Каршеринг«Яндекс.Драйв» потерял лидерство в Москве
«Яндекс.Драйв» потерял 9 п. п. рыночной доли в Москве за год, уступив лидерство по числу поездок «Делимобилю», следует из отчета Bank of America от 16 июня, посвященного «Яндекс.Такси». Аналитики опирались на статистику столичного департамента транспорта по использованию каршеринговых сервисов с июня 2020 года по июнь 2021-го, которая публикуется в Telegram-канале ведомства. Об этом
сообщает «Коммерсантъ».
Из данных дептранса следует, что в июне 2020 года доля «Яндекс.Драйва» по числу поездок составляла 48,7%, в ноябре — 41,5%, а в июне этого года — 39,9%.
В то же время у «Делимобиля» доля выросла с 37,1% до 40,5%, BelkaCar — с 10,6% до 15,9%. Доля остальных операторов, в которой учтен «Ситидрайв» (бывший YouDrive), осталась на уровне 3,7%.
В «Яндексе» отказались от комментариев. Основатель и бывший гендиректор YouDrive Борис Голиков объясняет смену лидера тем, что «Делимобиль» продолжает наращивать автопарк в Москве в отличие от «Яндекс.Драйва», который к тому же часть машин начал предлагать в долгосрочную аренду. В то же время у «Делимобиля» для этих целей есть отдельная компания и бренд — Anytime, добавил он.
Издатель отраслевого портала «Трушеринг» Юрий Николаев выделяет несколько причин: «Во-первых, "Яндекс.Драйв" запустился в феврале 2018 года, то есть более трех лет назад. Дептранс требует, чтобы машина была не старше трех лет для оформления льготы на парковочные места, по которой одно место обходится в 30 тыс. руб. вместо 300 тыс. руб. в год. Соответственно, спустя три года машины "Яндекс.Драйва", с которыми сервис стартовал, фактически выпали из парка»,— поясняет он.
Кроме того, пользователи чата «Трушеринга» отмечают «субъективно более высокие тарифы» «Яндекс.Драйва», поэтому часть клиентов могла перетечь к конкурентам, добавляет Юрий Николаев.
Москва — крупнейший по выручке регион на рынке каршеринга. В марте департамент детально исследовал этот рынок и выяснил, что в сутки на «Яндекс.Драйве» совершалось 55,6 тыс. поездок, на «Делимобиле» — 38,5 тыс. «Яндекс.Драйв» также лидировал по частоте поездок пользователей на одной машине в день с показателем в 6,1. По состоянию на март у «Яндекс.Драйва» было 10,8 тыс. разрешений, у «Делимобиля» — 8,7 тыс. разрешений, у BelkaCar — 4,2 тыс., у «Ситидрайва» — 1,4 тыс. Фактически цифры означают текущий размер автопарка сервисов.
Весь рынок каршеринга в России, по оценкам «ТИАР-Центра» и РАЭК, в 2020 году составил 22,4 млрд руб., показав рост в деньгах на 9%. В поездках рынок потерял примерно 10%, их совокупное число составило 70 млн в прошлом году.
Рынок каршеринга все еще находится в активной стадии роста, полагает гендиректор «Ситидрайва» Алексей Сергеев. «Мы прогнозируем, что доли ключевых игроков будут заметно перераспределяться еще несколько лет. "Ситидрайв" также активно планирует экспансию рынка, в ближайшее мы увеличим присутствие в столице»,— отмечает он.
Общей для рынка проблемой остается дефицит машин, их очень сложно взять в лизинг, указывают эксперты.
«Сейчас дефицит глобальный, он вызван нехваткой электронных компонентов для машин. Для дилеров же выгоднее продавать автомобили частным лицам в кредит, чем лизинговым компаниям»,— объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Впрочем, по его мнению, сейчас автомобилей в каршеринге достаточно, и компании могут «немного потерпеть без бурного развития». На этом фоне, уточняет собеседник на рынке каршеринга, пополнение автопарка «Делимобиля» можно объяснить заключенными ранее договоренностями с рядом дилеров о поэтапной передаче несколько сотен автомобилей им в лизинг.
Назад