63.30 € 67.21

ИТ в транспортной отрасли 2015: обзор рынка

ИТ в транспортной отрасли 2015: обзор рынка

Прошедший год стал непростым для российской транспортной отрасли. Из-за санкций упали объемы внешних перевозок, а вслед за ними сократился объем внутренних перевозок. Кризис привел к снижению внешних и внутренних пассажиропотоков, люди стали меньше ездить. В результате ИТ-бюджеты сократились, основной удар пришелся на новые инвестиционные ИТ-проекты, отмечают все эксперты и участники рынка, опрошенные CNews. По данным рейтинга CNews «Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний 2014», расходы отрасли в 2014 г. выросли на 1% до 16,8 млрд рублей по сравнению с 2013 г.

Затраты сосредоточены на поддержке действующей инфраструктуры. По оценке Александра Позднякова, генерального директора компании First Line Software (создатель процессингового ядра платформы для программы пассажирской лояльности одного из крупнейших российских пассажирских железнодорожных перевозчиков), российский ИТ-рынок в транспортном сегменте в 2014 г. «просел» на 30% в долларах.

Как и в других отраслях экономики, кризис заставил транспортные компании более критично отнестись к инвестициям и операционным расходам, сокращая затраты и требуя максимальную отдачу. «Все игроки рынка пытаются избавиться от валютной зависимости, находятся в режиме жестких переговоров: крайне сложно работать в рамках тех средств, которые были выделены. Заказчикам необходимо завершать проекты, не превышая согласованный бюджет. ИТ-компаниям необходимо повышать качество и оперативность работ и снижать свои финансовые аппетиты», – уверен Дмитрий Трофимов, директор департамента транспорта и авиации группы «Астерос». Из-за сложной экономической ситуации заказчики ИТ-проектов требуют существенных скидок от поставщиков, рассказывает Илья Снигирев, ведущий менеджер направления организационного консалтинга компании AT Consulting. «В этих условиях некоторые поставщики зачастую берут на себя дополнительные риски, а в ходе проекта пытаются изменить объем работ и поставок или по-своему интерпретировать условия договора. Все это, к сожалению, не может не сказаться на качестве и эффективности результатов взаимодействия», – отмечает он.

Госпроектам характерны те же тенденции. Например, в связи со сложной экономической ситуацией, сокращением расходов, отсутствием достаточных средств на реализацию начатых объектов не включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» проект «Белкомур» (строительство железной дороги общей протяженностью 1161 км на территории Пермского края, Республики Коми и Архангельской области). Соответственно, не будет сопровождающих строительство ИКТ-проектов. Правда, Минтранс задумался о реализации «Белкомура» в рамках концессионного соглашения с привлечением китайских инвесторов.

Вообще, государственно-частное партнерство показало себя как наиболее эффективный путь привлечения инвестиций в госпроекты, в том числе в информатизацию. 

Среди основных тенденций – развитие информационных систем управления транспортом и инфраструктурой, в том числе с использованием данных навигационных трекеров. По сути ГЛОНАСС через М2М-решения позволил отрасли оценить свою эффективность. 13 июля 2015 г. вышел соответствующий федеральный закон № 235, согласно которому можно использовать систему «ЭРА-ГЛОНАСС» не только для передачи информации о ДТП и прочих происшествиях на дорогах в экстренные службы, но и для обработки информации в коммерческих целях.

Быстро развивается сервисная составляющая для граждан и бизнеса. Частный сегмент транспортной отрасли занят повышением собственной эффективности. Популярное сегодня импортозамещение не является особенностью транспортной отрасли, однако появилась оценка масштаба проблемы от Минкомсвязи.

CNews Analytics: Рейтинг крупнейших поставщиков ИТ для транспортных компаний 2014

Компания Город Совокупная выручка от
ИТ-проектов в
транспортной
отрасли в 2014 г., руб. тыс.
Совокупная выручка от
ИТ-проектов в
транспортной отрасли
в 2013 г., руб. тыс.
Рост выручки за
2013/ 2014 г.
Ключевые проекты в
транспортной отрасли в
2013–2014 гг.
Ключевые отраслевые
решения компании
Штатная численность
сотрудников компании,
задействованных в
проектах в транспортной
отрасли в 2014 г.
1 Техносерв Москва 4 515 379
5 823 428
-22% Поставка пула решений для "Аэрофлота", "Авиапредприятия "Северсталь" - н/д
2 Астерос Москва 2 918 285 3 058 378 -4,58% Второй этап модернизации серверной и сетевой инфраструктуры аэропорта "Толмачево" Астерос Контакт Авиа – Единое окно н/д
3 Крок Москва 2 638 257 2 412 388 9% Автоматизация контроля конфиденциальной информации в "Новой перевозочной компании" - н/д
4 Omnicomm Москва 1 100 000 1 050 000 5% Оснащение наземного транспорта и спецтехники авиаузла "Шереметьево", интеграция системы Omnicomm в управление парка ГМК "Норильский Никель", внедрение системы в автопарке "Мурманского Морского Торгового Порта", на спецтранспорт "Транснефти", оснащение системой гоночных грузовиков команды "КАМАЗ-Мастер", поставка решений для военного контингента НАТО в Афганистане Omnicomm 200
5 Атол Драйв Москва 861 000 0 - Разработка, производство и поставка тахогафа Drive 5 в автопарки компаний: РЖД, "Почта России", "Ростелеком", "НК "Роснефть", "СПСР-Экспресс", "Силовые машины", Федеральная налоговая служба, "Мосметрострой", "Мособлгаз", "МРСК Сибири", Спецстрой России, МЧС России, Минздрав России, ФСИН России, Минобороны России, "Лукойл" Атол Drive 5 50
6 Компарекс Москва 623 574 517 473 21% н/д - н/д
7 СпейсТим Москва 730 055 560 298 -23% Поставка ГЛОНАСС-оборудования и систем видеонаблюдения в Группу ГАЗ, Volgabus, "Тролза", КАМАЗ, УАЗ, "Галичанин", "Алабуга", "Концерн Тракторные заводы", "Хэндай Ком Транс" Pesa, "Штадлер Минск, "ПК Транспортные системы", "ТрамРус", внедрение РНИС в Смоленской и Калужской обл., Республике Чечня ST Matix, ST Matix Pro, ST IDEa, ST CrossPoint, ST Passenger, Транспорт-Видео, АСУДД-Приоритет, ST Flagman Web, ST TransMedia, SmartRamp, АСОМ, РНИС-Платформа, ST FlyCom, ST NaviTrack, MDS Logistic, ST Billing 200
8 Ай-Теко* Москва 476 313 453 243 5% н/д - н/д
9 Digital Design* Санкт-Петербург 365 088 308 567 18% н/д - н/д
10 Телеком-Защита Москва 346 743 133 478 160% н/д - 10
11 ЦФТ* Москва 279 883 198 865 41% н/д Золотая Корона - Транспортная Карта н/д
12 Cognitive Technologies* Москва 226 977 0 - н/д - н/д
13 Optima* Москва 445 671 0 - н/д - н/д
14 Информзащита Москва 215 852 339 327 -36,39% Внедрение средств защиты информации в Главном вычислительном центре филиала РЖД, внедрение защищенных узлов подключения СПД к СОП интернет в Ярославском, Ростовском, Воронежском, Читинском, Хабаровском ИВЦ (филиалы РЖД) - 120
15 АМТ-груп Москва 204 135 194 600 4,9% Система безопасности и информирования пассажиров Московского метрополитена, система безопасности Петербургского метрополитена, строительство СПД МКАД в рамках первого этапа создания интеллектуальной транспортной системы Москвы, создание сетевой инфраструктуры для адаптивного управления светофорами в рамках построения ИТС Москвы Аркуда-Нави, RTLS н/д
16 АйТи* Москва 172 700 385 500 -55,2% н/д - н/д
17 Аскон Санкт-Петербург 112 705 93 783 20,18% Программное обеспечение собственной разработки для ПО "Севмаш" (Северодвинск), ЦЭНКИ (Москва), "Вымпел" (Рыбинск) Компас-3D, Компас-График, Лоцман:PLM, Вертикаль, Гольфстрим, Лоцман:ПГС, Лоцман:ОРД, Pilot-ICE н/д
18 ICL Казань 101 532 64 274 57,97% Поставка пула решений для ПЭК, "РН-Транс", "АК Барс Аэро", "Связной Логистика" Дежурная часть, Дежурная часть ГИБДД, Система-112, Система-01, Скорая помощь 100
19 Компьюлинк* Москва 93 294 139 948 -33,34% н/д - н/д
20 Галактика* Москва 83 725 72 625 15,28% н/д Галактика Управление транспортом н/д
21 OFT Group* Москва 78 849 200 472 -60,67% н/д - н/д
22 Эшелон*
Москва 75 000 93 560 -19,84% н/д - н/д
23 Корус Консалтинг
Санкт-Петербург 60 000 112 000 -46,43% Совершенствование процессов бюджетного управления в компании "Вертолеты России", модернизация системы бюджетного управления в авиастроительной Корпорации "Иркут", создание и внедрение в ОАК типовой модели бюджетирования - н/д
24 В2В-Center*
Москва 56 048 131 979 -57,53% н/д - н/д
25 Софт Баланс*
Санкт-Петербург 41 400 47 100 -12,10% н/д Автосервис Лайт, Далион:Автосервис, Далион:Автомаркет, Далион: Автобизнес н/д
26 Сириус*
Москва 40 650 0 - н/д - н/д
27 ЛанКей Москва 34 315 33 424 2,67% Строительство ЦОД для ФГК (дочернее предприятие РЖД) - н/д
28 Юнит* Екатеринбург 26 122 23 015 13,50% н/д - н/д
29 Акцент Владивосток 53 150 47 500 11,89% Построение основного ЦОДа для "Дальневосточного морского пароходства", беспроводная инфраструктура для обеспечения транспортно-логистических операций порта "Владивостокский контейнерный терминал", построение отказоустойчивой распределенной вычислительной инфраструктуры для "Администрации морских портов Приморского края", система ВКС для "Транзит-ДВ", проектирование и внедрение комплексных систем связи и безопасности, инженерных систем для "Владивостокского морского порта "Первомайский" - 15
30 Скаут Санкт-Петербург 21 646 12 458 74% Внедрение системы "Скаут" и интеграция с Microsoft Dynamics в "Невской логистической компании", внедрение системы "Скаут" в СПб ГУП "Горэлектротранс", в компании "Легион Скаут 142

* По оценке CNews


Навигация обретает интеллект

В прошлом году завершилась обязательная установка ГЛОНАСС-оборудования на государственном и коммерческом транспорте. Формирование группировки ГЛОНАСС также почти закончилось, из 28 запланированных спутников на конец июля 2015 г. использовалось 24. Начался самый интересный этап – монетизации, хотя кризис значительно тормозит процесс. По оценкам компании Omnicomm, в 2014 г. рынок транспортной телематики сократился на 15%. 

«Наблюдается высокий спрос на внедрение систем GPS/ГЛОНАСС, технологию используют как частные, так и государственные предприятия. Системы применяются на всех видах транспорта», – отмечает Александр Гольцов, генеральный директор «АМТ-Груп».

В госсекторе при внедрении ИТ-решений, использующих показания навигационных систем, в первую очередь ставка делается на безопасность, контроль перемещений, сокращение времени простоев, экономию топлива, выбор оптимального маршрута и т.д. Ярким примером эффективного использования геоданных можно назвать проект в г. Бийске, который развивается с 2012 г. Бийск – самый крупный наукоград России, с населением в 214 тыс. жителей. В городе 39 маршрутов городского транспорта, которые обслуживаются 27 перевозчиками. Ежедневно на маршрутах работает 181 транспортное средство (автобусы, трамваи, «Газели»), которые в день делают 1600 рейсов. Весь транспорт оборудован GPS/ГЛОНАСС-трекерами. Управляет городским транспортом МУП города Бийска «ГТД Центр» с помощью автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления пассажирским транспортом («АСУ-Навигация-Бийск»). Решение использует данные, поступающие с навигационных модулей. АСУ позволило наладить контроль качества транспортного обслуживания, ввести четкий контроль возмещения недополученных доходов от перевозки по муниципальной сети города, что в итоге существенно уменьшило расходы бюджета. «Особенностью внедрения является то, что расходы на установку оборудования в транспорте, содержание всей программной системы, работа диспетчерского центра находится на самофинансировании за счет перевозчиков, – рассказывает Дмитрий Брызгалов, начальник отдела транспорта, связи и экологии администрации Бийска. – Муниципалитетом выделено только помещение. Расходы перевозчиков заложены в тариф и составляют 4% от стоимости проезда. Стоимость обслуживания одного транспортного средства ежемесячно составляет околоi2 тыс., что позволило свести к нулю расходы из бюджета города. При этом, тариф установлен с 2012 г. и на сегодняшний день составляет рублей 12 на трамвае и рублей 13 на автобусе и газели за одну поездку».

Сегодня с помощью системы в режиме реального времени контролируется скорость движения, как транспорт проходит остановки, учитываются отклонения от графика. Вся информация визуализируется на карте. Также в системе формируются отчеты о работе маршрутов, ведомости пробегов, отчеты по нарушениям и т.п. В результате использование навигации помогло администрации города повысить точность перечислений перевозчикам неполученных доходов в связи с перевозками отдельных категорий граждан. При этом «ГТД Центр» выполняет функцию единого городского оператора по навигационному наблюдению за пассажирскими перевозками. В 2015 г. администрация намерена ввести систему безналичного расчета в общественном транспорте «Электронный проездной», также без финансового участия муниципалитета.

В соответствии с региональными программами развития транспортной отрасли, подобные проекты будут реализованы в каждом населенном пункте, обладающем собственной транспортной сетью. Реальные сроки их реализации непонятны, вопросы финансирования – не утверждены.

Мегаполисы, используя данные ГЛОНАСС, строят интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Московский проект стартовал в 2011 г. «В конце прошлого года Министерством транспорта был создан экспертный совет по интеллектуальным транспортным системам, основная задача которого – разработка единых отраслевых стандартов ИТС. В апреле этого года уже был представлен проект «Концепции развития интеллектуальных транспортных систем в Российской Федерации», – рассказывает Александр Гольцов.

Импортозамещение – тренд на среднесрочную перспективу

Заявленный курс на импортозамещение в области высоких технологий буквально взорвал российский ИКТ-рынок. Ведомства рапортуют о соответствующих изменениях в госпрограммах, в том числе отраслевых. Например, по оценкам Минкомсвязи по итогам 2014 г., в сегменте программного обеспечения для транспорта доля импорта составила 80% (для сравнения, минимальный вес импортного ПО в финансовой сфере – 70%). При условии достаточного финансового обеспечения на реализацию плана импортозамещения в отрасли к 2020 г. доля импорта снизится до 65%, к 2025 г. – до 50%.

По мнению генерального директора компании «Лестэр ИТ» (разработчик информационных систем для компаний, осуществляющих железнодорожные грузоперевозки) Владимира Гаськова, в сегменте автоматизации железнодорожной отрасли импортозамещение не только возможно, но и логично. Дело в том, что российские системы для учета и управления железнодорожным транспортом учитывают изменение рыночных условий, что особенно важно в период реформ. «Например, некоторые импортные решения не поддерживают различие между плановыми характеристиками заказа и параметрами его фактического исполнения. В российских системах можно зафиксировать данные в ситуации, когда фактически оказывается набор услуг, отличный от планируемого. Например, компания «ТрансКонтейнер», используя объединенный парк материнской компании, при планировании не знает, чей вагон – собственный или другой «дочки» – будет выгоднее задействовать в момент фактического оказания услуги», – приводит пример Владимир Гаськов.

ИКТ-компании наперебой спешат заявить о сопричастности к поставкам импортозамещающих технологий, однако некоторые участники ИТ-рынка не разделяют оптимистичного настроя, указывая на необходимость долгосрочной и планомерной политики. «Мы можем делать хорошее сталелитейное производство, но не умеем придумывать технологии завтрашнего дня в промышленном масштабе. Несмотря на то что Россия всегда славилась наличием гениев и «Кулибиных», их разработки – вопрос экономической целесообразности. У любого проекта должен быть инвестор, программа окупаемости с плечом в 5–10 лет. В наших экономических реалиях прогноз на такой срок никто делать не будет. Для того чтобы нормально развивались высокие технологии, прежде всего нужны экономическая стабильность и долгосрочный план их развития», – уверен Дмитрий Трофимов.

В целом, участники рынка отмечают, что благодаря политике импортозамещения отечественные ИКТ-компании получили шанс, который важно не упустить под давлением на рынок азиатских поставщиков. Ожидается, что уже по итогам 2015 г. произойдет пересегментирование долей присутствия, в результате которого западные и американские вендоры сдадут позиции. Тенденция не имеет выраженной отраслевой направленности и характерна для всего российского рынка.

Прогнозы и тенденции

Прогноз динамики российского ИТ-рынка в транспортном сегменте в 2015 г. дает Сергей Соловьев: пессимистичный вариант развития событий – снижение в рублях на 5–7%, в долларах США – на 20%. «При оптимистичном варианте снижение объема сегмента в рублях составит 2%, в валюте – на 12%», – считает он. По мнению Александра Позднякова, российский ИТ-рынок в транспортном сегменте в 2015 г. в рублях в лучшем случае сохранится на уровне 2014 г., в худшем – сократится на 20%.

Ожидается, что федеральные госпроекты получат продолжение на региональном уровне. Речь идет о системах, подобных описанному решению «Платон» «Росавтодора». 

«Внесены необходимые поправки в законодательство, для регионов это сигнал к началу активной работы по решению задач контроля за движением грузового транспорта», – считает Степан Масленников.

Вследствие кризиса небольшие транспортные компании постепенно отмирают. Однако они не исчезают, а поглощаются крупными территориально-распределенными предприятиями, которые используют нестабильное время как возможность для дешевых инвестиций в развитие, отмечает Дмитрий Васильев. «Сокращается число небольших транспортных компаний, – согласен Владимир Гаськов. – Купившие подвижной состав на пике цен, они не справляются с долговой (лизинговой) нагрузкой и постепенно поглощаются более крупными игроками». Если тенденция наберет силу, ИТ-рынок в 2015 г. ждет всплеск числа интеграционных инфраструктурных проектов в транспортной отрасли.

Антон Титов считает, что основной упор в транспортной сфере будет делаться на совершенствовании мониторинговых и аналитических систем для отслеживания состояния объектов транспорта, на создание единых систем и баз данных. При этом GPS/ГЛОНАСС-позиционирование может дополниться технологией Real Time Location Systems (RTLS, наземные системы позиционирования в реальном времени). «Применение спутниковых систем ограничивается точностью позиционирования, которая составляет 6–15 метров. Ее достаточно для отслеживания транспорта на городской улице или междугородной трассе, но не для ограниченного пространства транспортных дворов, стоянок, сортировочных путей, – считает Александр Гольцов. – Кроме того, при определенных условиях спутниковый сигнал может не достигать приемника или приходить со значительными искажениями. Мешать могут местонахождение объекта внутри помещения, плотная листва деревьев, помехи от различных наземных радиоисточников». По мнению эксперта, оптимальным решением может стать применение RTLS-решений.

По мнению Сергея Соловьева ключевыми тенденциями информатизации транспортной отрасли, как и по другим направлениям экономики, в среднесрочной перспективе будут облачные и мобильные технологии, Big Data. Набирает обороты партнерство на базе электронных торговых площадок. «Происходит коллаборация перевозчиков и заказчиков на единой информационной площадке, где они взаимодействуют между собой, могут отправлять заявки, выполнять расчеты и проводить тендеры. Мне кажется, что за такими открытыми торговыми площадками стоит будущее», – считает Дмитрий Васильев.

Из ИТ-решений, потенциально представляющих высокий интерес для пассажирского транспорта, можно отметить все, что связано с монетизацией пассажиропотока. 

«Транспортные компании обладают огромным богатством – через них ежедневно проходит огромное количество людей. В некоторых странах Европы прямо на железнодорожных станциях расположены аудиовизуальные комплексы, которые информируют пассажиров о товарах, продающихся тут же в автоматах или киосках. Кроме того, на дисплеи можно выводить расписания рейсов, справочную информацию и экстренные сообщения», – рассказывает Дмитрий Васильев. 

В московском аэропорту «Домодедово» уже установлен подобный комплекс из более чем 200 видеотерминалов, которые постоянно находятся в пределах видимости пассажиров, независимо от их перемещений по зданию аэропорта. Информация выводится на экраны централизованно и в режиме реального времени. Еще одна возможность для пассажирского транспорта нарастить выручку за счет рекламы – сети Wi-Fi. В целом отрасль становится все более открытой, процессы взаимодействия игроков на рынке постепенно унифицируются, заключает Дмитрий Васильев.

Подписаться на новости

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений