VR-туризм – альтернатива реальным путешествиям или полезный инструмент?
Всемирная туристская организация проанализировала влияние спецоперации на рынок путешествий и пришла к выводу, что затянувшийся конфликт может привести по итогам 2022-го к потере доходов от туризма во всем мире в $14 млрд. iot.ru пообщался с экспертами рынка и узнал, может ли VR-туризм стать альтернативой настоящим путешествиям в текущих реалиях. Также наш медиаресурс попросил специалистов дать определение VR-туризму, рассказать, когда появилось это направление и какие яркие примеры из этой сферы они могут привести.
Что такое VR-туризм и когда появилось это направление
По мнению гендиректора компании-разработчика VR-приложений «Номикс» Сергея Коркина, VR-туризм – это погружение в опыт путешествия с помощью технологий виртуальной реальности. «Наверное, точкой отсчета для появления таких приложений можно считать 2020-ый, когда началась пандемия, и игроки туротрасли были вынуждены трансформироваться, искать дополнительные ниши и поддерживать контакт с аудиторией в новых для всех условиях. Тогда сервисы массово предлагали клиентам посетить с помощью VR какой-либо отель или совершить какое-то короткое путешествие».
Основатель и гендиректор онлайн-платформы для туристических компаний «Атом-С» Аркадий Рутман считает, что для потребителя виртуальная реальность предлагает новый опыт изучения контента. «VR можно сравнить со следующим этапом эволюции просмотра передач о путешествиях. Происходит ли замена поездок просмотром роликов от популярных тревел-блогеров? Думаю, что нет. Для тех, кто и так не планирует поездку, – это способ сублимации, а для остальных, наоборот, – стимул к путешествиям. Тем более что данных о снижении количества путешественников в связи с появлением передач о туризме нет, а общая статистика говорит об обратном».
В понимании же основателя VR Concept Дениса Захарина, VR-туризм является способом донесения до путешественника информации об объекте путешествия через виртуальную реальность. Как направление VR-туризм, по словам Дениса, возник до пандемии, примерно семь-восемь лет назад, с появления доступного видео 360°. На сегодня этот вид досуга, по убеждению эксперта, не заменяет настоящий туризм, а является маркетинговым способом привлечения путешественников в реальное место, как некогда реклама начала призывать к покупке того или иного товара.
Также Денис Захарин говорит о четком разграничении VR- и AR-туризма. Если первый с помощью VR-очков/шлема позволяет познакомиться с какой-либо достопримечательностью/гостиницей, чтобы не разочароваться в объекте до физического посещения, дополненная реальность благодаря смартфонной камере дает возможность уже на месте увидеть нечто несуществующее (например, разрушенный памятник или снесенный храм).
Погрузиться в виртуальность путешественники, по словам основателя VR Concept, могут как с помощью недорогих очков виртуальной реальности за 1-2 тыс. ₽, так и шлемов стоимостью от 45 тыс. ₽. Последние представляют собой автономные устройства со встроенным компьютером и снабжены контроллерами, позволяющими не просто покрутить головой, а походить по экспозиционным залам, останавливаясь и подробно рассматривая заинтересовавшие предметы.
VR-туризм в России и мире
По словам геймдизайнера и преподавателя в Школе программистов МШП Александра Ватолина, первые приложения для VR-туризма появились сразу же после того, как начали развиваться шлемы виртуальной реальности. «Это же крайне заманчиво побывать в мировых музеях, повидать красоты чудес природы, не выезжая из дома. И всё, что вам понадобится – пара квадратных метров свободного пространства, мощный компьютер и шлем. Такой подход использовали многие компании, например, Immersive Entertainment. Grand Canyon VR, Everest VR, Fine Art VR стали любимчиками Steam, открыв возможность изучать чудеса природы дома».
Самым ярким проектом индустрии, в представлении Сергея Коркина, является приложение National Geographic Explore VR, с помощью которого можно побывать в нескольких культовых местах, в том числе в Антарктиде. «Также был интересен проект When We Stayed At Home, который переносил VR-туриста в безлюдные мировые столицы: Париж, Венецию, Токио. В VR они были запечатлены именно такими, какими были в период локдауна. Были и точечные классные идеи у авиакомпаний – так, проект The Emirates VR Experience стал одним из финалистов VR Awards 2021. Приложение предоставляет пользователям возможность посетить самолет авиакомпании The Emirates, попробовать себя в качестве пилота или пассажира бизнес-класса».
Как замечает руководитель проектов по направлению VR/AR группы компании ICL Константин Сидоров, в настоящее время проходит большое количество ивентов в VRChat и AltSpace, где собираются единомышленники со всего мира. «Погружение в виртуальный мир становится всё привычнее. Очень интересно погрузиться в виртуальность и, скажем, пройтись по Риму или Барселоне. Причем в VR можно в полном масштабе, а не с крошечных буклетов или с экрана смартфона, посмотреть каким был Колизей, когда его только построили».
Что касается отечественного рынка VR-туризма, то Константин останавливается на Казани, где есть проект «Переходъ» про путешествия в прошлое. «На данный момент в проекте представлены три локации города, в восстановлении которых принимали участие историки и архитекторы-реставраторы, и всё это путешествие в прошлое воспроизведено в виртуальной реальности. Также можно переместиться в Казань современную и сравнить, как поменялся город».
По мнению медиаисследователя и основателя коммуникационного агентства Breaking Trends Юлии Загитовой, направление VR-туризма, набравшее популярность в ковидные годы, продвигается сейчас на стремлении к заботе об экологии, а проектов, предлагающих совершить виртуальное путешествие, много и становится больше с удешевлением оборудования.
«Компания AppFox предлагает десятки туров в разные уголки Земли и даже на Марс, – приводит примеры эксперт. – Российский проект «Узнай Москву» с интерактивной программой сопровождения гида, квизами и 3D-экскурсиями стал лауреатом международной премии WSIS Prizes 2022. «Сибирь-Хоккайдо» из Новосибирска предлагает пять VR-экскурсий с научной направленностью: например, в Институт ядерной физики или Музей эволюции земли. Есть туристические VR-направления на Алтай или в Крым».
Перспективы развития VR-туризма в России
По словам Дениса Захарина, VR-туризм в России на сегодня не отстал от мира благодаря технологии видео 360°, бенефициарами которой стали Google и Apple. Так, россияне наравне с туристами с других концов Земли во времена пандемии, когда в два раза вырос спрос на шлемы виртуальной реальности, могли насладиться VR-путешествиями по Фарерским островам, расположенным в северной части Атлантического океана между Шотландией и Исландией.
Текущая же внешнеполитическая ситуация, по мнению Дениса, не повлияла на доступность VR-технологий в России. Благодаря этому соотечественники, с одной стороны, могут посетить зарубежные достопримечательности. С другой, для туристов уже доступно немало VR-путешествий по собственной стране.
К слову о внутреннем VR-туризме, Денис Захарин советует разработчикам обратить внимание именно на этот сегмент рынка, дающий возможность получить господдержку для запуска проекта. А чтобы старания окупились в будущем, основатель VR Concept призывает выделять целевую аудиторию и обращать внимание на возвращаемость клиентов. Так, грамотно проработанные решения для историков и искусствоведов заставят этих специалистов совершать VR-экскурсию по тому же Эрмитажу вновь и вновь, рассматривая экспонаты в мельчайших деталях. Обычные же пользователи вряд ли будут регулярно возвращаться к одной и той же виртуальной прогулке.Сергей Коркин также считает, что российский рынок следует общему тренду и в стране достаточно приложений и решений в этом сегменте – как презентационных, так и обучающих. Между тем, по замечанию Сергея, еще нет отечественных проектов, которые могли бы, к примеру, объединить операторов на одной платформе, чтобы те публиковали VR-презентации своих туров. Подобную ситуацию эксперт связывает с низким проникновением VR-гарнитур на российский рынок.
Также Сергей Коркин убежден, что сейчас, когда проблема пандемии ушла на второй план, будут выигрывать прикладные VR-решения, которые тоже используются в туристической отрасли.
Аркадий Рутман прогнозирует более активное применение VR на рынке туризма, поскольку виртуальная реальность выступает медиаинструментом и средством демонстрации контента, развивая и усиливая последний. «В туризме изучение контента присутствует на всех этапах жизненного цикла клиента: от знакомства с направлениями, продажи, до посещения мест показа и просмотра отчетов о поездках», – говорит эксперт, подчеркивая, что вместе с тем на идее замены туристической поездки на виртуальную прогулку можно уверенно ставить крест.
«С другой стороны, – добавляет Аркадий, – я уверен, что применение VR будет набирать популярность. Например, при продаже люксовых отелей или длительной аренде домов. Представьте, как повлияет на продажу виртуальный тур по вилле в тропиках! В самих путешествиях часто возникает необходимость демонстрации дополнительного контента: перенести туриста в прошлые эпохи, показать, что было на этом месте века назад. Или в музеях создать виртуальный тур во время охоты первобытных людей, разглядеть их инструменты охоты, одежды и украшений. Есть где разгуляться фантазии, и представить совершенно новый опыт и впечатления от путешествий!».
В представлении Александра Ватолина, в центральной России уже никого не удивишь словом VR-клуб. «Их достаточно много, и хоть их основная направленность – игры, всего лишь вопрос времени, когда появится центр VR-туризма или центр медитаций, где можно пережить путешествие в виртуальной реальность».
В целом, по прогнозам Александра, будут развиваться как VR-каталоги путешествий, дающие возможность увидеть «демоверсию» предстоящего путешествия, так и природные симуляторы, позволяющие оторваться от внешней суеты и скоротать вечер.
Для оперативного получения свежих обзоров и новостей из сферы высоких технологий подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Назад