В каких российских вузах учат Интернету вещей
В десяти вузах страны будет реализована образовательная программа IoT Академия Samsung. Предполагается, что студенты образовательных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Татарстана, Урала и Якутии смогут пройти очное бесплатное обучение. В некоторых вузах этих регионов работа в области технологий IoT и беспроводных сенсорных сетей идет уже несколько лет.
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
В Московском институте электроники и математики им. А.Н. Тихонова (МИЭМ НИУ ВШЭ) научно-исследовательская и образовательная работа в области технологий IoT и беспроводных сенсорных сетей ведется уже десять лет. В 2017 году в вузе появилась магистерская программа «Интернет вещей и киберфизические системы». Программа направлена на комплексную подготовку квалифицированных специалистов в сфере IoT и киберфизических систем, которые смогут проводить исследования и разработки на мировом уровне. Первый набор слушателей намечен на 2018 год.
«Программу можно условно разделить на три главных блока: «Инженерия в области Интернета вещей и киберфизических систем», Анализ данных и прикладное программное обеспечение в Интернете вещей и киберфизических системах», «Кибербезопасность в Интернете вещей. Магистерский план рассчитан на два учебных года. Наличие ряда вариативных дисциплин и курсов позволяет студентам выбирать индивидуальную траекторию обучения и определить для себя определенную специализацию на фоне комплексной подготовки специалистов в области Интернета вещей», — рассказал iot.ru Алексей Ролич, куратор магистерской программы в НИУ ВШЭ.
Обучаться по данной образовательной программе смогут студенты различного уровня и профиля подготовки. Также предусмотрен ряд адаптационных дисциплин, которые помогут студенту, не имеющему профильного образования, получить знания и навыки для дальнейшего успешного обучения на программе.
«Отличительной особенностью магистерской программ от аналогов стал практико- ориентированный подход к образовательному процессу, особое внимание е проектной и инновационной деятельности. Решая актуальные исследовательские и инновационные кейсы компаний, студенты учатся по принципу learning by doing. Такой подход позволяет им получить передовой опыт в сфере технологий IoT», — отметил Алексей Ролич.
Результатом научно-исследовательской и проектной работы станут научно-исследовательские и инновационные проекты. Поэтому учащиеся приобретают опыт в области организации и управления проектами, защиты интеллектуальной собственности и инновационного менеджмента.
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций
В образовательной программе ВУЗа Интернет вещей появился с 2012 года с момента открытия Лаборатории Интернета вещей. В учебные курсы были добавлены разделы, касающиеся терминологии, концепции, технологиям, которые используются для взаимодействия устройств интернета вещей.
По словам Руслана Киричека, доцента кафедры сетей связи и передачи данных, программа традиционно делится на этапы обучения в ВУЗе: бакалавр-магистр-аспирант, имеется факультатив для студентов всех курсов и факультетов, кто изъявил желание после уроков развиваться по направлению Интернета вещей. В бакалавриате студенты обучаются по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» в рамках профиля «Интернет и гетерогенные сети». В магистратуре обучение проходит по двум профилям по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»: Интернет Вещей и самоорганизующиеся сети; и Гетерогенные сети и услуги. Также открыт профиль «Интернет Вещей и гетерогенные сети» для иностранных студентов, обучение проходит на английском языке.
«Подготовка по направлению Интернета вещей и его приложений ведется на кафедре Сетей связи и передачи данных seti.sut.ru. Сегодня на кафедре изучаются принципы построения и организации самоорганизующихся сетей, прогнозы развития Всемирной сети связи в направлении реализации концепции Интернета Вещей, кластеризацией сети и алгоритмами выбора головного узла в самоорганизующихся кластерных сетях, протоколами ZigBee, 6LoWPAN, RPL, BLE, структурами сетей автомобильного транспорта и Интеллектуальной Транспортной Системой, системой e-здоровья, принципами построения медицинских сетей, наносенсорными сетями и их классификацией, молекулярными наносетями, дополненной реальности и Тактильным Интернетом», — рассказал Руслан Киричек.
Производственная практика на третьем и четвертом курсах по тематике Интернета вещей проходит на предприятиях Санкт-Петербурга. Выпускники СПБГУТ работают по специальности в профильных отделах таких компаний, как «Ростелеком», в отделах R&D LG, Electrolux, Мегафон, Билайн, МТС и т.д.
Уральский федеральный университет
По словам представителей вуза, образовательная программа с названием «IoT» в университете не открыта, однако освоение технологий интернета вещей давно включено в обучение студентов — технологии беспроводной передачи и приема информации, обработки данных, датчики и устройства управления и т.п. Изучаются вопросы обработки больших объемов информации, электромагнитного взаимодействия устройств, иерархического управления, конструирования, программирования.
«Устройства IoT наши студенты создают при выполнении учебных и научных проектов. Это позволило успешно участвовать в конкурсе на создание учебного центра интернета вещей, который, как мы ожидаем, скоро начнет свою работу в университете», — сообщили в пресс-службе вуза.
Сейчас образовательная программа курса рассчитана на студентов бакалавриата 2- 3 курсов обучения следующих направлений подготовки:
- Управление в технических системах;
-
Инфокоммуникационные технологии и системы связи;
-
Радиотехника;
-
Информатика и вычислительная техника;
-
Прикладная информатика;
-
Информационная безопасность телекоммуникационных систем;
-
Конструирование и технология электронных средств.
Программа включает в себя теоретический модуль, практическую часть и проектную работу. Теоретический модуль содержит темы, связанные с изучением элементной базы, технологий беспроводной связи, радиочастотных сетей LoRa, программированием микроконтроллеров.
«Занятия курса построены c использованием образовательной технологии кейсов — реальных примерах задач, предложенных экспертами индустрии. Каждый из кейсов будет завершаться созданием прототипа системы Интернета вещей. Кроме того, студенты-гуманитарии или естественники по желанию могут получить знания по технологии интернета вещей, пройдя соответствующий майнор», — рассказали в пресс-службе вуза.
Для изучения курса создается лаборатория, оснащенная современным компьютерным, измерительным и отладочным оборудованием, позволяющим проводить научно-исследовательскую работу.
Южно-Уральский государственный университет
Направление индустриального Интернета вещей начало формироваться в ЮУрГУ с момента создания собственного образовательного стандарта и реализации образовательного профиля «Информационно-измерительная техника и технологии в промышленности» в сотрудничестве с международной корпорацией Emerson Process Management (США) в 2012 году.
«Студенты ЮУрГУ получают необходимые знания и практические навыки в проектировании и реализации систем промышленного Интернета вещей на базе новейших сенсорных технологий, стандартов проводной и беспроводной связи промышленных сенсорных систем (включая стандарт HART) и методы управления промышленным оборудованием, в том числе с использованием систем искусственного интеллекта», — отметили в пресс-службе вуза.
Студенты получают данные по отдельным аспектам Интернета вещей, таким, как «умный дом», «умная промышленность» и «умный город». Студенты Высшей школы электроники и компьютерных наук (ВШ ЭКН) ЮУрГУ изучают технологии Интернета вещей на базе открытых решений на базе продуктов Intel, Rpi и Espressif System.
Основными аспектами, которые изучают студенты, на этом этапе являются:
-
разработка архитектуры и топологии системы IoT в зависимости от поставленной задачи; подбор необходимых аппаратных решений под разработанную архитектуру;
-
программирование внутрисистемных интерфейсов (I2C, SPI, RS485, UART) контроллеров на взаимодействие с внешними устройствами;
-
организация взаимодействия с различными платформами IoT путём настройки функций контроллера;
-
написание пользовательских приложений для управления построенной системой IoT.
В рамках ВШ ЭКН ЮУрГУ в сентябре 2018 года будет открыта IoT Академия Samsung. Студенты будут изучать реальные индустриальные кейсы по внедрению технологий Интернета вещей в первом семестре и создании прототипов IoT устройств во втором. Практическая работа является основой всего курса.
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Образовательная программа предусматривает общенаучную подготовку обучающихся, не только в части развития их технических компетенций, но и в части логики в решении избирательных задач с использованием современных достижений науки и техники.
«При этом лекционный материал позволит студентам ознакомиться с ключевыми терминами, методами и приемами проектирования, моделирования, конструирования и программирования для инфраструктуры Интернета вещей», — рассказал доцент кафедры безопасности информационных систем, кандидат технических наук Олег Евсютин.
На практических и лабораторных работах студентам предстоит:
-
освоить методы проектирования модульной структуры и разработки алгоритмов;
-
выполнять реальные кейсы по внедрению технологий Интернета вещей в индустриальные стенды;
-
разработать настоящий прототип IoT устройства для бытового применения.
Одним из основных аспектов настоящей программы является изучение подходов по организации безопасного функционирования инфраструктуры Интернета вещей.
«Это очень важная проблема: научить не просто разрабатывать «умные» устройства для комфортной жизни современного человека, но и предварительно проектировать защитные механизмы для тех потоков конфиденциальной и ключевой информации, преобладающей в IoT-инфраструктуре. В частности, студенты будут рассматривать следующие аспекты: безопасность связи, защита устройств, контроль устройств и контроль взаимодействий в сети», — считает Олег Евсютин.
Санкт-Петербургский государственный университет
Направление IoT присутствует в нескольких образовательных программах Санкт-Петербургского государственного университета.
«Так, в рамках направления «Искусства и гуманитарные науки» нет отдельной образовательной программы или профиля подготовки, посвященной непосредственно интернету вещей (IoT), однако с 2013 года во многих курсах профиля подготовки «Компьютерные науки и искусственный интеллект» (в рамках программы «Свободные искусства и науки») затрагиваются базовые концепции IoT. В рамках изучения интернета вещей можно выделить следующие блоки: технологии обмена данными между устройствами, хранение данных и обработка данных», — рассказали в пресс-службе вуза.
При этом часть курсов рассчитана на широкую аудиторию и доступна всем студентам программы, а часть – носит специализированный характер и рассчитана в основном на обучающихся профилей «Компьютерные науки и искусственный интеллект», которые в рамках специализированных семинаров изучают также основы сетевых технологий и криптографии. Некоторые аспекты изучаются в рамках профиля «Сложные системы» и в рамках программы магистратуры «Сложные системы в природе и обществе».
Кроме того, с 2016 года направление IoT (дисциплина «Умные города») представлено в магистерских программах «Менеджмент» и «Государственный менеджмент», а также в новой программе «Бизнес-аналитика и большие данные».
Назад