63.87 € 68.69

Wi-Fi на транспорте: российские перспективы

Wi-Fi на транспорте: российские перспективы

Несмотря на успехи столичных игроков и ряд интересных региональных инициатив в области обеспечения Wi-Fiдоступа на транспорте, ещё долгие годы главным потребителем Wi-Fi в России будет оставаться сегмент гостиниц, ресторанов и кафе. В транспортной отрасли наиболее перспективным является развитие Wi-Fi доступа авиаперевозчиками: так называемый inflight Wi-Fi.

Общим плюсом всех технологий в рамках Wi-Fi всегда было то, что они являлись недорогими и простыми в настройке, обеспечивая при этом доступ в сеть даже в тех местах, где стабильное широкополосное проводное соединение обеспечить трудоёмко или невозможно.

За последние несколько лет во всём мире число хот-спотов Wi-Fi росло в геометрической прогрессии как в частных домохозяйствах, так и в публичном доступе (так называемый outdoor Wi-Fi). Нашли своё применение технологии Wi-Fi и на наземном транспорте, и в авиации, и в морских перевозках, что стало отражением потребности современных путешественников оставаться в сети и иметь доступ к интернет-сервисам, даже находясь в дороге. 

Лидирующие страны по числу хот-спотов Wi-Fi 

iPass, 2015 (по состоянию на 31.12.2014)


Согласно исследованиям Markets&Markets, в целом мировой рынок Wi-Fi оценивался в $14,8 млрд по итогам 2015 года, а к 2020 году может достигнуть $33,6 млрд при среднегодовом темпе роста 17,8%. По данным iPass, крупнейшего в мире коммерческого Wi-Fiсервиса, с 2013 года до января 2015 года количество доступных во всем мире публичных хот-спотов Wi-Fi выросло на 80% и достигло 50 млн. А в 2018 году будет насчитываться уже 340 млн публичных хот-спотов, и если в 2015 году один хот-спот приходился на 150 человек в пересчете не население планеты, то через три года один хот-спот будет приходиться на каждые 20 жителей Земли.

Среди всех стран мира, по подсчетам iPass, по количеству коммерческих хот-спотов лидирует Франция (13 млн), следом за ней с небольшим отрывом – США (9,8 млн) и Великобритания (5,6 млн). Правда за счет ряда интенсивно развивающихся проектов уже на конец 2015 года в США должно было стать 32 млн. публичных хот-спотов: больше всего в мире.

HoReCa обгоняет транспорт

Россия, мягко говоря, не является лидирующим рынком публичного Wi-Fi. Согласно статистике iPass, в России насчитывалось более 76 тыс. коммерческих хот-спотов Wi-Fi на март 2016 года, из них львиная доля принадлежала ритейлерам и заведениям общепита и только несколько сотен – перевозчикам. Такие данные совпадают с оценками J’son & PartnersConsulting: аналитики агентства отмечают, что по проникновению Wi-Fi среди B2B в России с большим отрывом лидирует сектор HoReCa (Hotel, Restaurant, Café – отель, ресторан, кафе). В целом проникновение Wi-Fi в регионах России в сегменте B2B составляет не более 10%, что указывает на высокий потенциал роста регионального рынка Wi-Fi.


Количество хот-спотов Wi-Fiв России по типам расположения

iPass, 2015 


По данным J’son & Partners, объём российского рынка управляемых сетей Wi-Fi в 2013 г. превысил 1,5 млрд руб., из которых 70% пришлось на услуги связи и рекламу, а оставшиеся 30% – на прямые продажи оборудования и сервис.

Правда, у российского рынка Wi-Fi есть ряд сдерживающих факторов, и их влияние довольно существенно. Прежде всего, существуют специальные требования регулятора к обязательной аутентификации пользователей в Wi-Fi сетях: эту задачу операторы решают самостоятельно или покупают готовые решения, предоставляемые рядом системных интеграторов. При этом стоимость выхода на транспортный объект относительно невелика и составляет до 50 тыс. рублей, включая всё необходимое оборудование, что является плюсом.

Второй большой проблемой является то, что транспортные компании не оказывают услуги связи напрямую: для этого они заключаются партнерские соглашения со специализированными операторами. Подобные переговоры могут вестись годами, не приводя к конкретному результату. Как, например, у ФГУП Петербургский метрополитен, который, протестировав Wi-Fi доступ в вестибюлях станций, так и не вывел сервис в коммерческую эксплуатацию. Как рассказали M2M Russia News в пресс-службе предприятия: 

«Два года назад были попытки запустить сервис Wi-Fi в вестибюлях 36 станций, но в настоящее время вопрос не решен, этой услуги у нас нет». По словам представителя Петербургского метрополитена, основная причина в том, что предприятие не может договориться с операторами о цене услуги.

Наконец, третий «негативный» фактор – это развитие мобильных сетей 3G и 4G в крупных городах страны. Покрытие сетей таково, что большинство пользователей сотовых операторов, находясь в наземном транспорте, могут пользоваться мобильным интернетом: им Wi-Fi просто не нужен. 

Как прокомментировал M2M Russia News генеральный директор «Обит» Андрей Гук, «Мобильная связь предоставляет достаточные скорости доступа в интернет, интернет-пакеты на многих тарифах достаточны, чтобы быть онлайн в дороге с работы и на работу. А требования к авторизации в WiFi-сетях снижают удобство пользования технологией. Wi-Fi может быть востребован там, где нет мобильной связи или большая плотность роуминговых абонентов». – считает эксперт. По его словам, сама компания «Обит» предоставляет услуги Wi-Fi в аэропортах, на автовокзалах, но не неподвижных объектах. «Я считаю, что услуги Wi-Fi в транспорте, за исключением авиации, это тупиковый путь», - резюмировал Андрей Гук.  

Заметные проекты

Ещё около двух лет назад интерес к публичному Wi-Fi, в том числе на транспорте, проявляли мобильные операторы. Здесь можно вспомнить и проекты «Билайна» с оснащением Wi-Fi трамваев Екатеринбурга, и аналогичную инициативу «Мегафон» для троллейбусов в Пензе, и МТС с проектом в троллейбусах Томска: это далеко не все кейсы подобного рода. В летнем сезоне 2015 года проект по оснащению прогулочных теплоходов на Москве-реке модулями Wi-Fi осуществил тот же «Билайн». Но в целом, интерес мобильных игроков к этой сфере стих, поскольку операторы столкнулись с тем, что Wi-Fi на публичном транспорте не только мешает продавать пакеты дата-трафика, но и дополнительно перегружает сеть. Не случайно в конце 2015 года «Билайн» выставила на продажу свою уличную сеть Wi-Fi в Москве, доставшуюся ей в наследство от Golden Telecom.

На данный момент, есть работающие инициативы по Wi-Fi на транспорте в регионах, но наиболее масштабные проекты такого рода реализуются исключительно в столице. Даже в Санкт-Петербурге, городе с традиционно высокими показателями развития интернет-доступа и связи, в подземке Wi-Fi так и не появился, о чем мы упоминали выше. А на наземном транспорте в Северной столице он реализуется в виде точечных проектов: поймать сигнал можно в 101-м автобусе ОАО «Третий парк», следующем в Кронштадт, и в 39-м трамвае, курсирующем в Невском районе.

Сравним с московским опытом, где крупные проекты на транспорте уже реализованы. В частности, с 1 февраля 2016 года в московском наземном транспорте появился бесплатный WiFi: по контракту с «Мосгортрансом» его предоставляет NETBYNET (100% «дочка» «Мегафона»). Скорость доступа в интернет в транспорте составляет до 10 Мбит/с. Как рассказали M2M Russia News в пресс-службе NETBYNET, на конец февраля оснащены Wi-Fi 33% от общего количества транспортных средств. По итогам первого месяца работы услуги, в сети зарегистрировалось более 56 тыс. пользователей, количество пройденных авторизаций превысило отметку 215 тыс.

Другая компания, «МаксимаТелеком», является оператором одной из крупнейших Wi-Fi сети на транспорте в России и Европе: оператор открыл сеть беспроводного доступа в московском метро еще в 2013 году. В 2015 году было зарегистрировано около 550 млн подключений к сети «МаксимаТелеком», ее ежедневная аудитория составила 1,2 млн уникальных пользователей. Всего роутерами оборудовано 650 составов состоящих из 5 тыс. 450 вагонов. Пропускная способность сети - 20 Гбит/с.

С конца 2015 года «МаксимаТелеком» начал предоставлять услуги Wi-Fi и в московском аэропорту «Шереметьево» в терминалах С, D, E и F. А в феврале 2016 года «МаксимаТелеком» выиграла конкурс Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) на оснащение 65 подмосковных электричек WiFi-сетью, значит, сеть будет развиваться. Оснащение должно быть завершено к концу 2016 года. Московский железнодорожный узел обслуживает ежедневно около 1,6 млн пассажиров, и перспективы внедрения Wi-Fi здесь сопоставимы с «подземным» опытом компании.

В тестовом режиме услуга бесплатного Wi-Fi в ЦППК уже работает, правда только на одной из электричек, которая курсирует на савеловском, белорусском и курском направлениях Московской железной дороги. Этот состав был оснащен WiFi-доступом со средней скоростью от 2 до 40 Мбит/c в феврале 2015 года: в его WiFi-сети перевозчик регистрировал в среднем 1,4 млн подключений и 40 000 уникальных пользователей в месяц.

Анонсированное сотрудничество «МаксимаТелекома» с ЦППК, пожалуй, одна из самых масштабных инициатив подобного рода за последние годы на железнодорожном транспорте. И хотя представители РЖД анонсировали курс на повсеместное оснащение электричек доступом к Wi-Fi ещё в 2013 году, подобные проекты ведутся пока не централизованно, хотя перспективы есть.

На железнодорожном транспорте региональные проекты Wi-Fi пока также точечные. Недавно, например, ОАО «Волгоградтранспригород» возобновило доступ к сети интернет через беспроводное Wi-Fi подключение в своих вагонах: интернет появился во всех пригородных электричках. В Нижнем Новгороде в начале года пассажирам электрички «МЕГА-Экспресс» стал доступен бесплатный Wi–Fi от компании «Нижегородская сотовая связь». Также оборудовали Wi-Fi и электрички в Приангарье, не дожидаясь указания из центра: проект реализует «Байкальская пригородная пассажирская компания».

Технические нюансы и монетизация

Пока часть Wi-Fi проектов на транспорте можно отнести к имиджевым: они не приносят своим организаторам реального дохода. Большей же частью для монетизации таких услуг используется рекламная модель, как в московском метро. Кстати, в «Шереметьево» доступ к Wi-Fi от «МаксимаТелеком» платный с 15 минуты: здесь работает другая схема. В метро абонент также может подключить премиальный пакет, получив доступ к московской WiFi-сети «МаксимаТелекома» без рекламы и необходимости авторизации. В зависимости от продолжительности действия услуга стоит от 74 до 99 руб. в месяц.

Но помимо этого оператор вел переговоры с четырьмя сотовыми операторами, работающими в Москве, о создании специального городского тарифа или опции, включающей в себя бесплатный доступ к московской сети WiFi в метро без рекламы и авторизации.

Как рассказал M2MRussiaNewsОлег Копицын, заместитель генерального директора «МаксимаТелеком», у компании есть планы выхода в другие крупные мегаполисы, но пока они «не раскрываются». «Аналогичная Московскому метрополитену модель, где сеть построена полностью на частные средства, возможна в единичных случаях – плотность пассажиропотока почти во всех регионах, все же, сильно ниже, поэтому рекламная модель не позволит окупить инвестиции», - заявил топ-менеджер.

Вопрос об инвестициях – довольно острый, и не каждый региональный игрок сможет себе их позволить на фоне того, когда окупаемость проекта под вопросом.

Как ранее заявляла «МаксимаТелеком», строительство WiFi-сети в Московском метрополитене стоило ей около 2 млрд рублей. А стоимость её контракта с ЦППК - 178,9 млн рублей. Сумма пятилетнего контракта NETBYNETс «Мосгортрансом» на оборудование и обслуживание 8000 транспортных средств – 403 млн рублей.

В «МаксимаТелеком» рассказали M2MRussiaNews, что для подключения транспорта к интернету существует два реально работающих базовых подхода:

первый - использование сигнала сотовых сетей, преобразуемого бортовым роутером в сигнал Wi-Fi. SIM-карт может использоваться несколько для

повышенной отказоустойчивости и пропускной способности. Так, поступили, например, в NETBYNET: специально под проект с «Мосгортрансом» в компании разработали решение на базе нескольких SIM-карт Wifire Mobile. Сигнал обеспечивают как раз специализированные роутеры, а качественное покрытие 3/4G сети в Москве позволяет сигналу проникать в транспорт и обеспечивать до 10 Мбит/с на транспортное средство.

В «МаксимаТелеком» отмечают, что преимущества подключения через мобильную сеть – меньшие временные и финансовые затраты, а недостатки - недоступность сети в часы пик в черте города, невысокая средняя пропускная способность

Стоимость оборудования одной точки может варьироваться от 20 тыс. рублей до 5 млн. рублей на одну подвижную единицу в зависимости от ее размера и класса решения.

Второй вариант – создание собственной инфраструктуры радиочастотных базовых станций для доставки сигнала сети на подвижную единицу. Здесь сигнал принимает ответная мобильная базовая станция, после чего он распределяется сетевыми маршрутизаторами и конвертируется в Wi-Fi с помощью стандартных точек доступа. Преимущества такой схемы - гарантированная стабильная пропускная способность не менее 60 Мбит/с на транспортную единицу, возможность поддержания высокого уровня доступности услуги и реализации дополнительных сервисов. 

«Главный же минус состоит в том, что такие решения дорогостоящие: от 500 тыс. до 5 млн. рублей на одну подвижную единицу плюс от 1 до бесконечности млн. рублей на километр пути. Кроме того, могут существовать административные и физически ограничения при развертывании стационарной радиоинфраструктуры на улично-дорожной сети», - пояснил М2М Russia News Олег Копицын.

Wi-Fi в полете и перспективы

Интересно, что, ссылаясь на постоянный рост проникновения 3G и 4G сетей, многие опрошенные M2M Russia News высказали мнение, что наиболее перспективный сегмент для услуг Wi-Fi на транспорте – это так называемый inflight Wi-Fi, то есть оборудование Wi-Fi хот-спотами воздушных судов. Особенно актуальны подобные интернет-сервисы для бизнес-пассажиров. По данным Markets&Markets за 2015 год, ежегодно бизнес-путешественники только в Серверной Америке и Европе тратят около $1,33 млрд на доступ в интернет во время нахождения в пути. По данным IPKInternational, только в 2014 году такие пассажиры совершили 78 млн деловых поездок.

На данный момент, по числу оснащенных Wi-Fi воздушных судов лидируют США: здесь таких 2793, тогда как в других странах в общей сложности – 623, по данным iPass. Тем не менее, по числу таких судов Россия занимает пятое место в мире после ОАЭ, Германии и Норвегии, а это достаточно неплохой показатель.

Лидирующие страны по числу хот-спотов Wi-Fi в авиации 


iPass, 2015 (по состоянию на 31.12.2014) 

Но и в других сегментах эксперименты с Wi-Fi на транспорте будут продолжаться и, как показывает опыт столичного региона, они вполне имеют право на жизнь при выработке моделей монетизации, выгодных как для перевозчиков, так и для провайдеров. В целом, по прогнозам J’son & Partners Consulting, в 2015-2018 гг. рынок публичных сетей Wi-Fi в России будет расти с показателем CAGR, равным 5%, и к 2018 года его объем превысит 290 тыс. точек доступа.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений