/  Вендинг-город. Можно ли совершать покупки только в вендинг-аппаратах. Наш корреспондент целую неделю не посещал розничных магазинов
63.92 € 67.77

Вендинг-город. Можно ли совершать покупки только в вендинг-аппаратах. Наш корреспондент целую неделю не посещал розничных магазинов

Вендинг-город. Можно ли совершать покупки только в вендинг-аппаратах. Наш корреспондент целую неделю не посещал розничных магазинов

Новостной портал M2M Russia News продолжает рубрику "Как это работает" и представляет результаты эксперимента, который мы провели в двух городах - Санкт-Петербурге и Вологде. Мы попытаемся ответить на вопрос: можно ли совершать покупки только в вендинг аппаратах. Наш корреспондент целую неделю не посещал розничных магазинов.

Вендинг-город

Прежде чем начать наш эксперимент давайте разберёмся, что такое вендинг. Вендинг(от англ. vending или vend —торговать (через автоматы)) - это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов). Наверное, всем нашим читателям известно, что торговый автомат – это устройство, с помощью которого осуществляется розничная торговля товаров и услуг, оплата и выдача которых осуществляется посредством технических приспособлений, не требующая участия человека. Устройство торгового автомата, как правило, состоит из:

  • отсека для товара или компонентов товара;
  • устройства для приёма оплаты;
  • устройство выдачи товара.

Приём оплаты может осуществляться с помощью купюро-, монето- или картоприёмника, в редких случаях с помощью SMS или через интернет. Как правило, автоматы представлены на рынке двух типов, это автоматы с готовым товаром и автоматы, товар в которых изготавливается непосредственно в устройстве выдачи.

Немного из истории

Разновидности торговых автоматов или их подобия были и раньше, но все же официальной датой создания полноценного вендинг-автомата можно назвать дату - 1886 год, в этом году были впервые выданы патенты на торговые автоматы, торговавшие жевательной резинкой. Нужно отметить, что в тот период все они были механические. Уже в 1887 году была создана первая торговая компания, занимавшаяся продажей товаров через торговые автоматы. Первые автоматы были рассчитаны на мелкие монеты, купить их содержимое мог позволить себе даже ребёнок, что обусловило их востребованность и быстрый рост данной индустрии. Сам автомат был прост в эксплуатации и обслуживании, не требовал постоянного персонала и был полностью механизирован. Рядового же покупателя, вендинг-автомат подкупал вкусным содержимым и «элементом игры» при совершении покупки. Электронные автоматы появились несколько позже, вслед за электрификацией городов и развитием и распространением электричества.

Следующей значимой датой в истории вендинг-автоматов можно назвать 1920 год, в этом году появляются первые автоматы для продажи газированных напитков в розлив. После этого, разновидность и модификации автоматов стали расширятся и множиться вместе с ассортиментом товаров, которые можно купить в данном аппарате. Вендинги теперь торгуют не только напитками, но и продуктами питания, товарами повседневного спроса, товарами личной гигиены, табаком, печатными изделиями и многим другим. В 1960 году появляются автоматы с купюроприемниками. В 80е и 90е годы с развитием электроники и компьютерных технологий, мобильной связи, автоматы получили еще большее развитие. Вендоры получают компьютеры, программное обеспечение, GSM-связь, сенсорное управление и другие полезные новшества.

Современный вендинг

Ни для кого не секрет, что пару лет назад в России объявили войну ларькам, что в принципе правильно, угрюмые, невзрачные, неухоженные «будки» расставленные во всех людных местах однозначно портили картину городов. И тут, вроде бы, как раз и возникла ниша для развития вендинг-торговли, но как показала практика - не тут-то было. Давайте все по порядку. Современные вендинг-аппараты разнообразны, удобны в эксплуатации и могут удовлетворить по факту любой потребительский спрос, поскольку разновидностей данных аппаратов великое множество, а их ассортимент регулируется самим владельцем вендинга. Если обобщить, то вендинги можно разделить на два больших класса:

  1. Торговые автоматы (осуществляют продажу продуктов питания и бытовых товаров).
  2. Платежные терминалы (осуществляют продажу услуг).

Торговые автоматы, в свою очередь, могут осуществлять торговлю огромным ассортиментом товаров повседневного спроса, зависящую, пожалуй, только от устройства самого автомата и фантазии его владельца. Типы вендинг-автоматов:

  • для продажи на розлив горячих, холодных и газированных напитков;
  • для продажи холодных фасованных (в банках или бутылках) напитков;
  • для продажи штучного фасованного товара (шоколадки, орешки и т.д.);
  • для продажи сыпучего товара (жвачки, конфеты и т.д.);
  • для продажи горячих блюд (есть автоматы с возможностью просмотра процесса изготовления блюда);
  • для продажи полиграфии (газеты, журналы, открытки и пр.);
  • для продажи мороженного (как фасованного, так и порционного);
  • для продажи табачных изделий;
  • фото-автоматы.

Вот не полный перечень самых популярных. В своем разнообразии торговые автоматы порой удивляют и радуют, например, есть автомат продающий свежевыжатый сок или слитки драгоценных металлов, игровые автоматы, существуют даже автоматы обратного действия, которые выкупают бутылки и банки за наличные.

Платёжные же терминалы, в свою очередь, поражают разнообразием предоставляемых услуг, тут можно оплатить и мобильную связь, коммунальные услуги, такси, штрафы и налоги и многое другое.

Воодушевившись этой темой, мы решили провести социальный эксперимент, а что если: «попробовать прожить неделю, пользуясь только вендинг-автоматами для питания и повседневных нужд». Ведь часто, не имея ни минуты времени, нам некогда зайти в магазин или супермаркет, гораздо проще купить то, что необходимо по пути. При этом мы не стоим в очереди в кассу и не толкаемся возле полок. Сказано - сделано. Выбор пал на два города: Санкт - Петербург, и для сравнения был выбран город «N». 

Санкт-Петербург, крупный мегаполис с населением более 5 млн. человек, развитой инфраструктурой, лояльный к индустриализации, прогрессу и прочим техническим новинкам. Город «N», областная столица, рядовой город Северо-Западного федерального округа, 350 тыс. жителей, 700 км. от столицы России, с «претензией на город, идущий в ногу со временем».

Вендинг-город. Социальный эксперимент

Санкт - Петербург. Вендинг - город. Часть первая

Первую часть эксперимента сложно, конечно, назвать «рогом изобилия», но все же проблем с находкой данных автоматов я не испытала. Широта ассортимента однозначно не плоха и есть, чем разнообразить ежедневный рацион. Воодушевившись первые два дня меня радовали находками. Я с интересом открывала для себя новые торговые автоматы, а качество продуктов в них радовало. Суть проблемы я осознала на третий, пожалуй, день. Оказалось, что вендинг-автоматов с горячим питанием оказалось не столь уж много, как хотелось бы, да и в найденных, ассортимент не позволил разнообразить питание. Но и тут на помощь пришла фантазия - комбинации товаров, покупаемых в автоматах вполне помогли не упасть духом на четвертый день эксперимента. Кроме того, к великой радости я наткнулась на автомат - соковыжималку (с апельсинами), дороговато, конечно, вышло, но я получила приятные впечатления от его использования, и сок шикарный и процесс выдавливания сока виден покупателю, очень интересно было посмотреть. С удивлением я так же открыла для себя автомат на механической основе с товарами женской гигиены, а так же пришелся в пору найденный автомат с электроникой (были приобретены наушники взамен испорченных). На пятый день был найден замечательный автомат с очень вкусным фруктовым чаем, респект магазину О'Кей, в фойе которого он установлен. 

В последние два дня появилось легкое недовольство, поскольку начали раздражать назойливые кофейные автоматы и вендинги с линзами. От подобной популярности, я стала подозревать в слепоте половину города, а вторую половину в кофеманстве. К великой радости, проблем с оплатой некоторых необходимых мне услуг, пополнением счета и оплатой мобильного телефона абсолютно не испытала. Если совсем приобщиться к "разговору" с машинами, то вполне можно было бы и дольше прожить, используя комбинации вендингов, например, оформить заказ в терминале на косметику (или другие товары), оплатить там же и получить через терминал выдачи посылок и товаров (Постамат) или купить железнодорожные билеты.

Мой вывод такой: эксперимент в Санкт-Петербурге удался, но немного смутил ассортимент, так как он довольно однообразен, а так же места расположения подобных автоматов, уж слишком их много было замечено в местах, не поддающихся логике: например, в продуктовых супер- и гипермаркетах (кому они там могли потребоваться, кроме меня, не очень понятно). Еще удивил факт, что в бизнес-центрах, учебных заведениях, медицинских учреждениях таких автоматов как раз немного и не везде они встречаются. Приятно, пожалуй, порадовать смог только вокзал, там и вправду было изобилие и автоматов и ассортимента в них.

Город «N» Северо-Западного федерального округа. Вендинг-город. Часть вторая

Вторую часть эксперимента можно охарактеризовать фразой - «записки голодающего». В отличие от северной столицы, в городе «N» разнообразие автоматов огорчило окончательно. Объехав весь город в поиске вендингов с товарами, я нашла только парочку приличных автоматов с ассортиментом фасованных товаров (шоколадки, чипсы и пр.) и большое количество кофе-автоматов. А вот уже из специфических был замечен только, уже порядком надоевший, вендинг с линзами. Пару дней еще вполне реально прожить на шоколадках с булочками из автомата, но больше - уже проблематично. Еще интересная особенность города «N»: во многих кофематах нет чая! От трехразового приема кофе ускорение, конечно, появилось и даже некий элемент азарта, в надежде найти нечто новое, но кофеин в моем организме зашкалил уже на второй день. Переход на холодную водичку и газировку из автомата мало порадовало, но третий день пережить удалось. На четвертый день поисков я нашла автомат, хоть и без чая, но с куриным бульоном в ассортименте, это была победа!

А вот относительно дальнейшего продолжения эксперимента и его целесообразностью повис большой вопрос. Да, нужно отдать должное, вендинги по оплате услуг действительно есть везде и дискомфорта или особых различий в данной сфере я не почувствовала, но вот автоматов с питанием не просто мало, они реально редкость, а ассортимент ну совсем печален, разнообразия и вовсе нет. По дислокации торговых автоматов та же картина, все они «кучкуются» в торговых центрах, и особо часто встречаются в продуктовых супермаркетах. В общем городу «N» есть куда расти в плане вендинговой инфраструктуры.

Мировой опыт

Столкнувшись с данной сферой и сравнив ситуацию в двух городах России, я решила обратиться к мировому опыту и сделала один общий вывод. В данной сфере мы отстали от Европы лет на 20 или 30. Не только по ассортименту и распространенности вендинг-автоматов, но и по некоторой «заскорозлости» мышления. В США, к примеру, годовой оборот выручки от данных автоматов за 2001 год составил 24 млрд. долларов, а в Европе примерный оборот оценивают в 20 млрд. долларов. В Японии автоматы занимают одну из лидирующих позиций в сфере розничной торговли. Да и это не удивительно, распространённость данных машин гораздо выше, чем в России. Например, в Японии примерно на каждые 23 жителя приходится 1 вендинг-автомат. В Европе на 120 человек, В США на каждые 20 человек, а в России приходится 1 продовольственный вендинг на 100 тысяч. человек. Даже не сравнивая эти цифры, а утвердившись на личном опыте, можно заключить, что рынок вендинг-автоматов не освоен и только начинает у нас развиваться. Плюсы данной индустрии и ее потенциал, как говорится на лицо, разновидности аппаратов для различных групп товаров просто не поддаются подсчету. Западное сообщество потребителей уже давно и плотно использует в повседневной жизни вендинг - машины, а их популярность говорит сама за себя. Добавлю, из личного опыта, что это был полезный и интересный опыт, отчасти развеявший некоторые мои субъективные суждения, но все же хотелось бы пожелать людям занимающимся данным бизнесом или только планирующим - уважаемые, побольше разнообразия и фантазии, мы как потребители, любим, чтобы нас приятно удивляли.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений