Каршеринг приходит в мегаполисы на замену личному авто | iot.ru Новости Интернета вещей
94.09 € 100.5

Каршеринг приходит в мегаполисы на замену личному авто

Объем российского рынка каршеринга в единицах транспортных средств оценивается в 10% от мирового. Уже в этом году Москва может выйти на первое место в мире по доступности каршеринга. Столичные власти предоставляют льготы и субсидии опеарторам каршеринговых сервисов. Эксперты iot.ru отмечают, что развитие рынка в регионах произойдет после становления московского. Однако в малых городах сервисы могут не найти аудитории. 

Российский рынок каршеринговых авто – 10% от мирового

В мире насчитывается 500 поставщиков услуг каршеринга, а наибольшая доля пользователей приходится только на 25 из них. Количество пользователей каршеринга вырастет с 23,8 млн по итогам 2017 года до 60,8 млн в 2022 году, отмечали аналитики Berg Insight. Среднегодовые темпы прироста рынка (CAGR) составят 20,6%. Количество автомобилей в системе каршеринга увеличится с 214 тыс. по итогам 2017 года до 705 тыс. в конце 2022 года, а CAGR составит 26,9%.

На российском рынке работает 20 каршеринговых сервисов. Российский парк транспорта для краткосрочной аренды составляет 25 тыс. машин (почти 10% от мирового автопарка каршеринга). На Москву приходится 17,5 тыс машин. Лидерами, по словам Александра Захарова, руководителя направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр», стали три сервиса «Делимобиль», Yandex.Drive и BelkaCar. Их доли составляют 23%, 22% и 20% соответственно. 

Модель лизинга стала основной в работе каршеринговых сервисов. Период окупаемости составляет от 10 до 20 месяцев, объем первоначальных вложений оценивается на уровне 1,5 млн рублей из расчета 10-15 собственных или арендованных авто и четырех сотрудников. 

В деньгах российский рынок каршеринга можно оценить в $115 млн, добавил Александр Захаров.

По оценкам столичного департамента транспорта, Москва уже в этом году станет крупнейшим городом в мире по количеству каршеринговых машин. По оценкам JPMorgan, москвичи ежедневно совершают 60 тыс. поездок на каршеринговых автомобилях. «Емкость российского каршеринга оценивается в 60 тыс. автомобилей. Эта оценка неоднократно пересматривалась в большую сторону. В России, преимущественно в Москве, созданы условия для популяризации сервисов краткосрочной аренды. Расширение зоны платной парковки, рост стоимости владения и обслуживания личного автомобиля, льготы и субсидии от городских властей способствуют агрессивному росту каршеринговых компаний», – рассказала Екатерина Макарова, сооснователь каршерингового сервиса, BelkaCar.

Столицы лидируют

В России каршеринг сфокусирован на Москве из-за существенной разницы в экономической составляющей с регионами, отметила Екатерина Макарова. На Санкт-Петербург приходится 2 тыс. автомобилей. «За последние полгода в северной столице запустилось несколько сервисов: Яндекс.Драйв с 1 тыс. машин, CarSmile с 320 и Carenda со 150», – сообщила Анна Смирнова, главный редактор Carsharik. В мегаполисах каршеринг становится с финансовой точки зрения привлекательной заменой личному транспорту. Это происходит из-за роста цен на бензин, на платные парковки и страховые продукты. 

«Чем больше автомобилей в доступе, тем удобнее становится сервис. Вероятность того, что свободные автомобили окажутся рядом с офисом или домом клиента постоянно растет. В итоге растет спрос на сервисы, а сервисы увеличивают количество автомобилей», – объяснила Анна Смирнова.

Сейчас развитие рынка сдерживают три фактора: высокий порог входа, сложность в разработке технологических решений, а также малая узнаваемость брендов. Но, по прогнозам экспертов, к 2025 году в России 30 тыс. автомобилей будут использованы под нужды каршеринга.

Тенденции на российском рынке

Развитие регионального рынка обеспечит становление московского

Развитие каршеринга в других городах России ускорится, когда столичный рынок будет переполнен. Тогда операторы начнут расширять географию присутствия. «Дополнительным стимулом станет введение платных парковок в городах-миллионниках. В то же время в небольших городах, за исключением курортных зон, ожидать появления каршеринговых компаний не стоит. В них слабо приживаются даже крупные агрегаторы такси, поэтому о перспективах для аренды авто здесь говорить пока не приходится», – отметил Александр Сапов, СЕО GetTransfer.com.

Еще один фактор, который обеспечит успех каршеринга в регионах – это бесплатное использование муниципальными парковками. По мнению Екатерины Макаровой, льготы на парковку для каршеринговых автомобилей стали весомым аргументом для экспансии. «Большим шагом вперед будет принятие единого регулирующего федерального закона, это ускорит появление каршеринга в регионах», – добавила эксперт.

Появление локальных игроков

В регионах продолжат появляться самостоятельные локальные сервисы. В 2019 году каршеринг появится как минимум в десяти новых городах, сообщила Анна Смирнова. На федеральном уровне появление новых сервисов маловероятно, отмечает Александр Захаров: «Рынок перенасыщен. Входить новым игрокам становиться сложнее и дороже. Некоторые операторы намеренно занижают цены, чтобы привлечь новых клиентов и удержаться на рынке. Например, утренние тарифы от Делимобиля и TimCar. Сервисы не смогут долго работать в убыток, цены придется поднимать». По его прогнозам, на рынке через несколько лет может остаться 3-4 федеральных игрока.

Отказ от собственного транспорта в пользу каршеринга

Пользовательский интерес к краткосрочной аренде авто растет, а расходы на содержание собственного транспорта становятся все выше (бензин, парковка, страховка, налоги, запчасти). Государственная поддержка для развития каршеринга – важный фактор. «Платные парковки в Москве, за которые не нужно платить тем, кто ездит на шеринговых авто, стали одними из ключевых драйверов роста этого рынка. В США машина давно воспринимается как расходный материал по аналогии с мобильным телефоном. В России автомобиль остается статусным объектом. Однако со сменой поколений эти установки постепенно исчезают, что тоже работает на рост популярности каршеринга», – отметил Александр Сапов.

Сегментация рынка

В борьбе за клиента каршеринговые компании будут предлагать больше автомобилей и тарифов. Это позволит удовлетворить запросы разных пользователей. По словам Александра Сапова, российский рынок каршеринга проходит стадию сегментации. Аудитория делится на тех, кто выбирает авто премиального, среднего и бюджетного класса. Операторы появились уже в каждом сегменте, в том числе, есть и «лоукостеры», предлагающие поминутную аренду машин отечественных марок.

«В 2018 году заработал каршеринг МатрёшCar, автопарк которого в принципе не включает автомобилей классов стандарт и эконом. Можно арендовать Kia Stringer Jaguar XE, Mercedes-Benz С180 Sport и Land Rover Discovery Sport. Цены на них от 16 до 20 рублей за минуту активной аренды», – отметила Анна Смирнова.

Компании Voron и BCRENTизначально вышли на московский рынок с автомобилями бизнес-класса. Премиум-сегмент открывают многие традиционные каршеринговые операторы У Яндекса доступны Audi A3 и Q3, BMW 520i, Genesis G70, Mercedes E200, Porshe 911, Carrera 4s и Macan. У BelkaCar - Mercedes-Benz GLA и CLA. У Anytime есть отдельный бренд с собственным приложением Anytime.Prime. В этом сервисе доступны Audi A3, Q3, TT, BMW 320i, Mercedes E200, GLC и G-класса.

Переход на экологичный транспорт

Работа в этом направлении ведется. Например, «Делимобиль» вместе с государственной корпорацией Ростех развивают сеть заправок для электромобилей, рассчитанных на работу с моделью Renault Twizy. Тестирование этого проекта ведется в Тюмени, Сургуте и в курортной зоне Краснодарского края.

Слияния и поглощения маловероятны

Консолидация в текущих условиях маловероятна, небольшие игроки, которые не выдерживают работы в минус и уходят с рынка. Крупные сервисы будут наращивать присутствие, используя эффект масштаба и инвестиции, отметила Екатерина Макарова. 

«Ожидается усиление позиций федеральных игроков на рынке. Поэтому ряд небольших сервисов обанкротится или переедет в другие регионы, как каршеринг Carenda. Альтернативный вариант – вхождение локальных брендов в кооперации например, через агрегаторы типа SWAPP. Обязательное условие для развития подобных сервисов – возможность единой регистрации в каршерингах через одно приложение», – добавила Анна Смирнова. 

Мировой опыт 

На западе каршринговые сервисы активно развивают автоконцерны. Они же – крупные акционеры и владельцы сервисов. 

В большинстве европейских мегаполисов операторы наращивают долю электромобилей и «гибридов», что поощряется администрациями многих городов. К примеру, 15 января в Париже начал работать каршеринг Car2Go, в автопарк которого вошли только электромобили (400 Smart EQ ForTwo). В Германии пользователи сервиса car2go получают бонусы за пользование электромобилями, поэтому там очень распространены авто марки Smart на электроприводе. 

В некоторых странах происходит развитие каршеринга между частными лицами. Люди арендуют авто друг у друга при посредничестве специальных фирм, которые оставляют за собой комиссию с арендатора.


Подписаться на новости Обсудить

Назад

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений