модуль продажи билетов онлайн. Галерея пользуется большой популярностью в социальных сетях. Конечно, мы не остаемся в стороне от потребности современного человека вместить весь мир в свой смартфон или планшет – запечатлеть свое посещение музея, сориентироваться в лабиринтах музейных залов, прослушать мобильный аудиогид с интересными историями, почитать, рассмотреть картины в деталях, поиграть. Посетителям нравится в первую очередь все то, что помогает им в поиске информации. Привлекает дополнительная информация, то, чего нельзя увидеть на выставке. Мультимедийные проекты представляют экспонаты со всех сторон или показывают рентгенограммы картин, то, что скрыто под верхним красочным слоем, дают возможность листать страницы альбомов с рисунками, совместить видовую фотографию с живописным пейзажем той же местности, картину до, в процессе и после реставрации. Посетители с благодарностью отмечают эти проекты в своих отзывах. Безусловно, важно и видео: привлекательные тизеры выставок Галереи, записи лекций и творческих встреч, интервью кураторов выставок, видеоинсталляции в залах, анимация. И нельзя не упомянуть медиафасады здания на Крымском Валу, которые видны на огромном расстоянии. Информацию о представленных там произведениях можно найти на нашем сайте. 


Одним из главных культурных событий прошедшего лета стало открытие выставки «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее. Используются ли визуальные технологии на этой экспозиции?

У самого входа в зал посетители видят большую проекцию – видеоинсталляцию современных художников группы «Синий суп», которая помогает погрузиться в морскую тематику. На самой выставке неподалеку от представленных в витринах альбомов с рисунками Айвазовского находится большой интерактивный экран, на котором, в прямом смысле, своими руками можно полистать эти самые альбомы. Подлинники показывают только один разворот или обложку, а вот на экране – все страницы, на которых есть рисунки Айвазовского. В разделе выставки под названием «Весь мир ему был мал» представлена интерактивная карта путешествий художника: Крым, окрестности Петербурга, центральная Россия, Европа и Северная Америка. Все точки на карте – места, в которых побывал Айвазовский. Одно прикосновение – и открывается информация о том, что же здесь произошло с художником. Тексты сопровождаются иллюстрациями написанных в этих местах картин и почтовыми открытками. Пространство художественной выставки не нарушается этими современными экранами, что очень важно, они вполне гармонично смотрятся среди полотен. И при этом, это единственные экспонаты, которые можно трогать руками. Мы очень благодарны за предоставленное специально для этой выставки оборудование компаниям Рanasonic-Россия и Sony.

 

Расскажите об онлайн-игре «Музейный профессионал».

Это специальный сайт (edu.tretyakov.ru/mp/), созданный совсем недавно для наших юных посетителей. Конечно, он может быть интересен и полезен даже специалистам, особенно педагогам. Цель проекта – рассказать в доступной и оригинальной форме о специфике музейной работы, о том, что скрывается за служебной дверью, какие тайны хранят в себе картины. Игра основана на исследовании полотна художника XVIII века Фёдора Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке». Всего одно произведение из коллекции Третьяковской галереи и всего 20 минут времени занимает непростой процесс необходимых последовательных действий, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему именно так?».  Профессионал – это тот, кто не боится задавать вопросы и ищет ответы с особой настойчивостью. Игра заканчивается формой «Задай вопрос специалисту». И мы получили уже внушительное количество каверзных вопросов, что говорит о любознательности и неподдельном интересе к этой теме у наших посетителей.

2.jpg

Онлайн-игра «Музейный профессионал» (edu.tretyakov.ru/mp/),

 

Третьяковской галереей разработано около 10 мобильных приложений и аудиоэкскурсий как для смартфонов, так и для планшетов. Расскажите, пожалуйста, что такое арт-конструктор и какие преимущества для музеев и их посетителей имеет приложение izi.TRAVEL.

Третьяковская галерея выпустила два игровых приложения из серии «Арт-конструктор». Одно из них позволяет собрать собственный пейзаж на основе фрагментов (элементов) из картин Фёдора Матвеева. Впервые эта игра была разработана для CD к выставке пейзажиста и пользовалась большим спросом. Ответом на просьбы посетителей и стало это приложение. Новый формат потребовал радикальных перемен всего функционала игры. Разумеется, за «Пейзажем» последовал «Натюрморт». Второе приложение из серии арт-конструкторов основано на фрагментах нескольких известных произведений, и даже на современных предметах, из которых можно составить оригинальный натюрморт – банке кока-колы, пачке чипсов, мобильном телефоне и прочих атрибутов нашего времени. Все арт-конструкторы снабжены еще и справочной информацией по основам этих жанров, рассказывают о художниках и картинах. Конечно, наши пользователи уже ждут «Портрет». Все арт-конструкторы созданы принципиально для планшетов, так как на экранах смартфонов просто неудобно оперировать небольшими фрагментами картин. Галерея выпустила также приложение-«читалку». Это «Книги Третьяковской галереи», в приложении представлены как красочные альбомы к выставкам, так и научные сборники музея. Некоторые альбомы доступны только за небольшую плату, однако печатный вариант обходится намного дороже. Мы так трепетно относимся к качеству иллюстраций, что не сразу решились делать приложение для смартфонов, рассчитывая только на экраны покрупнее. Но по просьбам посетителей сейчас разрабатываем версии этого приложения и для смартфонов. Что касается приложения izi.TRAVEL, то мы решили использовать эту платформу для своих мобильных аудиогидов по ряду причин. Самое главное, эта платформа позволяет нам сосредоточиться на создании оригинального контента, а не на решении технических и прочих вопросов. Кроме того, очевидно, что одно приложение с аудиогидами по всем музеям имеет больше шансов задержаться в смартфоне пользователя, чем приложения каждого отдельного музея.

 3.jpg

Приложение izi.TRAVEL, аудиогид «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения»

 

Как Вы считаете, зачем классическим музеям, таким как Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей нужны новые технологии, и какие функции они выполняют?

Все музеи существуют в современном мире и неизбежно используют атрибуты своего времени. Новые технологии помогают сохранять коллекцию, изучать, описывать, систематизировать и представлять ее публике. Абсолютно все сферы деятельности музея, так или иначе, связаны с технологиями.

 

Какие нововведения ожидают Третьяковскую галерею в ближайшее время?

Скоро появится обновленный сайт Третьяковской галереи. Будет еще больше digital проектов, больше интерактива, информации и прекрасных эмоций.


Беседовала Анна Ионова

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений